Подсказки для поиска
Точное соответствие
Найдено еще 898 результатов

Словари

Глагол, несовершенный вид, непереходный
1.
разговорное
Испускать мочу; мочиться.
Всё об этом слове
Существительное, женский род, 1-е склонение
Всё об этом слове
Существительное, женский род, 1-е склонение
1.
Казахи
Всё об этом слове
Метасловарь

Ответы справочной службы

Как правильно писать: И тикает ролекс / «Ролекс» на руке?
Корректно: И тикает «Ролекс» на руке.
11 августа 2006
Страница ответа
Правильно: кавкаЗка, НО по-кавкаЗСки?

Да, так.

17 марта 2010
Страница ответа
Здравствуйте. Склоняется ли фамилия "Кукушка"?

Эту фамилию следует склонять.

23 января 2020
Страница ответа
Добрый день! У нас есть сотрудница - казашка, ее зовут Анар, с ударением на вторую А. Если я правильно понимаю, это имя не сколняется, но когда спросили у неё, она сказала, что склоняется. Как все-таки правильно?

Женское имя Анар склонять не следует.

23 января 2014
Страница ответа
Как правильно говорить: блюдо из кальмара или кальмаров? РАкушка или ракУшка? КамбалА или кАмбала? Спасибо.

Все эти варианты правильны.

29 сентября 2014
Страница ответа
Здравствуйте, скажите, пожалуйста, склоняется ли фамилия Кабушка

Склоняется и мужская, и женская фамилия.

30 апреля 2014
Страница ответа
Как правильно: ракушка сувенир или ракушка-сувенир? Спасибо.

См. вопрос 293284.

Как правильно ставится ударение в слове ракушка

Предпочтительно: ракУшка.

12 февраля 2010
Страница ответа
Как правильно: "касатка" или "косатка" (морское млекопитающее)?

Воспользуйтесь окном «Искать на Грамоте».

25 июня 2007
Страница ответа
Скажите, пожалуйста, как правильно: ракушка-сувенир или ракушка сувенир?

Корректно дефисное написание.

Справочники

Сиквел

Сиквел (англ. sequel – следствие, последствие) – продолжение книги, романа; следующая серия многосерийного фильма, снятая, как правило, на волне успеха предыдущих серий.

...Сиквел (англ. sequel – следствие, последствие...

Секрет Полишинеля

Секрет Полишинеля - секрет, который всем известен, мнимая тайна. Полишинель (франц. Polichinelle, от итал. Pulcinella - Пульчинелла) - персонаж французского народного театра, горбун, весёлый задира и насмешник. Полишинель сообщал под секретом известные всем вещи. Появился на сцене ярмарочного театра в конце XVI в. В XVII веке был введён Мольером в комедию «Мнимый больной». 

...Секрет Полишинеля - секрет, который всем...

Алкать: алкает и алчет

Смотри Двигаться: двигается и движется

...Смотри Двигаться: двигается и движется...

Какой падеж нужен при отрицании?

Существительное, относящееся к глаголу с отрицанием, может иметь форму родительного или винительного падежа, например: не прочитал этой статьи – не прочитал эту статью. Трудность заключается в том, что в одних случаях тот или иной падеж является предпочтительным, а в других существует равная возможность употребления как родительного, так и винительного падежа. Когда нужен родительный падеж? При сочетании с глаголом не иметь: не имеет права, значения, смысла, намерения, понятия, влияния;

...Существительное, относящееся к глаголу с отрицанием...

Знаки препинания в сложных синтаксических конструкциях

§ 131. В сложных синтаксических конструкциях, т. е. в сложных предложениях с разнотипной синтаксической связью (с сочинением и подчинением; с сочинением и бессоюзной связью; с подчинением и бессоюзной связью; с сочинением, подчинением и бессоюзной связью), знаки препинания ставятся на общих основаниях (см. § 112, 115, 119, 127) — учитывается вид союзов, смысловые взаимоотношения частей предложения, порядок их расположения: На самых молодых березках зеленеют и ярко сияют ...

...§ 131. В сложных синтаксических конструкциях...

Коклюшница

Коклюшница ­и сама не болеет коклюшем, и не лечит больных коклюшем. Это мастерица, плетущая кружева с помощью специальных палочек – коклюшек (от диал. коклюха 'палка, дубинка'). Происхождение слова интересное. В отличие от названия болезни, которое пришло из французского языка (фр. соquеluсhе < лат. cuculus 'кукушка', видимо, по характеру кашля во время болезни), коклюшка, по мнению Макса Фасмера, автора «Этимологического словаря русского языка», могло ...

...Коклюшница ­и сама не болеет коклюшем, и не лечит...

Менять кукушку на ястреба

Менять кукушку на ястреба (народн. ирон.) – выбирать из плохого худшее; поступать нерасчетливо, необдуманно. Выражение восходит к славянским представлениям о сезонном превращении кукушки в ястреба. По мифологии, ястреб является вместилищем злой души. Ср. утраченное значение слова кукушка «зловещий человек».

...Менять кукушку на ястреба (народн. ирон.) &ndash...

Кабак и кабачок

Имеется ли что-либо общее в происхождении слов "кабак" (питейное заведение) и "кабачок" (овощ)? Общее то, что оба слова заимствованы из тюркских языков. Об этимологии слова кабак (= питейное заведение). Как указывают многие исследователи, происхождение этого слова остается неясным и спорным, но, несомненно, оно не русское, не славянское, а заносное откуда-то с Востока или Юго-Востока. Предполагают, что старшее значение слова было иное: место, где собираются гулящие и прочие ...

...Имеется ли что-либо общее в происхождении слов "...

Не в бровь, а в глаз

Не в бровь, а в глаз - о правильном, метком высказывании или безукоризненном исполнении чего-либо. Мотивировано представлением о меткой стрельбе из лука. Существует предание, согласно которому один казак обещал царю Ивану Грозному поразить врага в глаз, но выстрел был неточен и попал в бровь. Несмотря на это, царь наградил казака и его семью.

...Не в бровь, а в глаз - о правильном, метком высказывании...

Взаимодействие знаков препинания в сложных конструкциях

§ 161. В разных частях сложных синтаксических конструкций по условиям контекста могут оказаться два двоеточия, двоеточие и тире. При расстановке этих знаков учитываются их смысловая значимость и их возможная замена, которая создает условия для передачи смысловых оттенков и, следовательно, для вариантного употребления знаков. Если несколько частей сложного предложения последовательно связаны значениями причины, пояснения (возможна подстановка союзов потому что, а именно), то, вопреки ...

...§ 161. В разных частях сложных синтаксических...

Учебник

Однородные и неоднородные определения

Определения делают текст образным, красочным. А грамотный образный текст приятно читать. Важно только разобраться, ставить ли запятую между несколькими определениями.

...Определения делают текст образным, красочным. А грамотный...

...Однородные и неоднородные определения...

...Однородные определения.Между однородными определениями...

НЕ с существительными

Верно писать НЕ с существительными не удача и не везение, а результат внимательного чтения правил. А вот невнимательность может сыграть с пишущим злую шутку.

...Верно писать НЕ с существительными не удача и не везение...

...НЕ с существительными...

...НЕ с существительными пишется РАЗДЕЛЬНО в следующих...

Приставки на З (С)

Различать приставки на 3 и С не так уж сложно. Нужно только внимательно рассмотреть согласную после приставки и определить, глухая она или звонкая. Никакого когнитивного диссонанса!

...Различать приставки на 3 и С не так уж сложно. Нужно...

...Приставки на З (С)...

....Правописание приставок, оканчивающихся на з/с (например...

Правописание безударных беглых гласных

Продолжить изучение следует правилом:

...Правописание безударных беглых гласных...

....В ряде корней и суффиксов возникают беглые гласные...

Части ПОЛ- и ПОЛУ-

Азы правила – о том, почему пишется ползимы, но пол-лета. Но есть и тонкости: «Юноша с серьгой в пол-уха слушал нас вполуха». Разбираемся вместе.

...Азы правила – о том, почему пишется ползимы, но пол-лета...

...Части ПОЛ- и ПОЛУ-...

....Сложные слова с пол- пишутся слитно (например: полкниги...

Буквы Ы и И после приставок на согласные

Редкое правило, в котором действует принцип: как слышится, так и пишется. Но кое-что требует комментариев. Разбираемся, почему взыскать, но взимать; безынтересный, но суперинтересный.

...Редкое правило, в котором действует принцип: как слышится...

...Буквы Ы и И после приставок на согласные...

....После приставки, оканчивающейся на согласный, в соответствии...

Корни с чередованием гласных, выбор которых зависит от следующих за ними согласных

Если вы предполагали, что это правило не слишком трудное, то ваше предположение справедливо. И всё же мы советуем не перескакивать сразу же на следующую страницу: вдруг какие-то исключения выскочили из головы?

...Если вы предполагали, что это правило не слишком трудное...

...Корни с чередованием гласных, выбор которых зависит...

...Корни -лаг-/-лож-.В корне с чередованием -лаг-/-лож...

Присоединительные конструкции

Присоединительные конструкции не всегда легко отличить от однородных членов предложения, да и неудивительно. Но разобраться всё-таки можно, особенно если внимательно прочитать правило.

...Присоединительные конструкции не всегда легко отличить...

...Присоединительные конструкции...

....Присоединительные конструкции передают добавочную,...

Журнал

Закатка, сопка, поребрик: какие регионализмы популярны в соцсетях?

Российский онлайн-сервис для организации путешествий «Туту» и агентство по управлению репутацией в интернете Sidorin Lab изучили, как часто в  российских социальных сетях употребляются регионализмы — слова, характерные для отдельных частей России. Ключевые выводы приводит издание РБК, ознакомившееся с материалами. Аналитики отмечают, что регионализмы чаще всего встречаются у пользователей старше 60 лет. В сообщениях молодых людей (до 24 лет) их почти ...

...Российский онлайн-сервис для организации путешествий...

«Почему он не читает?» Книга советов Алихана Динаева для родителей, учителей и других взрослых

Книга учителя обществознания из Чечни Алихана Динаева вышла в издательстве «Альпина Дети» в начале декабря. Ее благородная цель — помочь родителям превратить нечитающего ребенка в ребенка с книгой. Нам так понравились идеи и советы автора, что мы добавили к ним один собственный.

...Книга учителя обществознания из Чечни Алихана Динаева...

...Многие прекрасные советы, которые вы найдете в ...

Бумага или «цифра»? Влияние формата чтения на понимание текста

Сегодня миллионы книг могут быть доступны нам в три клика. Нынешнее поколение школьников и студентов выросло с гаджетами в руках и с детства привыкло читать с экранов, что не могло не заинтересовать исследователей. Собранные данные говорят о том, что изменение носителя информации влияет на понимание и усвоение прочитанного. Вопрос в том, как именно влияет.

...Сегодня миллионы книг могут быть доступны нам в ...

...Чтение как неестественный процесс Многие исследования...

«Плакали наши денежки»: как русский язык решает финансовые вопросы

Если бросить свежий взгляд на поведение в речи слова «деньги», можно разглядеть любопытный образ этой загадочной стихии, считает лингвист Ирина Фуфаева. В каких случаях употребляются уменьшительные формы и какие метафоры мы используем, когда говорим о деньгах?

...Если бросить свежий взгляд на поведение в речи...

...Взять хотя бы множество экспрессивных образований,...

Развитие речи как цель и как содержание школьного предмета «Русский язык»

Какие аспекты знаний о языке и связанные с ними типы умений позволяют наиболее успешно решать коммуникативные задачи? Игорь Григорьевич Милославский считает, что это умение выделять семантические компоненты в значении слова, опознавать субъективное мнение и оценку,  различать гипонимы и гиперонимы, использовать морфологические характеристики для решения содержательных задач.

...Какие аспекты знаний о языке и связанные с ними типы...

...Кажется, в настоящее время никого уже не следует убеждать...

Чем опасны «бесы орфографии»?

Многим кажется, что школьного курса вполне достаточно, чтобы рассуждать обо всех вопросах, связанных с русским языком. Конечно, это не так. Конспирологические мифы и антинаучные интерпретации фактов приходится опровергать лингвистам. Среди подобных предрассудков — отказ признавать приставку бес-. Лингвист Алексей Лебедев считает, что бояться тут совершенно нечего. 

...Многим кажется, что школьного курса вполне достаточно...

...Лингвистическая темнота В школе, к сожалению, не преподают...

Что лингвистическая теория может дать школьному образованию?

На первый взгляд теоретические вызовы, стоящие перед современной лингвистической наукой, бесконечно далеки от проблем школьного русского. Но если предложить школьникам задуматься над почему-вопросами об устройстве языка, это расширит их научную картину мира и сделает освоение родного языка более увлекательным, считает доктор филологических наук, заведующий кафедрой теоретической и прикладной лингвистики филологического факультета МГУ Сергей Георгиевич Татевосов.

...На первый взгляд теоретические вызовы, стоящие перед...

...Школьные предметы и научное знание Любая школьная...

Рэп-фристайл: импровизация по-русски в ритме бита

Лев Киселев (RE-pac) — популяризатор рэп-фристайла в России. Читает рэп уже лет двадцать, шестнадцать лет занимается фристайлом и почти столько же преподает его, а последние девять лет руководит «Фристайл-мастерской». Кто-то ходит в нее годами, кто-то приходит посмотреть, а кто-то — остается. Грамота расспросила его о том, как научиться рифмовать на ходу и какая от этого польза.

...Лев Киселев (RE-pac) — популяризатор рэп-фристайла...

...Грамота: Что такое рэп-фристайл? Лев Киселев: Фристайл...

Самый важный предмет. Функциональный подход к обучению русскому языку

Мария Лебедева заведует лабораторией в Институте Пушкина и руководит образовательным направлением Грамоты. Она считает русский язык самым важным школьным предметом. Почему? И как сделать его живым, интересным и практически ценным для каждого школьника? Об этом она рассказала в лекции для преподавателей русского языка, прочитанной в рамках проекта «Тотальный диктант». Грамота предлагает краткий конспект этой лекции.

...Мария Лебедева заведует лабораторией в Институте...

...Как сегодня учат русскому языку в школе 1. Один...

Как лингвистическая экспертиза может повысить качество учебников

Оценка языковой доступности учебных текстов для школьников сегодня не опирается на четкие критерии и прозрачную методологию. Так быть не должно, считает Антонина Лапошина — кандидат педагогических наук, специалист по компьютерной лингвистике из Института Пушкина. Она рассказала Грамоте о том, какие методы оценки текста есть в распоряжении экспертов и чем они могут быть полезны и школьникам, и авторам учебников.

...Оценка языковой доступности учебных текстов для школьников...

...Грамота: Какие проблемы должна решать лингвистическая...

1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2025 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше