Подсказки для поиска
Назовите ваше слово года!
Кто станет кандидатом

ФИПИ зафиксировал снижение результатов ЕГЭ по русскому языку в 2025 году

Более половины участников ЕГЭ-2025 по русскому языку не смогли решить задание на правописание ни и не. Об этом пишет ТАСС со ссылкой на данные Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Трудности возникали с выбором правильного написания (не)даром, гласными и и ы после приставок, с использованием разделительных твердого и мягкого знаков.

Со слитным, дефисным и раздельным написанием слов разных частей речи справились только 40% выпускников. Сильное снижение результатов зафиксировано в задании 3, которое проверяет знание функциональной стилистики и владение культурой речи. В 2025 году его успешно выполнили только 31% сдававших экзамен — в 2024 году таких было 47%.

Комментарий учителя русского языка и литературы, методиста Грамоты Елизаветы Матросовой:

«Уже давно в ЕГЭ по русскому языку мы видим тенденцию к усложнению. Это связано с жесткой конкуренцией выпускников во время приемной кампании. Поэтому одна из задач, которая стоит перед составителями экзамена, — максимально усложнить задания, обратиться к исключениям и т. д.

Отчасти с этим можно согласиться. Например, ребенок, который четко знает правило и меет его применять, не напишет в незнакомом ему слове оргединица твердый знак. Если ребенка научили разбираться в логике языка, то он понимает, что производные от слов-исключений слова тоже становятся исключениями (например, скачу на лошади —> проскачу на лошади). 

В то же время в соответствии с логикой усложнения в экзамене появляются слова, которые не входят в активный запас не только вчерашнего школьника, но и взрослого грамотного человека. Например, готовя к ЕГЭ моих учеников, я прошу их запомнить слова грунт-плывун, фельдъегерь и подьячий. Им приходится зубрить слова, которыми в дальнейшем они вряд ли будут пользоваться.

Как учитель, который работает с сильными детьми, я знаю, что усложнение заданий может порождать спорные ситуации.

Это, на мой взгляд, произошло с заданиями на стилистику, о провальном выполнении которых отчитался ФИПИ. Стилистика не орфография и не математика, это задание — точно не место для усложнений. Та же проблема с заданием на слитное, раздельное и дефисное написание слов. Здесь часто встречаются наречия, написание которых слабо регулируется правилами. Большинство случаев приходится проверять по орфографическому словарю, а значит, для экзамена их нужно запоминать. Выпускнику нужно освоить объемный материал, уметь ориентироваться в контексте, быть готовым к случайностям и к чему-то незнакомому. И надеяться, как и на любом другом экзамене, что ему повезет в этой лотерее».

Портал «Грамота.ру»

Еще на эту тему

Средний балл за ЕГЭ по русскому языку вновь снизился

Это снижение продолжается уже пять лет

ЕГЭ по литературе станет обязательным для будущих словесников с 2026 года

Поступающим на педагогические направления потребуются результаты ЕГЭ по выбранной специальности

Самый важный предмет. Функциональный подход к обучению русскому языку

Лекция Марии Лебедевой для Тотального диктанта о роли языка в учебе и в жизни

все публикации

Могут ли нейросети написать «Войну и мир» и куда они заведут человечество

На форуме «Территория будущего. Москва 2030» рассказали о возможностях ИИ

Слова на карте: как лексика объединяет и разделяет страны

Лингвистические карты показывают родство языков и языковые контакты

Сергей Ожегов, борец за самобытность родного языка

К 125-летию со дня рождения лексикографа рассказываем о десяти фактах его биографии

Калеб Эверетт написал книгу о языковом многообразии

Научный редактор книги Валерий Шульгинов представляет ее читателям Грамоты

Как эвфемизмы в рекламе влияют на наше поведение

«Спецпредложение» звучит более заманчиво, чем «скидка»

А и Б сидели на трубе: семь детских книг о буквах и знаках

Иногда А, Я и даже точка могут стать главными героями поучительных историй

Опять запятые! Сложный пунктуационный тест

Десять цитат из русской классики, которые нужно написать без ошибок

Михаил Штудинер не спешит изгонять из языка то, что в нем еще живо

Автор «Словаря трудностей русского языка» — об объективном характере нормы и ее субъективной фиксации

Как менялись библиотеки?

История книжных коллекций от собраний табличек до храмов литературы в новой книге МИФа

Новое образование для «нового человека»: как учили грамоте в советской школе сто лет назад

31 августа исполняется сто лет декрету о всеобщем начальном обучении в РСФСР

Язык и пространство: что находится в центре мира?

Реки, горы и стороны света могут быть встроены в языковую систему координат, объясняет Валерий Шульгинов

Курсы лекций Ирины Кобозевой и Андрея Кибрика доступны на платформе Teach-in

Не нужно быть студентом, чтобы погрузиться в лексическую семантику и ареальную лингвистику

Как философы пытались создать идеальные языки

Продуманные, точные — но абсолютно непригодные для общения

Чем речовка лучше речевки? Три переменчивых неологизма XX века 

Раньше слова «речовка», «плащовка» и «мелочовка» писались по-другому

От пашни до веб-сайта: что верстает верстальщик?

В истории названия распространенной современной профессии разбиралась лингвист Ирина Фуфаева

В издательстве МИФ вышла книга о книгах

Как создавали, распространяли и запрещали книги

Андрей Кибрик о русскоязычных жителях Аляски и особенностях их диалекта

Сохранить аляскинский русский невозможно, но необходимо его документировать

1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2025 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше