Подсказки для поиска

Можно использовать знаки подстановки

Точное соответствие
Найдено еще 155 результатов

Ответы справочной службы

как делать перенос в слове "обучение" - об-учение или можно обу-чение

Лучше: об-учение.

16 сентября 2008
Страница ответа
Как правильно: "информационно-коммуникационные технологии" или "информационные коммуникационные технологии"? Заранее спасибо :)

Возможны оба варианта.

19 ноября 2008
Страница ответа
Как правильно: сотрудники прошли обучение по внедрению инновационных технологий или сотрудники прошли обучение внедрению инновационных технолгий?

Рекомендуем первый вариант. 

Как правильно: "Курсы по обучению" или "Курсы обучения"? Спасибо!
Если на курсах учат, как обучить чему-либо, Корректны оба варианта, предпочтительно: курсы обучения...
27 октября 2006
Страница ответа
Здравствуйте, Подскажите, пожалуйста, корректна ли фраза "учителя проходят обучение технологии высаживания деревьев"? Возможны ли другие варианты, например: "обучаются технологии" либо "проходят обучение по технологии"? Заранее спасибо!

Все эти варианты отличаются канцелярской окраской. Лучше всего сказать так: учителя учатся сажать деревья.

11 февраля 2009
Страница ответа
Как правильно: ходатайство на обучение или ходатайство об обучении?

Верно: ходатайство о чём-либо, поэтому: ходатайство об обучении.

24 июня 2013
Страница ответа
Подскажите, пожалуйста, аббревиатура ИКТ (информационно-коммуникационные и телекоммуникационные) пишется со словами раздельно или через дефис: ИКТ технологии, ИКТ инфраструктура?

Верно дефисное написание: ИКТ-технологии, ИКТ-инфраструктура. При этом в случае расшифровки ИКТ как "информационно-коммуникационные технологии" сочетание ИКТ-технологии представляется избыточным.

Оплачиваем обучение Платим за обучение Но не оплачиваем за обучение, верно?
Верно.
Здравствуйте! Подскажите пожалуйста как правильно писать: "в современнУЮ ШКОЛУ внедряются новые технологии обучения" или "в современнОЙ ШКОЛЕ внедряются новые технологии обучения"

Корректно: в современной школе...

Здравствуйте! Как правильно написать: "оплата обучения" или "оплата за обучение"? Спасибо!

Правильно: оплата обучения, плата за обучение.

25 февраля 2010
Страница ответа

Справочники

XII. Неударяемые конечные гласные в наречиях и предлогах

§ 45. Следует различать -о, -е, -у, -а (-я) на конце наречий, образованных соединением предлогов с местоимениями и краткими прилагательными: 1) наречия с приставками за-, на- оканчиваются на -о, например: замертво, запросто, налево, насколько, настолько; 2) наречия с приставкой в- оканчиваются на -о или на -е, например: влево, вправо, но: вкратце, вчуже, вскоре; 3) наречия с приставкой по- оканчиваются на 

...§ 45. Следует различать -о, -е, -у,...

ХIII Неударяемые частицы НЕ и НИ

§ 48. Следует различать правописание неударяемых частиц не и ни. Частицы эти различаются по значению и употреблению. 1. Частица не употребляется для отрицания, например: Не я говорил об этом. Я не говорил об этом. Я говорил не об этом. Необходимо обратить внимание на отдельные случаи употребления этой частицы: а) При наличии отрицательной частицы не и в первой, и во второй части составного глагольного сказуемого предложение получает ...

...§ 48. Следует различать правописание неударяемых...

I. Общие правила

§ 49. Чтобы правильно написать согласную в конце слова или перед другими согласными (п или б, ф или в, т или д, с или з, к или г, ш или ж), нужно взять другую форму того же слова или подобрать другое слово того же корня, где после согласной оказалась бы гласная, и писать ту согласную, которая пишется перед гласной, например: дуб, дубки (дубы), рукав, рукавчик (рукава), лиф, лифчик (лифы), молотьба (молотить), низкий, низший (низок), высший(высокий), когти (коготь), ложка (ложечка), плошка ...

...§ 49. Чтобы правильно написать согласную в конце...

VII. Правописание НЕ и НИ

§ 88. Не пишется слитно: 1. Во всех случаях, когда без отрицательной частицы не слово не употребляется, например: невежда, неизбежный, несчастный, негодовать, нездоровиться, несдобровать, недостает (в значении «недостаточно»), неможется, нельзя, неужто, нестерпимый, непоколебимый, невредимый. 2. С существительными, если отрицание придает слову новое, противоположное значение, например: неприятель, несчастье, если отрицание придает слову, не имеющему этой частицы, значение ...

...§ 88. Не пишется слитно: 1. Во всех случаях,...

Правила переносов

§ 117. При переносе слов нельзя ни оставлять в конце строки, ни переносить на другую строку часть слова, не составляющую слога; например, нельзя переносить просмо-тр, ст-рах. § 118. Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной. Неправильно Правильно люб-овь лю-бовь дяд-енька дя-денька, дядень-ка реб-ята ре-бята, peбя-ma паст-ух па-стух, пас-тух Примечание 1. При переносе cлов с односложной ...

...§ 117. При переносе слов нельзя ни оставлять...

XI. Неударяемые гласные в личных глагольных окончаниях

§ 44. Глаголы с неударяемыми личными окончаниями распределяются по спряжениям следующим образом: 1) всe глаголы на -ить, а также 6 глаголов на -еть: вертеть, видеть, зависеть, обидеть, смотреть, терпеть – и 4 глагола на -ать: гнать, держать, дышать, слышать – относятся ко II спряжению, и в них пишутся окончания -ишь, -ит, -им, -ите, -aт (-ят); 2) все прочие глаголы относятся к I спряжению, и в них пишутся окончания 

...§ 44. Глаголы с неударяемыми личными окончаниями...

V. Запятые при сравнительных оборотах

§ 150. Запятыми выделяются сравнительные обороты, начинающиеся союзами: как, словно, точно, будто (как будто), что, как и, чем, нежели и т. п., например: ...Покойно, как лодка, скользит по каменной глади автомобиль. Федин Так же, как и в пещерах киевских, тут видны были углубления в стенах и стояли кое-где гробы. Гоголь К концу охоты утки, словно на прощанье, стали подниматься целыми стаями. Тургенев С высоты мне виделась Москва, что ...

...§ 150. Запятыми выделяются сравнительные...

II. Гласные Ы и И после приставок

§ 7. При сочетании приставки, оканчивающейся на согласный, с корнем или с другой приставкой, которые начинаются с и, пишется, согласно c произношением, по общему правилу ы, например: розыск, предыдущий, возыметь, изымать (но: взимать, где произносится и), подытожить, безыскусственный, сызнова, безыдейный, безынициативный, безынтересный, сымпровизировать, надындивидуальный, предыстория. Но пишется и: 1. В словах с приставками меж- 

...§ 7. При сочетании приставки, оканчивающейся...

VIII. Неударяемые гласные в суффиксах

§ 17. Следует различать суффиксы существительных -ик (-ник, -чик) и -ек. Первый из них сохраняет гласную при склонении, а во втором она является беглой, например: столик – столика, дворник – дворника, стаканчик – стаканчика, но: ножичек – ножичка, овражек – овражка, барашек – барашка. § 18. Следует различать суффиксы существительных -ец- и -иц-: в существительных мужского рода пишется -ец- (с беглым е), например: комсомолец –

...§ 17. Следует различать суффиксы существительных...

Буквы Ъ и Ь

§ 70. Буква ъ пишется только перед е, ю, я в следующих случаях: 1. При сочетании приставки, оканчивающейся на согласную, и корня, например: подъезд, объем, сверхъестественный, волеизъявление, межъярусный. 2. В сложных словах после числительных двух-, трех-, четырех-, например: трехъярусный. 3. В иноязычных словах после иноязычных приставок аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, транс- и после начальной частицы пан-, например: 

...§ 70. Буква ъ пишется только перед ...

Учебник

Прямая речь

Многие говорят: «В оформлении прямой речи столько нюансов! Неужели в них можно разобраться?»
«Конечно, можно! — отвечаем мы и добавляем: — Изучите основы правила и смело штурмуйте тонкости».

...Многие говорят: «В оформлении прямой речи столько нюансов...

...Прямая речь...

...Слова автора перед прямой речью.Если слова автора идут...

Приставки на З (С)

Различать приставки на 3 и С не так уж сложно. Нужно только внимательно рассмотреть согласную после приставки и определить, глухая она или звонкая. Никакого когнитивного диссонанса!

...Различать приставки на 3 и С не так уж сложно. Нужно...

...Приставки на З (С)...

....Правописание приставок, оканчивающихся на з/с (например...

Обособленные дополнения (ограничительно-выделительные обороты)

Кроме дополнений с предлогом «кроме», выделяются запятыми и многие другие. Описали в правиле большинство случаев обособления дополнений, включая самые трудные.

...Кроме дополнений с предлогом «кроме», выделяются запятыми...

...Обособленные дополнения (ограничительно-выделительные...

....Обороты со значением включения, исключения и замещения...

Буквы Ы и И после приставок на согласные

Редкое правило, в котором действует принцип: как слышится, так и пишется. Но кое-что требует комментариев. Разбираемся, почему взыскать, но взимать; безынтересный, но суперинтересный.

...Редкое правило, в котором действует принцип: как слышится...

...Буквы Ы и И после приставок на согласные...

....После приставки, оканчивающейся на согласный, в соответствии...

Тире между подлежащим и сказуемым

Тире – очень выразительный знак. Чтобы правильно поставить его, нужно определить, чем выражены подлежащее и сказуемое в предложении.

...Тире – очень выразительный знак. Чтобы правильно поставить...

...Тире между подлежащим и сказуемым...

....Тире между подлежащим и сказуемым ставится в нескольких...

Однородные члены предложения

Основное внимание в этом правиле – на союзах или их отсутствии. Коварными могут оказаться и парные, и повторяющиеся союзы. Рассказываем, как не запутаться.

...Основное внимание в этом правиле – на союзах или их...

...Однородные члены предложения...

....В предложении, осложнённом однородными членами, запятая...

Журнал

Хроника конференции «Современный учебник русского языка для иностранцев»

Участников и гостей конференции приветствовал заместитель декана филологического факультета доцент В. П. Гудков, подчеркнувший актуальность этой конференции и значимость изучения и преподавания русского языка как иностранного в условиях одной из актуальных современных социальных задач — задачи сближения народов разных стран. В. П. Гудков также выразил надежду на то, что поставленные вопросы найдут свое решение и конференция будет способствовать дальнейшему развитию методики преподавания русского языка как иностранного и поможет расширить контингент изучающих РКИ.

...Участников и гостей конференции приветствовал заместитель...

...На пленарном заседании было заслушано восемь докладов...

С 13 октября пройдут дистанционные мероприятия по обучению русскому как иностранному за рубежом

С 13 октября по 10 ноября 2022 года более 500 преподавателей русского языка из почти 70 стран мира примут участие в дистанционных методических мероприятиях, которые проведут для них российские коллеги: преподаватели известных вузов и успешных языковых школ, авторы и издатели популярных учебных пособий по русскому языку как иностранному (РКИ), опытные специалисты в сфере дистанционного обучения. Методические мероприятия организованы при поддержке Федерального агентства по делам Содружества ...

...С 13 октября по 10 ноября 2022 года более 500 преподавателей...

Обучение и самообучение: как синтетические данные влияют на работу больших языковых моделей

Нейросети учатся на текстах, созданных человеком. Но что, если текстов для обучения не хватает? Тогда используют синтетические данные, сгенерированные моделью. В чем их особенности? Как повлияет появление большого количества «искусственных» текстов на нас как носителей естественного языка? Мы поговорили об этом с руководителем ИИ-направления Грамоты, компьютерным лингвистом Михаилом Копотевым.

