Бедность речи беспокоит учителей русского языка больше, чем заимствования
Бедность речи половина опрошенных русистов считает главной проблемой современного русского языка. На втором месте оказалось упрощение языка — его отметили 17% респондентов. Речь идет о написаниях вроде «щас» вместо «сейчас» и неверных ударениях (договорА вместо договОры). Распространение бранной лексики волнует 13% преподавателей.
А вот активное заимствование иностранных слов беспокоит лишь 10% учителей. Примерно столько же недовольны проникновением жаргона в медиа и разговорную речь. А так называемый канцелярит, который Корней Чуковский считал главной болезнью русского языка, тревожит всего 1% опрошенных.
41% педагогов заметили обеднение лексикона не только у взрослых, но и у детей. Треть учителей указывает на конфликт между разговорной речью, которую ребенок слышит в повседневной жизни, и официальными нормами, преподаваемыми в школе. Многие дети не видят смысла в изучении тонкостей родного языка, если их и так понимают окружающие.
Среди наиболее сложных тем для изучения педагоги назвали орфографию (особенно правописание -н- и -нн-), пунктуацию и культуру речи. Детям трудно даются написание не с разными частями речи, правописание наречий и чередование гласных в корнях слов.
40% опрошенных считают, что культуре речи вредит общение в соцсетях и потребление онлайн-контента. Однако интернет может стать и союзником в борьбе за грамотность. 83% преподавателей уверены: если грамотное письмо и речь войдут в моду у популярных блогеров, подростки последуют их примеру.
Развитие образовательных каналов, подкастов и учительских блогов о русском языке также может способствовать популяризации грамотной речи. Правда, собственный блог или канал пока есть только у 3% опрошенных учителей.
Для сохранения культуры речи учителя рекомендуют читать классику, пользоваться словарями и расширять кругозор. А чтобы не терять навык — набирать текст в телефоне с отключенным автокорректором.
Всероссийская профессиональная олимпиада «Хранители русского языка» проводится для учителей русского языка российских школ и преподавателей-русистов заграншкол МИД России. Отборочный (дистанционный) тур продлится до 28 ноября, а финал пройдет в феврале 2026 года в Москве. Учредителями выступают Государственный университет просвещения и Благотворительный фонд «Эмпатия».
Еще на
эту тему
Фонд «Эмпатия» узнал мнение учителей о главных проблемах школьного русского
На вопросы ответили более 500 педагогов — участников Всероссийской олимпиады «Хранители русского языка»
Кофе среднего рода и другие поводы для волнений: русский язык просит не беспокоиться!
Книга Светланы Гурьяновой опровергает мифы и развеивает заблуждения
Портится ли русский язык?
Лекция академика Владимира Александровича Плунгяна