Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Точное соответствие
Найдено еще 100 публикаций
Как вычисление скрытого субъекта помогает понять смысл предложения

В любом высказывании есть информация, которая не выражается никакими материальными знаками, а вычисляется слушателем. От нее зависит глубина понимания этого высказывания, а иногда и дальнейшие действия участников коммуникации. Одна из областей, где слушателю нужно приложить усилия для понимания предложения, — «восстановление» невыраженных субъектов. По каким правилам это делается и как их применять? Об этом Грамоте рассказала доктор филологических наук Галина Ивановна Кустова. 

...От нее зависит глубина понимания этого высказывания, а иногда и дальнейшие действия участников коммуникации. Одна из областей, где слушателю нужно приложить усилия для понимания предложения, — «восстановление» невыраженных субъектов....

...Как вычисление скрытого субъекта помогает понять смысл...

...В школьном курсе наречия рассматриваются как дополнительная характеристика глагола (то есть действия): быстро бежал (скорость движения), поздно сдал работу (время действия)....

...Одни обманывают, другие осуждают: субъект действия не совпадает с субъектом оценки Еще один пример вычисления субъектов — сочетание предикатива и инфинитива: у предикатива может быть зависимый инфинитив, субъект которого вычисляется....

Мягенький заинька у плохонькой березоньки: по каким правилам пишутся уменьшительно-ласкательные суффиксы?

В этот раз из всех вопросов, на которые справочная служба Грамоты ответила в мае, мы выбрали три очень разных. Один вопрос затрагивает новые, неоднозначно воспринимаемые явления в разговорной речи. Чтобы ответить на другой, наши консультанты глубоко погрузились в морфологические тонкости. А еще один вопрос нам задают очень часто (а подобные ошибки мы видим еще чаще), так что у него есть шанс попасть в число горячих. 

...В этот раз из всех вопросов, на которые справочная...

...Мягенький заинька у плохонькой березоньки: по каким...

...Комментарий Грамоты: Как известно, субъекты действия, обозначенного основным глаголом, и действия, обозначенного деепричастием, должны совпадать....

...Ответ справочной службы: В этом предложении, не имеющем спрягаемых форм глагола, субъект действия, обозначенного деепричастием, совпадает с субъектом действия, названного инфинитивом (формировать). Такое возможно....

...Производитель действия, обозначенного деепричастием, совпадает с производителем действия, обозначенного инфинитивом, причастием или деепричастием, например: Ничем нельзя было удержать напора волн, нахлынувших на берег, сметая все на своем пути (волны нахлынули и волны сметали)....

...Формально подлежащее такой конструкции совпадает с субъектом деепричастия (книга была переиздана и получила признание), но при этом производитель действия, выраженного сказуемым, и производитель действия, выраженного деепричастием, не совпадают: получила признание книга, а вот переиздали...

Неличные предложения: кто отвечает за действие без деятеля?

Мы привыкли, что в русском предложении есть два главных члена — подлежащее и сказуемое. Но помимо двусоставных предложений существуют также односоставные, с одним главным членом. Односоставное предложение с подлежащим известно как назывное, а среди односоставных предложений со сказуемым выделяют несколько типов: неопределенно-личные, обобщенно-личные и безличные предложения. Как они функционируют в русском языке?

...Мы привыкли, что в русском предложении есть два...

...Неличные предложения: кто отвечает за действие без...

... Именно Борковский предложил знакомое нам деление на определенно-личные, неопределенно-личные и безличные на основании наличия или отсутствия соотнесения действия с субъектом....

...  В безличных предложениях говорится о действии или состоянии, которое возникает и существует независимо от производителя действия или носителя состояния. Главный член безличного предложения всегда имеет форму единственного числа....

Григорий Крейдлин: «Увидеть, как связаны единицы мира и единицы языка»

Русский язык не только вещь в себе, но и вещь в нас и вокруг нас. Меня давно уже интересует проблема взаимодействия русского языка с языками наук, языками искусств и разными видами человеческой деятельности.

...Русский язык не только вещь в себе, но и ...

...Григорий Крейдлин: «Увидеть, как связаны единицы мира...

...Как происходит взаимодействие, какие бывают телесные объекты, каковы глаголы, обслуживающие действия человека с предметами и с людьми? Например, есть фразеологизмы, которые описывают неправильную, плохую речь: язык заплетается, каша во рту....

...Физическая сфера, значимые действия с артефактами пока недостаточно исследованы. Чем отличается, скажем, резать хлеб от резать правду-матку? Почему используется один и тот же глагол? Или другой похожий пример: рубить капусту и рубить дерево....

Александра Ольховская: «Тематический словарь — это способ найти точное слово для выражения мысли»

Как лексиколога и лексикографа меня прежде всего занимают задачи эффективного лексикографического конструирования. Мы несколько лет работаем над масштабным проектом под названием «Русский тематический словарь». Любому филологу известно, что тематический словарь, в отличие от алфавитного, группирует лексику по смысловым блокам. Однако, помимо этого довольно понятного качества, он имеет еще одну важную жанровую особенность — ориентацию на продукцию речи (говорение и письмо). 

...Как лексиколога и лексикографа меня прежде всего занимают...

...Александра Ольховская: «Тематический словарь — это...

...Лексикографы группируют слова на логических основаниях: «Время одного действия относительно другого действия», «Черты характера, отражающие отношение человека к вещам», «Обладание материальными ценностями» и т. д....

Татьяна Рик — первый лауреат премии портала

Наш портал учредил премию «За творческое отношение к русскому языку и любовь к детям» для авторов наиболее доступных и интересных учебных пособий по русскому языку. Первым лауреатом стала Татьяна Рик — автор серии «Веселые учебники по русскому языку». Вручение премии состоялось 20 марта 2001 года в Библиотеке иностранной литературы им. М. И. Рудомино. Учебники Татьяны популярны в большинстве регионов России, в государствах бывшего СССР, в Европе — Германии, Англии, Франции, где по ним учатся студенты-слависты, — и, как говорят, даже в ЮАР.

...Наш портал учредил премию «За творческое отношение...

...Татьяна Рик — первый лауреат премии портала...

...Комната вымыта — ищут ответ: действие есть или действия нет? И, наконец, — долгожданная весть: Комнату ж вымыли — действие есть! Счастья давно не видали такого: КРАТКИМ ПРИЧАСТИЕМ названо слово. Спасибо, Татьяна. По-моему, и в самом деле очень все понятно объясняется....

Новое понятие в языке поощряет людей делать то, что оно обозначает

Гипотеза лингвистической относительности Сепира и Уорфа говорит о том, что язык не только отражает картину мира говорящих, но и в значительной степени формирует ее, влияя на мышление и поведение людей. Исследователи из Университета Цепеллина (Германия) обнаружили, что конструирование новых слов, связанных с определенными занятиями или образом жизни в целом, побуждает людей больше интересоваться этими явлениями и перенимать их. Например, неологизм ...

...Новое понятие в языке поощряет людей делать то, что...

... — Тем самым поведенческие ярлыки дают своего рода инструкцию, как людям действовать, и повышают вероятность того, что люди действительно включат эти действия в свою жизнь»....

Не опять, а снова!

Фраза «Не опять, а снова!» — речевая ошибка? Можно ли употреблять слово «обратно» в значении «опять»? Эти вопросы обсуждаются в журнале  «Наука и жизнь».

...Фраза «Не опять, а снова!» — речевая...

...Не опять, а снова!...

...Слова опять и снова обозначают повторение действия. В словаре русского арго (жаргонизмов) по поводу фразеологизма сказано следующее: «Не опять, а снова — шутл. в ответ на чью-л. реплику со словом „опять“: — Ты опять за свое?! — Не опять, а снова»....

Развитие речи как цель и как содержание школьного предмета «Русский язык»

Какие аспекты знаний о языке и связанные с ними типы умений позволяют наиболее успешно решать коммуникативные задачи? Игорь Григорьевич Милославский считает, что это умение выделять семантические компоненты в значении слова, опознавать субъективное мнение и оценку,  различать гипонимы и гиперонимы, использовать морфологические характеристики для решения содержательных задач.

...Какие аспекты знаний о языке и связанные с ними типы...

...Развитие речи как цель и как содержание школьного предмета...

...Точно так же субъект действия или состояния не всегда выражается формой именительного падежа существительного, а объект действия — это не только существительное в форме винительного беспредложного, то есть не только читать книгу или петь песню, но и коснуться вопроса (родительный), аплодировать...

...Кажутся полезными для формирования умения делать выбор языкового средства в точном соответствии с замыслом и упражнения на выбор, например, формы прямого объекта или орудия действия для различных глаголов....

...Полагаю, что для развития речи очень важно умение проводить преобразования одних слов в другие, имея в качестве замысла отнюдь не морфологический, но содержательный параметр: результативность, однократность, доведение действия до некоторого предела, повторность и т. п....

...Например, улыбаться — смеяться — хохотать (разная степень интенсивности действия), распад СССР — расчленение СССР (само по себе в первом случае и организованное кем-то во втором), искусственный — фальшивый («с целью обмана» в последнем случае), утонуть — затонуть...

Вышла в свет книга археолога Стивена Митена «Загадка языка»

Стивен Митен — британский археолог, профессор древней истории в Редингском университете, известный в основном своими работами о доисторических охотниках-собирателях, истоках земледелия, а также о связи музыки и интеллекта. Его новый масштабный труд посвящен появлению речи как ключевому условию эволюции человека. 

...Стивен Митен — британский археолог, профессор...

...Вышла в свет книга археолога Стивена Митена «Загадка...

...Именно язык в конечном счете позволил нам делать три ключевые вещи, нацеленные на будущее: мыслить о будущем, планировать будущие действия и передавать знания....

1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!