...Нейросети учатся на текстах, созданных человеком. Но...

...Грамота: Одна из страшилок, связанных с развитием...

Сбер представил сервис проверки орфографии на основе ИИ

Новый сервис создала компания SberDevices — партнер Сбера. По данным разработчиков, модель на основе искусственного интеллекта обучена на примерах, покрывающих большинство часто встречающихся источников текста и их особенностей: новости, социальные сети, отзывы, субтитры, интернет-страницы, блоги и статьи. Сервис поддерживает только русский язык и не исправляет пунктуацию — она остается на усмотрение автора. Объем текста, который можно загружать для ...

...Новый сервис создала компания SberDevices &mdash...

Владимир Шахиджанян: «Общение людей — основа жизни»

Предлагаем вашему вниманию интервью с известным психологом и журналистом, преподавателем факультета журналистики МГУ Владимиром Владимировичем Шахиджаняном.

...Предлагаем вашему вниманию интервью с известным психологом...

...Грамота: Владимир Владимирович, обычно Грамота отвечает...

В Балтийском федеральном университете создали чат-бота на основе трудов Канта

Исследователи Балтийского центра нейротехнологий и искусственного интеллекта БФУ им. Канта натренировали большую языковую модель на текстах трудов Иммануила Канта. В результате, по их словам, модель научилась поддерживать диалог о философских понятиях. Пресс-служба БФУ опубликовала несколько цитат из ответов бота. Например, вот как он отреагировал на вопрос, возможна ли ложь во спасение: «Дорогой друг, я считаю, что ложь не может быть использована во спасении. Ведь ложь противоречит ...

...Исследователи Балтийского центра нейротехнологий и...

На канале «Основа» вышел разговор с Александром Пиперски

На YouTube-канале «Основа», который ведет режиссер и блогер Борис Веденский, уже год регулярно появляются интервью со специалистами в разных областях и представителями разных наук, которые умеют популяризировать научные знания, заинтересовывать своей областью самую широкую аудиторию. Гостями канала уже побывали лингвисты Владимир Пахомов, Федор Успенский, Игорь Исаев, Георгий Старостин. 

...На YouTube-канале «Основа», который ведет...

...Александр Пиперски в разговоре с ведущим...

«Простое прилежное читание»

Учебная книга формирует наше мировоззрение, поддерживает связь поколений и укрепляет культурную традицию. Но в традициях обучения есть и различия, которые вносят время и культура региона. Особенно эти различия заметны в книгах, предназначенных для обучения языку.

...Учебная книга формирует наше мировоззрение, поддерживает...

...Заимствование языковых теорий обычно связано с усвоением...

Самый важный предмет. Функциональный подход к обучению русскому языку

Мария Лебедева заведует лабораторией в Институте Пушкина и руководит образовательным направлением Грамоты. Она считает русский язык самым важным школьным предметом. Почему? И как сделать его живым, интересным и практически ценным для каждого школьника? Об этом она рассказала в лекции для преподавателей русского языка, прочитанной в рамках проекта «Тотальный диктант». Грамота предлагает краткий конспект этой лекции.

...Мария Лебедева заведует лабораторией в Институте...

...Как сегодня учат русскому языку в школе 1. Один...

Как современные технологии помогают оценить сложность текста

Как убедиться, что текст достаточно прост и понятен — например, для детей определенного возраста, иностранцев или людей с ментальными особенностями? Сегодня определить уровень доступности текста помогают не только разнообразные формулы читабельности, но и искусственный интеллект. О возможных подходах к оценке текстов разных типов Грамота расспросила кандидата педагогических наук Антонину Лапошину, специалиста по компьютерной лингвистике в лаборатории когнитивных и лингвистических исследований Института Пушкина.

...Как убедиться, что текст достаточно прост и понятен...

...Грамота: На что опираются системы оценки сложности/...

Нашли нужный ответ на свой запрос?

Помогите нам улучшить поиск по Грамоте
1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2024 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!
На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия