Исследование: звучание имени влияет на оценку личностных качеств человека
Известно, что отдельные звуки и сочетания звуков ассоциируются с определенными образами, тактильными ощущениями и эмоциональным состоянием. Например, слово «буба» вызывает ассоциации с чем-то округлым и мягким, а слово «кики» — с твердым и острым. Этот эффект называют звуковым символизмом.
Группа канадских исследователей решила пойти дальше и проверить, как звуковой символизм имени влияет на решения о профессиональных качествах его носителя. В частности — когда речь идет о поиске подходящего кандидата на вакантную должность.
Авторы провели четыре эксперимента, чтобы измерить, насколько проявляется этот эффект при разном объеме доступной информации о кандидате. В первых двух участники получали только пару имен кандидатов и описание — кто идеально подошел бы для вакансии. В третьем участникам дополнительно показывали фотографии. Четвертый был самым реалистичным: участники смотрели короткие видеопрезентации. Каждому «кандидату» в них было присвоено одно из имен, использовавшихся в других экспериментах.
Участникам нужно было выбирать из пар имен, в которых одни звучали «гладко» (например, Лиам или Ноэль), а другие — «резко» (Грета, Тейт, Криста).
В итоге гипотеза авторов подтвердилась. В экспериментах 1 и 2 участники чаще выбирали кандидата с «гладким» именем для вакансий, требующих таких черт, как честность, скромность, эмоциональность, доброжелательность и открытость.
В эксперименте 3, когда добавили фотографии, эффект звукового символизма сохранялся, но был менее выраженным. Наиболее заметным отличием было отсутствие ассоциаций имен с эмоциональностью и доброжелательностью. В эксперименте 4, где участникам показывали видеоинтервью, влияние имени было гораздо менее значимым.
Таким образом, звуковой символизм действительно влияет на восприятие — но в основном в условиях дефицита информации. Насколько этот эффект сказывается на предпочтении кандидатов в реальных условиях, пока неясно.
Еще на
эту тему
Экономические истории: как язык влияет на экономику
Обзор публикаций онлайн-издания «Эконс»
«Знают» или «считают»: выбор глагола в заголовке влияет на отношение к содержанию статьи
Некоторые распространенные формулировки заставляют читателя воспринимать факт как мнение
Исследователи выявили корреляции между звуковой системой языка и особенностями климата
Например, они установили, что в регионах с высокой температурой больше гласных