Издательство «Грамота» выпустило новый словарь для 5–9-х классов. Его придумали и подготовили сотрудники Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, которые стремились соединить принципы академической лексикографии с потребностями и интересами современного школьника. Какие идеи заложены в словарь, что в нем особенного, чем он может быть полезен и интересен детям? Мы поговорили об этом с двумя членами авторского коллектива, кандидатами филологических наук Анной Владимировной Занадворовой, ведущим научным сотрудником отдела современного русского языка, и Еленой Андреевной Никишиной, научным сотрудником того же отдела и доцентом Школы лингвистики НИУ ВШЭ.
...Авторы рассказывают, как устроен словарь и как его...
...Издательство «Грамота» выпустило новый...
...З.: Чтобы у детей сформировалось общее представление о лексикографии, для начала надо им объяснить, какие существуют типы словарей....
...З.: Будет линейка словарей: начальная школа, средняя школа и старшая. Словарь для младшей школы уже есть, сейчас мы готовим словарь для 10–11-х классов....
...З.: Действительно, тематических таблиц нет в обычных словарях для школьников, а это важно для системного представления лексики. Например, мы рассказываем о системе старинных мер....
...З.: На уроке русского языка учитель может проводить викторины с помощью словаря. Например, можно дать задание найти несколько слов с разными пометами: устар., ист., книжн., разг....
...З.: Нас консультировала Жанна Куганова, школьный учитель высшей категории с большим педагогическим опытом: она помогала нам узнать, как те или иные слова воспринимают дети, что им знакомо, а что надо объяснять....
...Новый толковый словарь — источник точной и интересной...
Филолог Наталья Еськова, критикуя статью писателя-фантаста, рассказывает про словарь русского языка АН СССР и свой указатель к нему.
...Полемический ответ на статью «Пышка, пончик и аладья...
...Филолог Наталья Еськова, критикуя статью писателя-фантаста...
...Грот, второго (от Е до З) — академик А. А. Шахматов, поэтому лингвисты называют этот словарь «гротовско-шахматовским». Остальные тома, представленные отдельными выпусками, заканчиваются на букве «О»....
...Пышки — хорошо, а указатель лучше...
Узбекистан начинает играть все более убедительную роль в регионе, и не только в экономике, но и во внимании к образованию, к воспитанию молодежи и поддержанию традиций, к развитию всесторонних культурных связей. Такой подход отразился и в размахе, с которым была подготовлена и открыта 3-я Международная Ташкентская книжная ярмарка. О своих впечатлениях рассказывает генеральный директор центра «Златоуст» Станислав Голубев. — При всем том, что она проходила лишь в ...
...О своих впечатлениях рассказывает генеральный директор...
...З. Нормуродовой, зав. кафедрой иностранных языков Н. Б. Рашидовой и директором Центра русского языка и культуры при университете З. О. Жумановой. Да, разумеется, в университете узбекского языка студенты изучают и русский....
...В начале ноября прошла Третья Международная Ташкентская...
В ноябре пользователи интересовались, среди прочего, тем, как произносится слово «кафе», как правильно писать названия разных видов сумок и как расставить знаки препинания в сложном предложении, которое стало предметом спора.
...Каждый месяц наша справочная служба выбирает и комментирует...
...В ноябре пользователи интересовались, среди прочего...
...Считается, что на выбор твердого или мягкого звука влияет тип согласного: сохранение твердости согласного характерно для зубных согласных (т, д, с, з, н, р) и редко встречается для задненебных согласных (г, к, х)....
...Например, раньше слово музей произносилось с сочетанием [зэ], а теперь с [з’э]. Произношение некоторых заимствованных слов сейчас колеблется. Так, произносятся вариативно и с твердым, и с мягким согласным перед [э] слова бассейн, сейф, кемпинг....
...Проблема клатча и тоута: каким сумкам нужен дефис...
Ежегодная лекция о новых находках состоялась 20 ноября 2023 года. Академик РАН Алексей Гиппиус, продолжая традицию, начатую его учителем, Андреем Анатольевичем Зализняком, рассказал о результатах раскопок прошедшего сезона: о пятнадцати новгородских грамотах и четырех грамотах из Старой Руссы. Трансляцию можно посмотреть на канале Института славяноведения РАН.
...Лекция академика РАН Алексея Гиппиуса доступна на YouTube...
...Ежегодная лекция о новых находках состоялась 20 ноября...
...Грамота № 1168 содержит нижнюю строку документа, где написано: давыдъ парфинъ з братаномъ (и) лука ванов. Возможно, обе эти грамоты были списками послухов (свидетелей). Известно, что одна из сложностей при чтении грамот — отсутствие пробелов....
...Что пишут в берестяных грамотах из раскопок 2023 года...
Русское правописание за десять с лишним веков менялось много раз, но, говоря о реформе орфографии, мы всегда имеем в виду реформу 1917 года. При этом внесенные в правописание изменения обсуждались русскими лингвистами задолго до самой реформы.
...Как Петр I и большевики с буквами воевали...
...Русское правописание за десять с лишним веков менялось...
...Изменилось написание приставок, оканчивающихся на з/с (з стало писаться перед гласными и звонкими согласными, а с — перед глухими: разставаніе — расставание; возпретить — воспретить)....
...Реформы русской орфографии...
В заметке для журнала «Русская речь» (1968, № 6) филолог Борис Шварцкопф рассуждает о двух значениях известного фразеологизма из пьесы Чехова.
...Борис Шварцкопф об эволюции выражения из пьесы Чехова...
...В заметке для журнала «Русская речь» (1968...
...Правда, с этим восприятием как бы полемизирует З. Паперный: «Персонаж юмористической пьесы восклицает, перефразируя Чехова: Мы увидим небо в тех или иных алмазах!...
...Небо в алмазах...
Предлагаем вниманию читателей статью Сергея Петровича Обнорского, опубликованную в журнале «Русский язык в школе» (№ 5–6, 1939). Статья представляет собой текст доклада, прочитанного на заседании Правительственной комиссии по разработке единой орфографии и пунктуации 7 октября 1939 года. В этой работе рассматриваются спорные орфографические вопросы, стоявшие перед лингвистами в 1930-е годы, при подготовке общеобязательного свода правил русского правописания.
...Сергей Обнорский — один из самых активных участников...
...Предлагаем вниманию читателей статью Сергея Петровича...
...Мы пишем, например, отверстие, лестница, с с, не з, хотя исходным согласным корня здесь является з (ср. лезу, отверзать). Но этот слой нашего правописания настолько незначительный, что не затеняет, как основного, морфологического принципа нашего правописания....
..., низвести, разбить, бездельник, чрезмерный — с з перед звонкими согласными, но истекать, воспитать, ниспадать, распустить, беспокойный и т. д., с с перед глухими согласными....
...Отсюда возможные предложения либо 1) в словах с префиксами из-, воз, низ-, раз- и т. д. везде, и перед глухими согласными, сохранять на письме з (то есть писать возток, возторг, снизходить, разчет и т. д.), либо 2) в словах с прочими префиксами, как об-, под-, над-, перед морфемами с начальным...
...Последняя реформа правописания 1918 года ввела в качестве обязательной нормы письма написание вместо з глухого согласного с в префиксах из-, воз-, низ-, раз-, без-, чрез-, если далее следует морфема, начинающаяся с глухого же согласного, ср. наши написания с одной стороны извоз, воздух...
...Например, лестный мы пишем с сохранением т, хотя оно в произношении почти не слышится, так как здесь корнем служит лесть, или скучно, мы пишем с ч (хотя в произношении нередко здесь слышно ш), так как корнем здесь является скук-/скуч- (ср. в муж. роде скучен), низкий мы пишем, сохраняя з, хотя произносим...
...Основные принципы орфографической нормализации...
Участников и гостей конференции приветствовал заместитель декана филологического факультета доцент В. П. Гудков, подчеркнувший актуальность этой конференции и значимость изучения и преподавания русского языка как иностранного в условиях одной из актуальных современных социальных задач — задачи сближения народов разных стран. В. П. Гудков также выразил надежду на то, что поставленные вопросы найдут свое решение и конференция будет способствовать дальнейшему развитию методики преподавания русского языка как иностранного и поможет расширить контингент изучающих РКИ.
...Докладчики представили готовые учебники и учебные пособия...
...Участников и гостей конференции приветствовал заместитель...
...Белякова, З. А. Никольская, Москва; Э. Ю. Котвицкая, Москва; В. В. Корнева, Воронеж; Б. К. Мурзалина, Казахстан; М. Борек, Польша; Сейед Хасан Захраи, Иран; Мадаени Аввал Али, Иран); современные технологии обучения и учебные пособия, разработанные на их основе (Н. Н. Белякова, Москва; Е. Ю....
...Буланова, Москва; З. С. Кузекова, Казахстан). Обсуждались возможности использования информационных технологий как для организации репродуктивной деятельности на языке, направленной на усвоение и воспроизведение учащимися фиксированных знаний и способов деятельности, с демонстрацией программ (Ю. Г....
...Хроника конференции «Современный учебник русского языка...
Живучесть словесных игр, переходящих из поколения в поколение, свидетельствует об их необходимости для умственного развития детей. Играя, они тренируют умение быстро вспоминать и точно употреблять нужные слова по заданным признакам, то есть активно владеть своим словарным багажом.
...Обучающие игры со словами: непроверяемые написания...
...Живучесть словесных игр, переходящих из поколения в...
... З. Кантаровская) словарные слова не предлагались в готовом виде. Их надо было «отгадать» в ответ на вопрос учителя и только после этого записать. Вот примеры таких заданий. Как называют работников умственного труда? Как называется рисунок, поясняющий текст?...
...Чтобы добыть драгоценное слово…...