Рэп-фристайл: импровизация по-русски в ритме бита
Лев Киселев (RE-pac) — популяризатор рэп-фристайла в России. Читает рэп уже лет двадцать, шестнадцать лет занимается фристайлом и почти столько же преподает его, а последние девять лет руководит «Фристайл-мастерской». Кто-то ходит в нее годами, кто-то приходит посмотреть, а кто-то — остается. Грамота расспросила его о том, как научиться рифмовать на ходу и какая от этого польза.
Грамота: Что такое рэп-фристайл?
Лев Киселев: Фристайл — это форма поэтической импровизации. Тексты сочиняются на ходу и читаются под бит (ритмичную музыку). Это направление требует владения рифмой, ритмом и быстроты реакции.Чтобы читать рэп-фристайл, нужно делать три вещи: говорить в рифму, быстро попадать в ритм бита и стараться, чтобы строки были осмысленными. У фристайла есть две составляющие — ритмическая и эмоциональная. Флоу (от англ. flow ‘поток, течение’) — это ритмическая составляющая читки, совокупность ритмики и подачи. В рэпе нет аналога стихотворного размера, его задает бит, под который исполнитель подстраивается. Каждая четвертая строчка обычно заканчивается на сильной доле последнего, четвертого такта. Вайб (от англ. vibe, vibration ‘вибрация’) — это личное обаяние, харизма. Некоторые исполнители рэп-фристайла читают бессмыслицу, но делают это так ярко, что зрители от них в восторге.
Сочинение рифмованных текстов на ходу выглядит как фокус, это впечатляет зрителей. На мастер-классах участники сначала не понимают, как это возможно, а вскоре начинают фристайлить сами.
Удачное сочетание бита, темы и настроения человека дает яркие ощущения и выступающему, и зрителям.
Говорить в рифму — это языковая практика, процесс похож на изучение иностранного языка. Сначала вы мучаетесь с простыми фразами, а потом формулируете мысли, не задумываясь о подборе слов. Нужно делать упражнения, слушать других и читать самому. Очень быстро начинает получаться.
Какие это упражнения?
Л. К.: Вот, например, рифмуем на одну строчку:
Над нами пролетает комета...
Так уже было прошлым летом.
Но это еще не конец света.
Поймаю ее или возьму в аренду.
Участники рифмуют сами и слушают, что придумывают другие. Кажется, что на строчку можно придумать две-три подходящие по смыслу и рифме строки. Но когда на занятии сидят десять человек, и они заходят уже на четвертый круг, новичков это шокирует. Да, рифмы могут быть не очень точными, но созвучие — наше все. Многие слова не выглядят рифмами на бумаге, но под бит они отлично рифмуются.
Другое упражнение — четыре строки с заданным словом. Участнику дается слово, и он должен немедленно сочинить четыре строки, в одной из которых это слово используется.
Более сложный вариант — два слова в восьми строках. Даются два слова, например соль и разговор. Нужно составить восемь строк, где первое слово употребляется в первой строчке, четверостишии, а второе — в последней. В течение первых десяти секунд в голове выстраивается схема истории, например: попросить незнакомца за обедом передать соль, что может быть поводом для разговора.
Откуда вы берете слова для занятий?
Л. К.: Я перепробовал разные варианты и в итоге использую генератор слов для игры «Элиас», средний уровень. Устаревшие и книжные слова хуже работают, лексика должна быть ходовой и простой, чтобы ее можно было быстро встроить в контекст. Какие-нибудь хляби или озимые подойдут не всем.
У вас нет ощущения, что для рэпа английский язык больше подходит?
Л. К.: Английские слова короче, но русский язык пластичнее. Изменение по падежам, родам, числам, рифмовка с разными частями речи дают нужное разнообразие и свободу.
Что нового вы узнали за годы преподавания?
Л. К.: Вот уже девять лет мы собираемся по средам, чтобы читать рэп и импровизировать. За это время проведено более четырёхсот занятий, не считая батлов, мастер-классов, выступлений и корпоративов. Эта игра не надоедает. Мы имеем дело с магией слова, шаманством. Слова сами указывают новые смыслы.
Фристайл не сымитируешь. Ты можешь некоторое время выезжать на заготовках, но если делать это регулярно, будет заметно.
Если человек прочитал двенадцать плохих или бессмысленных строчек, а потом вдруг четыре классных, но не совпадающих с темой, становится ясно, что он их придумал раньше. Одни держат набор строчек в голове и применяют их в нужное время, другие, пытаясь интегрировать заготовки в свой текст, упускают мысль.
Я не устаю удивляться тому, как по-разному у людей работает голова. В группе это хорошо видно, поэтому я больше люблю групповые занятия. Процесс обучения состоит из того, что ты говоришь и слушаешь других. Когда в группе много опытных ребят, слушать одно удовольствие, потому что это всегда смешно и неожиданно. Многие «старички» ходят на занятия годами, а новички обретают индивидуальность и свой стиль примерно через полгода. За этим интересно наблюдать. Я намеренно не даю каких-то образцов для подражания, каждый проявляет свою уникальность.
Каким образом выглядит прогресс в жанре рэп-фристайла?
Л. К.: Во фристайле, как и в стендапе, человек выражает свои мысли и эмоции в рифму, сообразуясь с заданной темой и оппонентом в батле. Для этого нужно обладать жизненным опытом и культурным багажом, что делает рэп-фристайл привлекательным для людей разных поколений. На занятия ходят не только молодые, но и люди за тридцать и даже за пятьдесят. Человек наблюдает за собой и другими, понимает, где у него сбой, и работает над исправлением своих недостатков. Я разделяю рост человека во фристайле на полугодовые циклы: обычно каждые полгода происходит скачок в развитии. Но уровень фристайла зависит еще и от состояния и настроения участника. Бывают дни, когда голова совершенно не варит, а иногда фонтанируешь идеями, мыслями, неожиданными сопоставлениями.
В чем главные достоинства фристайла? Что дают людям регулярные занятия?
Л. К.: Это в первую очередь способ проявить себя, показать миру, кто ты и какой ты. Фристайл как форма самовыражения часто оказывается более искренним и содержательным, чем обычная речь. Практика показывает, что каждый человек может фристайлить не хуже, чем говорить прозой.
Люди открываются с неожиданной стороны, выясняется, что многие способны выдавать необычные и точные мысли, смешные импровизации.
Ты можешь экспериментировать с языком, звуком и формой, рассказать хорошую историю. Рэп-фристайл доступен любому человеку и не требует подготовки. На каждом мастер-классе обнаруживается один-два ярких таланта.Это игровая практика, которая позволяет сбросить психологическое напряжение, тренирует психологическую устойчивость, развивает креативность. И еще для меня ценно то, что на наших батлах и выступлениях мы всегда вовлекаем аудиторию.
Есть связь между успехами во фристайле и общей успешностью. Те, кто прогрессирует во фристайле, становятся успешнее в жизни. Периодически проводя мастер-классы в крупных корпорациях, я заметил, что условный генеральный директор фристайлит лучше, чем директор регионального филиала.
Почему рэп считается низким жанром?
Л. К.: Люди, которые считают рэп примитивным жанром, не требующим особых навыков, не знают, сколько сил рэперы тратят на работу со словом и ритмом. Еще рэп критикуют за нецензурную лексику. Но фристайл — публичное мероприятие, поэтому за мат — дисквалификация. Мы проводили батлы не только в клубах и пабах, но и в библиотеках, на улицах. Привычка материться может привести к тому, что участника на мероприятие не пустят. Поэтому умение обходиться нормативным словарем и самоконтроль здесь очень ценны.
В одном из ваших проектов, «Рэп-театре», вы переводите на язык рэпа тексты русской классики. Насколько органично это получается?
Л. К.: Мы сделали два спектакля по Достоевскому: «Преступление и наказание» и «Идиот». Когда начитанный человек слышит про рэп-спектакль, он представляет что-то вроде «Йоу, всем привет, это Достоевский!», но это совершенно не так. У меня не было цели осовременивать текст, я старался, чтобы он был ближе к оригиналу. В прошлом году на Пушкинском фестивале в Михайловском мы представляли батл-дуэль по произведениям и биографии Пушкина. Ребятам пришлось основательно подготовиться, нас консультировал пушкинист.
Может ли рэп конкурировать с поэзией?
Л. К.: Раньше писали песни и пели под гитару, сейчас другой культурный тренд. Молодежь скорее напишет рэп-текст, чем стихи.
Рэп — подходящая форма для русского языка, в нем возможны красивые и точные русские тексты.
Среди рэперов много настоящих поэтов, я это точно знаю. На занятиях рэп-фристайлом ребята понимают, как пластичен и гибок русский язык, как хорошо он выражает мысли, чувства и эмоции. Но одно дело рифмовать на ходу, а другое — писать тексты. Когда пишешь, более строгие требования и к рифмовке, и к качеству в целом.
Смогут ли нейросети фристайлить — и что тогда останется людям?
Л. К.: Когда нейросети захватят эфир, это будет хорошее время для офлайн-мероприятий, от театра до импровизаций. Люди научатся ценить несовершенство. А если человек сможет сделать что-то почти идеально, во фристайле это будет цениться еще больше.
Еще на
эту тему
Самый важный предмет. Функциональный подход к обучению русскому языку
Лекция Марии Лебедевой для Тотального диктанта о роли языка в учебе и в жизни
Нейросеть стала финалистом литературного конкурса
Члены жюри не знают, какой из текстов был сгенерирован машиной
Как поэтическая речь влияет на формирование родного языка
На что опираться, чтобы сохранить язык у детей, если нет каждодневной русскоязычной среды