Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Точное соответствие
Найдено еще 22 публикации
Новый толковый словарь — источник точной и интересной информации для школьника

Издательство «Грамота» выпустило новый словарь для 5–9-х классов. Его придумали и подготовили сотрудники Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, которые стремились соединить принципы академической лексикографии с потребностями и интересами современного школьника. Какие идеи заложены в словарь, что в нем особенного, чем он может быть полезен и интересен детям? Мы поговорили об этом с двумя членами авторского коллектива, кандидатами филологических наук Анной Владимировной Занадворовой, ведущим научным сотрудником отдела современного русского языка, и Еленой Андреевной Никишиной, научным сотрудником того же отдела и доцентом Школы лингвистики НИУ ВШЭ.

...Авторы рассказывают, как устроен словарь и как его...

...Издательство «Грамота» выпустило новый...

...З.: Чтобы у детей сформировалось общее представление о лексикографии, для начала надо им объяснить, какие существуют типы словарей....

...З.: Будет линейка словарей: начальная школа, средняя школа и старшая. Словарь для младшей школы уже есть, сейчас мы готовим словарь для 10–11-х классов....

...З.: Действительно, тематических таблиц нет в обычных словарях для школьников, а это важно для системного представления лексики. Например, мы рассказываем о системе старинных мер....

...З.: На уроке русского языка учитель может проводить викторины с помощью словаря. Например, можно дать задание найти несколько слов с разными пометами: устар., ист., книжн., разг....

...З.: Нас консультировала Жанна Куганова, школьный учитель высшей категории с большим педагогическим опытом: она помогала нам узнать, как те или иные слова воспринимают дети, что им знакомо, а что надо объяснять....

...Новый толковый словарь — источник точной и интересной...

Пышки — хорошо, а указатель лучше

Филолог Наталья Еськова, критикуя статью писателя-фантаста, рассказывает про словарь русского языка АН СССР и свой указатель к нему.

...Полемический ответ на статью «Пышка, пончик и аладья...

...Филолог Наталья Еськова, критикуя статью писателя-фантаста...

...Грот, второго (от Е до З) — академик А. А. Шахматов, поэтому лингвисты называют этот словарь «гротовско-шахматовским». Остальные тома, представленные отдельными выпусками, заканчиваются на букве «О»....

...Пышки — хорошо, а указатель лучше...

В начале ноября прошла Третья Международная Ташкентская книжная ярмарка

Узбекистан начинает играть все более убедительную роль в регионе, и не только в экономике, но и во внимании к образованию, к воспитанию молодежи и поддержанию традиций, к развитию всесторонних культурных связей. Такой подход отразился и в размахе, с которым была подготовлена и открыта 3-я Международная Ташкентская книжная ярмарка.  О своих впечатлениях рассказывает генеральный директор центра «Златоуст»  Станислав Голубев. — При всем том, что она проходила лишь в ...

...О своих впечатлениях рассказывает генеральный директор...

...З. Нормуродовой, зав. кафедрой иностранных языков Н. Б. Рашидовой и директором Центра русского языка и культуры при университете З. О. Жумановой. Да, разумеется, в университете узбекского языка студенты изучают и русский....

...В начале ноября прошла Третья Международная Ташкентская...

Проблема клатча и тоута: каким сумкам нужен дефис

В ноябре пользователи интересовались, среди прочего, тем, как произносится слово «кафе», как правильно писать названия разных видов сумок и как расставить знаки препинания в сложном предложении, которое стало предметом спора.

...Каждый месяц наша справочная служба выбирает и комментирует...

...В ноябре пользователи интересовались, среди прочего...

...Считается, что на выбор твердого или мягкого звука влияет тип согласного: сохранение твердости согласного характерно для зубных согласных (т, д, с, з, н, р) и редко встречается для задненебных согласных (г, к, х)....

...Например, раньше слово музей произносилось с сочетанием [зэ], а теперь с [з’э]. Произношение некоторых заимствованных слов сейчас колеблется. Так, произносятся вариативно и с твердым, и с мягким согласным перед [э] слова бассейн, сейф, кемпинг....

...Проблема клатча и тоута: каким сумкам нужен дефис...

Что пишут в берестяных грамотах из раскопок 2023 года?

Ежегодная лекция о новых находках состоялась 20 ноября 2023 года. Академик РАН Алексей Гиппиус, продолжая традицию, начатую его учителем, Андреем Анатольевичем Зализняком, рассказал о результатах раскопок прошедшего сезона: о пятнадцати новгородских грамотах и четырех грамотах из Старой Руссы. Трансляцию можно посмотреть на канале Института славяноведения РАН.  

...Лекция академика РАН Алексея Гиппиуса доступна на YouTube...

...Ежегодная лекция о новых находках состоялась 20 ноября...

...Грамота № 1168 содержит нижнюю строку документа, где написано: давыдъ парфинъ з братаномъ (и) лука ванов. Возможно, обе эти грамоты были списками послухов (свидетелей).  Известно, что одна из сложностей при чтении грамот — отсутствие пробелов....

...Что пишут в берестяных грамотах из раскопок 2023 года...

Реформы русской орфографии

Русское правописание за десять с лишним веков менялось много раз, но, говоря о реформе орфографии, мы всегда имеем в виду реформу 1917 года. При этом внесенные в правописание изменения обсуждались русскими лингвистами задолго до самой реформы.

...Как Петр I и большевики с буквами воевали...

...Русское правописание за десять с лишним веков менялось...

...Изменилось написание приставок, оканчивающихся на з/с (з стало писаться перед гласными и звонкими согласными, а с — перед глухими: разставаніе — расставание; возпретить — воспретить)....

...Реформы русской орфографии...

Небо в алмазах

В заметке для журнала «Русская речь» (1968,  № 6) филолог Борис Шварцкопф рассуждает о двух значениях известного фразеологизма из пьесы Чехова.

...Борис Шварцкопф об эволюции выражения из пьесы Чехова...

...В заметке для журнала «Русская речь» (1968...

...Правда, с этим восприятием как бы полемизирует З. Паперный: «Персонаж юмористической пьесы восклицает, перефразируя Чехова: Мы увидим небо в тех или иных алмазах!...

...Небо в алмазах...

Основные принципы орфографической нормализации

Предлагаем вниманию читателей статью Сергея Петровича Обнорского, опубликованную в журнале «Русский язык в школе» (№ 5–6, 1939). Статья представляет собой текст доклада, прочитанного на заседании Правительственной комиссии по разработке единой орфографии и пунктуации 7 октября 1939 года. В этой работе рассматриваются спорные орфографические вопросы, стоявшие перед лингвистами в 1930-е годы, при подготовке общеобязательного свода правил русского правописания.

...Сергей Обнорский — один из самых активных участников...

...Предлагаем вниманию читателей статью Сергея Петровича...

...Мы пишем, например, отверстие, лест­ница, с с, не з, хотя исходным согласным корня здесь является з (ср. лезу, отвер­зать). Но этот слой нашего правописания настолько незначительный, что не затеняет, как основного, морфологического принципа нашего правописания....

..., низвести, разбить, бездельник, чрезмер­ный — с з перед звонкими согласными, но истекать, воспитать, ниспадать, рас­пустить, беспокойный и т. д., с с перед глухими согласными....

...Отсюда возмож­ные предложения либо 1) в словах с префиксами из-, воз, низ-, раз- и т. д. везде, и перед глухими согласными, сохра­нять на письме з (то есть писать возток, возторг, снизходить, разчет и т. д.), либо 2) в словах с прочими префиксами, как об-, под-, над-, перед морфемами с начальным...

...Последняя реформа правописания 1918 года ввела в ка­честве обязательной нормы письма написа­ние вместо з глухого согласного с в пре­фиксах из-, воз-, низ-, раз-, без-, чрез-, если далее следует морфема, начинающаяся с глухого же согласного, ср. наши напи­сания с одной стороны извоз, воздух...

...Например, лестный мы пишем с сохранением т, хотя оно в произношении почти не слышится, так как здесь корнем служит лесть, или скучно, мы пишем с ч (хотя в произношении не­редко здесь слышно ш), так как корнем здесь является скук-/скуч- (ср. в муж. роде скучен), низкий мы пишем, сохраняя з, хотя произносим...

...Основные принципы орфографической нормализации...

Хроника конференции «Современный учебник русского языка для иностранцев»

Участников и гостей конференции приветствовал заместитель декана филологического факультета доцент В. П. Гудков, подчеркнувший актуальность этой конференции и значимость изучения и преподавания русского языка как иностранного в условиях одной из актуальных современных социальных задач — задачи сближения народов разных стран. В. П. Гудков также выразил надежду на то, что поставленные вопросы найдут свое решение и конференция будет способствовать дальнейшему развитию методики преподавания русского языка как иностранного и поможет расширить контингент изучающих РКИ.

...Докладчики представили готовые учебники и учебные пособия...

...Участников и гостей конференции приветствовал заместитель...

...Белякова, З. А. Никольская, Москва; Э. Ю. Котвицкая, Москва; В. В. Корнева, Воронеж; Б. К. Мурзалина, Казахстан; М. Борек, Польша; Сейед Хасан Захраи, Иран; Мадаени Аввал Али, Иран); современные технологии обучения и учебные пособия, разработанные на их основе (Н. Н. Белякова, Москва; Е. Ю....

...Буланова, Москва; З. С. Кузекова, Казахстан). Обсуждались возможности использования информационных технологий как для организации репродуктивной деятельности на языке, направленной на усвоение и воспроизведение учащимися фиксированных знаний и способов деятельности, с демонстрацией программ (Ю. Г....

...Хроника конференции «Современный учебник русского языка...

Чтобы добыть драгоценное слово…

Живучесть словесных игр, переходящих из поколения в поколение, свидетельствует об их необходимости для умственного развития детей. Играя, они тренируют умение быстро вспоминать и точно употреблять нужные слова по заданным признакам, то есть активно владеть своим словарным багажом.

...Обучающие игры со словами: непроверяемые написания...

...Живучесть словесных игр, переходящих из поколения в...

... З. Кантаровская) словарные слова не предлагались в готовом виде. Их надо было «отгадать» в ответ на вопрос учителя и только после этого записать. Вот примеры таких заданий. Как называют работников умственного труда? Как называется рисунок, поясняющий текст?...

...Чтобы добыть драгоценное слово…...