Омонимия – это совпадение в звучании и написании языковых единиц, значения которых не связаны друг с другом.
Основным видом омонимов являются лексические омонимы – слова одной и той же части речи, имеющие одинаковое звучание, написание и грамматическое оформление, но разное значение. Если между значениями многозначного слова прослеживаются смысловые связи, основанные на разных типах переноса наименования, то у омонимов значения не связаны между собой, у них нет общих смысловых компонентов (в отличие от разных значений многозначного слова). Омонимы являются разными словами.
Лексические омонимы могут иметь одинаковое или разное количество грамматических форм; первые называются полными, вторые – неполными. Так, например, полными омонимами являются слова гриф (‘птица’), гриф (‘печать’) и гриф (‘часть струнного инструмента’); мешать (‘перемешивать’) и мешать (‘быть помехой’). Неполными омонимами являются слова лук ‘оружие’ (I) и лук ‘растение’ (II): у лук I есть формы и единственного, и множественного числа, у лук II формы множественного числа отсутствуют, но в единственном числе их формы полностью совпадают.
Возникновение омонимов может быть связано со случайным совпадением в языке исконно русского и заимствованного слова (клуб дыма – рус. и клуб ‘общество’ – англ.) или нескольких заимствований из разных языков (фокус ‘трюк’ – нем. и фокус оптический – лат.), а также с особенностями словообразования (критический от кризис и критический от критика) и с распадением многозначности (слог ‘часть слова’ и слог ‘стиль’).
В отличие от значений многозначного слова, которые помещаются в толковых словарях в одной словарной статье, омонимы, будучи разными словами, выделяются в разные словарные статьи.
От лексической омонимии следует отличать смежные с нею явления – фонетическую, грамматическую и графическую омонимию.
Фонетические омонимы (омофо́ ны) – это слова, различно пишущиеся, но одинаково произносящиеся (за счет редукции и оглушения/озвончения), например, код – кот, пруд – прут, обессилеть – обессилить, пребывать – прибывать.
Грамматические омонимы (омофо́рмы) – это разные слова, совпадающие в отдельных грамматических формах. Так, например, глаголы лететь и лечить совпадают в форме 1 лица единственного числа настоящего времени – лечу; мой – форма повелительного наклонения глагола мыть и притяжательное местоимение; печь – глагол и существительное.
Графические омонимы (омо́графы) – слова, одинаково пишущиеся, но различно произносящиеся за счет различия в ударении: за́мок – замо́к, му́ка – мука́, па́рить – парио́ть.
В художественных произведениях (особенно в поэзии), а также в газетном заголовке, рекламе омонимия и смежные с ней явления зачастую используются как средство языковой игры для создания особой выразительности текста (напр.: Ноги давит узкий хром – В день обмозолишься и станешь хром. В. Маяковский; реклама ресторана: Время есть!).
Вопрос Как же правильно писать: кОмпания или кАмпания? Встречаются оба написания, в том числе и на вашем сайте. Компания и кампания – омонимы. Точнее – омофоны. Из-за аканья совпало их звучание, но не написание. Компания – общество, группа лиц, проводящих вместе время; торговое или промышленное предприятие, торгово-промышленное объединение предпринимателей. Кампания – совокупность военных операций, объединённых общим стратегическим замыслом и осуществляемых на определённом этапе войны на одном театре военных действий; период плавания или военных операций флота (устар.); совокупность мероприятий для осуществления очередной важной общественно-политической или хозяйственной задачи. Происхождение этих слов различается кардинально. Об этом нам написала наш консультант Н. И. Березникова: КОМПАНИЯ – от латинского compania. Приставка com- соответствует русской приставке «с(о)-». Корень pani- от panis – «хлеб». Первоначально – группа сотрапезников, а это в древнем мире много значило – преломившие хлеб становились друзьями, почти братьями. КАМПАНИЯ - лат. campania от campus – «поле». В том числе и «поле боя». Дальше, в общем-то ясно. Во французском campagne – поход, работа (в поле). Можно запомнить так: кОмпания проводит кАмпанию, но не наоборот. Различай Компания и кампания
Вопрос Как правильно: писать маркёром или писать маркером? Слова маркер и маркёр в русском языке различаются значениями. Маркер – фломастер с толстым стержнем. Слово это заимствовано из английского (marker < mark – отмечать, выделять) и освоено русским языком не так давно. Правильно: писать маркером. В современном русском языке есть маркёр 1 и маркёр 2, эти слова – омонимы, оба слова заимствованы из французского (marqueur < marquer – отмечать). Слово маркёр 1 имеет значение «лицо, прислуживающее при бильярде и ведущее счет во время игры». В этом значении слово зафиксировано уже в «Новом словотолкователе, расположенном по алфавиту» Н. Яновского (ч. II, СПб., 1804). У Л. Толстого есть рассказ «Записки маркёра». Прилагательное от маркёра 1 – маркёрский: маркёрская развязанность, занять свое старое маркёрское место. У Даля, а потом и в других словарях отмечено и маркёр 2 – сельскохозяйственное орудие для проведения посадочных или посевных борозд; разметчик, следоуказатель. Есть и второе значение: управляющее устройство на автоматической телефонной станции. Прилагательное от маркёра 2 – маркёрный: маркёрная линия, маркёрная доска. Правильно писать, делать пометки маркером. Различай маркер и маркёр.