Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

«Между мужской и женской речью нет непреодолимого барьера»

Существуют ли в действительности мужской и женский стили? И проявляются ли они только на письме? Мы примерно представляем, «о чем говорят мужчины», но как они говорят? И есть ли в таком случае особый женский язык? Обо всем этом, пережив длинные праздники имени Восьмого Марта, журналист Ксения Туркова поговорила с заведующей лабораторией гендерных исследований Московского государственного лингвистического университета, доктором филологических наук, профессором Аллой Кирилиной.

Ксения Туркова: Алла Викторовна, у вас как у специалиста по гендерной лингвистике какие чувства вызывает словосочетание «женский день»? Что думаете об этом празднике?

Алла Кирилина: Для меня это День международной солидарности трудящихся женщин. Как человек, трепетно относящийся к профессиональной  самореализации, люблю этот праздник. Для меня это повод вспомнить о тех, кто боролся за право женщин получить, например, доступ к образованию и профессии. А это не само собой разумеется даже и сейчас. Взять женщин цивилизованной Швейцарии: они получили право голоса только в 1971 году. В 70-е же годы немецкие журналистки боролись за право читать политические новости в эфире. Разве можно было у нас такое представить?  Хотя и у нас в последние годы усилилось представление о женщинах как о не вполне дееспособных или как объектах потребления. Это меня печалит.

Если уж заговорили о праздниках... Почему мужчины часто стесняются произносить тосты? Но при этом те, кто не стесняется, делают это лучше женщин? 

А. К.: Возможно, вы просто наблюдали частный случай. Дело в том, что в разных странах и разных культурах есть (более или менее) допустимые или желательные социальные нормы для женщин или мужчин. Например, ненормативная лексика в женском исполнении подвергается большему осуждению, хотя сегодня эта норма в нашей стране ослабевает.

Произнесение тостов  во многих обществах — мужская деятельность (хотя бы по той причине, что женщин не везде допускают к столу, когда за ним сидят мужчины).  Это, однако, не означает, что женщины не могут или не способны тосты произносить. И есть, наконец, вопрос восприятия. Когда вы слышите слово «профессор», кого вы представляете?

А есть ли вообще исследования, кто более красноречив?

А. К.: В начале развития гендерных исследований считалось, что пол — определяющий фактор коммуникации и что в обществе патриархата (мужской власти) мужчины в своем речевом поведении эту власть воспроизводят: чаще перебивают, дольше говорят, отдают больше распоряжений, контролируют тематику общения... Однако последующие исследования показали иную картину.

Пол — это не главный фактор общения. Человек  «складывается» из целого ряда параметров: статуса, возраста, профессии, пола, темперамента... И каждый из них вступает в действие далеко не всегда. Кроме того, параметры могут действовать одновременно.

Да и один и тот же человек в разных ситуациях может вести себя и разговаривать по-разному. Это, например,  зависит и от привычек, тренированности. Например, жена-домохозяйка, вполне авторитарно разговаривающая дома, может застесняться и промолчать на родительском собрании, поскольку не привыкла выступать даже перед небольшой аудиторией. А преподавателю это не составит труда, так как он или она каждый день как на сцене. Вместе с тем в каждой культуре существуют гендерные стереотипы — коллективные представления о том, какими должны быть мужчины и женщины,  как им следует жить и действовать, а также о том, чего можно от них ожидать.

Проявляется гендер и в общении. Как считают ученые, в детстве и подростковом возрасте мальчики и девочки вращаются преимущественно в однополых группах. Общество в лице семьи, школы, церкви, армии и других систем предъявляет к ним различные требования и ожидает от них различного поведения, поощряет ожидаемое и осуждает отклонения от него. Так, мальчикам обычно дают больше свободы, их отношения более конкурентны. Девочек воспитывают в другом ключе: им прививают послушание, аккуратность, внимание к окружающим вплоть до самопожертвования, эмоциональность и приветливость. Не поощряются упрямство, неуступчивость, резкость, а также похвальба и самовосхваление, даже если для них есть основания. Воспитание связано также с внушением мальчикам и девочкам разных представлений о социальном престиже и с развитием у них различных речевых привычек и стилей общения.

Когда же подростки взрослеют и образуют смешанные коллективы, они применяют усвоенные ранее модели общения, что нередко ведет к недоразумениям и даже к конфликтам. Однако причины непонимания, как правило, не осознаются, так как обе стороны действуют в соответствии с усвоенными образцами и не задумываются о том, что эти образцы могут различаться. Кроме того, одни и те же речевые формулы могут быть по-разному интерпретированы женщинами и мужчинами.

Фразу «Давай я тебе помогу!» можно понять как стремление облегчить жизнь близкому человеку, проявить заботу о нем, но и как желание продемонстрировать свое превосходство, более высокий статус. В таком случае помощь может показаться унижением.

Вследствие разной социализации и неодинаковых требований, предъявляемых обществом к лицам мужского и женского пола, большинство женщин охотно делится своими проблемами, не стесняется обращаться за помощью, ценит сочувствие и поддержку. Мужчины же, как правило,  склонны решать проблемы, не обращаясь  за  помощью, более нацелены на независимость и конкурентную борьбу, болезненно воспринимают выражение сочувствия или жалости; привыкли подтрунивать над неприятностями; хорошее отношение могут выражать в форме подначивания. У женщин же это не принято и может быть понято как желание задеть или агрессия.

Кто более искусен в полемике? Если бы у нас была женщина — кандидат в президенты, она бы блеснула?

А. К.: На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Как  мы  уже выяснили, пол не является определяющим фактором коммуникации. Однако сегодня XXI век, и история уже показала многократно, что женщины  преуспели в таком количестве областей и профессий — от летного мастерства и литературы до политики и инженерного дела, — что всякие дискуссии о том, способны  ли они что-то сделать, вызывают удивление.

По каким признакам можно определить, речь мужская или женская? А речь «унисекс» существует? 

А. К.: Между мужской и женской речью нет непреодолимого барьера. Общего у нас больше, чем различий.  Тем не менее попытки установить признаки мужской и женской речи неоднократно предпринимались. Как правило, они дают противоречивые результаты и не считаются научными. Исследуются же различные контексты и ситуации, а также средства языка, при помощи которых мужчины и женщины конструируют гендер. Особенно интересно в этом плане профессиональное общение.

Всякое высказывание не только содержит информацию по теме беседы, но и несет в себе «опознавательные знаки» говорящего — его представления о себе, своих ценностях и предпочтениях. Все это отражается в выборе соответствующих слов и выражений, в ритме и интонациях, в способах выражения мысли. Поэтому ученые говорят о том, что в своей речи мы конструируем собственный образ, в том числе и его гендерный параметр. 

Различается ли произношение?

А. К.: Есть данные, что женщины, как правило, тяготеют к более «престижным», скажем так,  вариантам произношения, тщательнее следят за речью, за тем, как они говорят.

Кто более грамотный — мужчины или женщины? 

А. К.: По данным некоторых отечественных экспериментов, чем выше уровень образования, тем меньше различий. Среди лиц с невысоким уровнем образования женщины оказались грамотнее. Это можно объяснить и тем, что в них с детства воспитывают  старание соблюдать правила и нормы, и тем, что основная часть школьной программы по русскому языку приходится на период, когда мальчики еще неусидчивы и не любят учить уроки.

А кто больше обращает внимание на ошибки? В фильме «О чем говорят мужчины — 2» герой говорит, что его девушка написала «вообщем» и он в ней разочаровался. Такое бывает?

А. К.: Есть исследования, показывающие, что женщины стараются в устной речи исправлять допущенные ошибки или оговорки. Разочарование же происходит из-за несоответствия ожиданиям. Если слово показало молодому человеку, что девушка относится к социальной группе, которую он не приемлет, это может иметь самые печальные последствия.

Как думаете, какие слова раздражают женщин? А какиемужчин?

А. К.: Раздражают обычно не сами слова, а то «послание», которое в них заложено или из них считывается. Мы уже говорили о предложении помочь. Из него можно считать и мысль «Я хорошо к тебе отношусь и хочу облегчить твою жизнь», и мысль «Ты сам не способен это сделать, а я могу — я лучше тебя, а ты от меня зависишь».

Вы можете составить топ-10 мужских фраз и топ-10 женских?

А. К.: Это зависит от возраста, образования, увлечений и проч. На всех мужчин или всех женщин такие тенденции не распространяются. А вот в узкой профессиональной сфере о некоторых сходствах говорить можно.  Например, Л. Н. Маслова при изучении согласия и несогласия в устной научной дискуссии установила, что женщинам-ученым (конечно же, не всем) свойственно предвосхищение критики: уже в самом начале выступления они указывают на возможные несовершенства доклада.

Ксения Туркова, кандидат филологических наук, журналист

Еще на эту тему

Кофе среднего рода и другие поводы для волнений: русский язык просит не беспокоиться!

Книга Светланы Гурьяновой опровергает мифы и развеивает заблуждения

Когда докторша стала врачом

Непростая судьба феминитивов для профессий

О некоторых особенностях современной русской речи

Арготическая, уголовная лексика оказывает влияние на интеллект нации

все публикации

Как разное понимание языковой нормы приводит к коммуникативным неудачам

Выступление научного консультанта Грамоты Владимира Пахомова на конференции «Медиатекст: векторы развития и перспективы изучения» 


Наш человек! Как появились и что значат названия народов — этнонимы

От имен легендарных прародителей до прозвищ, данных соседями


Шепот на ухо и бесконечный пазл: две истории о переводе с турецкого

Тюрколог Аполлинария Аврутина переводила не только Орхана Памука, но и суфийскую поэзию XIII века


Вышел в свет второй выпуск журнала «Русская речь» за 2024 год

В нем анализируют такие языковые единицы, как «босяки», «верги» и «зеленые береты»


Как отличить текст, написанный нейросетью? Ряд критериев предложен на «Хабре»

ИИ не способен к оригинальному мышлению и творческому осмыслению информации


Мягенький заинька у плохонькой березоньки: по каким правилам пишутся уменьшительно-ласкательные суффиксы?

Каждый месяц мы выбираем и комментируем три вопроса, на которые ответила наша справочная служба



Вышел в подарочном издании «Словарь поэтических иносказаний Пушкина» Валерия Сомова

Автор считал этот словарь кентавром: «По форме — справочник, по сути же — книга для занимательного чтения»


Подкаст «Что это значит?» проясняет смысл необычных современных слов

Даже если вы избегаете новых заимствований, полезно понимать, откуда взялись ретрит, косты и непо-бейбис


Функции и характерные черты публицистического стиля речи

Он предназначен для СМИ, выступлений и публицистической литературы


Обучение и самообучение: как синтетические данные влияют на работу больших языковых моделей

Михаил Копотев о роли сгенерированных нейросетью текстов в развитии моделей и в жизни людей


В Москве прошла первая стратегическая сессия «Информационные технологии и языки народов России»

Мероприятие организовано Домом народов России при поддержке ФАДН России


Русский язык как государственный: что означает этот статус

Когда средство общения становится символом страны и национальным достоянием



Два брата и два алфавита: история изобретения славянской письменности

Кирилл и Мефодий вместе с учениками придумали не только буквы, но и язык




Как относиться к русскому мату? Мария Ровинская в подкасте «Кот Шредингера»

О табу и правилах безопасности при использовании сильных языковых средств


Чтобы хорошо учиться, детям нужно больше слов

Исследователи рекомендуют увеличивать словарный запас детей тремя способами


Чтение: практика, меняющая сознание

Пять книг о том, зачем мы читаем и как получить от этого занятия пользу и удовольствие