Создатель и руководитель Саратовской лингвистической школы Ольга Борисовна Сиротинина в этом году отметила столетний юбилей. 75 лет она изучает русский разговорный язык. «Жизнь вопреки, или Я счастливый человек» — так называется книга мемуаров, которую ученики составили на основе ее устных рассказов.
...Создатель и руководитель Саратовской лингвистической школы Ольга Борисовна Сиротинина в этом году отметила столетний юбилей. 75 лет она изучает русский разговорный язык....
...Ольга Сиротинина: «Так поняла, что Пушкин прав»...
...В детстве ей долгое время удавалось скрывать, что она почти не видит, а в зрелые годы она научилась читать лекции без конспектов....
...Начинала она как диалектолог, но читать приходилось разные курсы....
...Она сама себя спасла, она у вас йог“». «Я как-то проводила анонимный опрос студентов, что они видят положительного в моем лекционном изложении и что негативного....
...В детстве она делала куклам уколы, а когда ей подарили настоящую лабораторную посуду, пересаживала микробов из одной чашки Петри в другую и выращивала колониями....
...Помню, маму, когда она уже была лежачей, просили выяснить причину отравления и гибели целой семьи. Предположили, что погибшие испекли блины из муки, зараженной спорыньей....
Департамент оценки и методологии АНО «Россия — страна возможностей» провел второе исследование (с 2020 года), чтобы выявить ключевые надпрофессиональные компетенции, максимально востребованные ведущими работодателями России. Впервые в базовый профиль вошел критерий «языковая грамотность». Базовый профиль — это компетенции, которые респонденты в целом посчитали наиболее существенными или критичными для успешной ...
...Российские работодатели стали больше ценить языковую...
...При этом она обошла социальную ответственность и инновационность/креативность. В рейтинге, составленном на основе опроса преподавателей, языковая грамотность заняла одиннадцатое место, а студенты поставили ее лишь на тринадцатое место....
Большие языковые модели — нейросети, способные порождать тексты на естественном языке, — обычно обучаются на текстах. Ключевое отличие обучения таких программ от обучения людей заключается в том, что люди овладевают языком, не прибегая к использованию таких колоссальных объемов однородных данных. При этом программы еще и допускают нелепые (с нашей точки зрения) ошибки. Один из альтернативных подходов — позволить машинам учиться так, как учатся ...
...Нейросеть выучилась понимать язык без использования...
...Модель также не была предварительно обучена на каких-либо текстовых данных; она сама выделяла слова из массива аудиоданных. Авторы работы могли наблюдать, какие детали видеоряда модель выделяет в ответ на предъявленные ей звуки....
...Например, при слове собака она выделяла изображения собак и связывала их с произносимым словом. Интересно, что модель «опознавала» собаку и в звуках собачьего лая, показывая, что ей под силу создавать ассоциации на основе признаков, которые отсылают к понятию....
У редакторов, которые работают в печатных и электронных медиа, часто нет ни журналистского, ни редакторского образования, но это не мешает им быть настоящими профессионалами. Заместитель главного редактора портала «Такие дела» Инна Кравченко рассказала Грамоте, что работать с фактурой, внимательно относиться к деталям и думать про драматургию текста она научилась на телевидении и в бизнес-изданиях, а еще в ГИТИСе и на сценарных курсах.
...Заместитель главного редактора портала «Такие дела» Инна Кравченко рассказала Грамоте, что работать с фактурой, внимательно относиться к деталям и думать про драматургию текста она научилась на телевидении и в бизнес-изданиях, а еще в ГИТИСе и на сценарных курсах....
...Как работает редактор в медиа? Избегает прилагательных...
... Потом как-то при встрече в общей компании она стала рассказывать истории из своей домосковской жизни, когда она была учительницей на Дальнем Востоке в совершеннейшей глухомани рядом с военным городком. Я вцепилась в нее: «Так, ты обязана мне об этом написать!...
...После этого она писала нам еще, я ей давала самые разные, в том числе фандрайзинговые темы, но лучше всего у нее получались рассказы. Это особое счастье, когда ты в человеке открываешь талант. Конечно, не все тексты прекрасны....
...Когда редактируешь, то внутри себя произносишь фразу и понимаешь, легко она ложится в голову читателю или это громоздкая конструкция, через которую не продраться. А если ты хочешь, чтобы твой лонгрид дочитали, значит, таких конструкций там быть не должно, нужно помогать читателю....
«Я клянусь говорить по-русски». Плакат с такой надписью, сделанной разноцветными фломастерами, можно увидеть в средней школе города Александрии в американском штате Вирджиния. Летом здесь прошли курсы русского языка для школьников и преподавателей РКИ. На них побывала филолог, журналист Ксения Туркова. В интервью нашему порталу она рассказала о том, почему американские школьники стремятся изучать русский язык, знают ли в США Грамоту и как борщи и павловопосадские платки помогают заговорить на языке Толстого и Чехова.
...В интервью нашему порталу она рассказала о том, почему американские школьники стремятся изучать русский язык, знают ли в США Грамоту и как борщи и павловопосадские платки помогают заговорить на языке Толстого и Чехова....
...Русский язык и вечное счастье...
...» Оказывается, она с друзьями оказалась в ситуации, когда на улице человеку, говорящему по-русски, требовалась помощь (подсказать дорогу, что-то объяснить), и никто не смог этого сделать, только она сумела объясниться. Друзья сказали, что она такая крутая, раз знает русский язык....
...И когда родители ее заставляли поддерживать русский язык, читать по-русски, она не хотела, всячески сопротивлялась, говорила, что ей это не нужно. И вдруг в один прекрасный день она звонит своей сестре и заявляет: «С этого дня мы говорим только по-русски!» — «А что случилось?...
...Американка, которая курирует эти курсы, — преподаватель с огромным опытом, она очень давно начала учить русский язык, очень хорошо его знает....
...Она говорила так: «Смотрю дома телевизор, идут новости о том, что происходит в России, и мне порой очень не нравится, что делает руководство России, но при этом я думаю: класс, в следующем году у меня будет больше учеников»....
...С того дня она решила говорить с родными только по-русски. Кстати, сейчас за рубежом большой интерес и к украинскому языку, и меня это очень радует. Ведь многие иностранцы до сих пор думают, что русский и украинский — это «примерно одно и то же»....
Метафора (греч. metaphorá «перенос») — троп, перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства. Из других видов иносказания метафора родственна сравнению. Она замечательна своим лаконизмом, недоговоренностью и тем самым — активизацией читательского восприятия.
... Она замечательна своим лаконизмом, недоговоренностью и тем самым — активизацией читательского восприятия....
...Ночевала тучка золотая......
...Метафора рассматривается не просто как «украшение» речи, технический прием (к которому можно прибегнуть или не прибегнуть), она одно из проявлений постоянной работы мысли. Изучать метафору — значит изучать законы мышления, поскольку она «вездесущий принцип языка»21....
...Она, как дева, в мраке ночи Свои пронзительные очи На землю с лаской навела, И разбросала кудрей волны На мрачный лес, молчанья полный, И страсть в груди моей зажгла8....
...Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко И тихонько плачет он в пустыне. Михаил Лермонтов....
...Этим она соприродна искусству в целом. По словам Потебни, актуальным и сегодня, «всякое искусство есть образное мышление, то есть мышление при помощи образа»24. В художественных произведениях, особенно поэтических, одиночные метафоры сравнительно редки....
...С разложением мифологического сознания их метафоричность осознаётся, и она подчеркивается, оживляется в новых контекстах. Метафора становится языком искусства. Так, в «Слове о полку Игореве», где природа — активная участница изображаемых событий, много олицетворяющих метафор....
Мария Лебедева заведует лабораторией в Институте Пушкина и руководит образовательным направлением Грамоты. Она считает русский язык самым важным школьным предметом. Почему? И как сделать его живым, интересным и практически ценным для каждого школьника? Об этом она рассказала в лекции для преподавателей русского языка, прочитанной в рамках проекта «Тотальный диктант». Грамота предлагает краткий конспект этой лекции.
...Она считает русский язык самым важным школьным предметом. Почему? И как сделать его живым, интересным и практически ценным для каждого школьника? Об этом она рассказала в лекции для преподавателей русского языка, прочитанной в рамках проекта «Тотальный диктант»....
...Самый важный предмет. Функциональный подход к обучению...
...Она возникает тогда, когда собственная цель ученика совпадает с тем, что мы делаем на занятиях. Если работа на уроке согласована с целью ученика, она плодотворна и интересна. Теперь представим себя на месте школьника....
Врожденная грамотность существует или это миф? Как она проявляется и чем ее можно объяснить? Грамота опросила в соцсетях около 40 человек, которые с детства писали без ошибок. Результаты этого мини-исследования мы обсудили со Светланой Викторовной Друговейко-Должанской — старшим научным сотрудником Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, членом Филологического совета Тотального диктанта и Орфографической комиссии РАН.
...Как она проявляется и чем ее можно объяснить? Грамота опросила в соцсетях около 40 человек, которые с детства писали без ошибок....
...Миф о врожденной грамотности и правда о тех, кто пишет...
...Она говорит о врожденной грамотности со знанием дела: не только как филолог, но и как человек, который сам обладает этой мифической способностью....
...Она сделала в нем только одну ошибку — в слове винегрет. Точно такую же историю «с винегретом» рассказала нам и Светлана Друговейко-Должанская....
...Факторы риска и ключи к успеху Врожденная грамотность — не талисман, который выручит в любых обстоятельствах; она может снижаться с возрастом или при смене языковой среды....
Некоторые формы слов в русском языке вызывают у говорящих проблемы: например, невозможно породить форму «мечт» или сказать «Я всех победю!». О том, почему так трудно смириться с дефектной парадигмой, и о причинах, по которым она возникает, рассказывает статья в журнале «Наука и жизнь».
...О том, почему так трудно смириться с дефектной парадигмой, и о причинах, по которым она возникает, рассказывает статья в журнале «Наука и жизнь». ...
...«Победю» или «побежу»? Почему некоторые слова идут...
...Иногда форму образовать можно, но она не употребляется, потому что этому препятствует значение глагола: нельзя сказать я толплюсь или я светаю....
Для читателей, интересующихся историей языкознания, мы выбрали несколько книг, написанных отечественными учеными в последние десятилетия. Они дают представление о том, что такое лингвистика, как она связана с другими научными дисциплинами, чем научный подход к языку отличается от любительского и как исторические обстоятельства XX века влияли на судьбу научных идей и тех, кто их отстаивал.
...Они дают представление о том, что такое лингвистика, как она связана с другими научными дисциплинами, чем научный подход к языку отличается от любительского и как исторические обстоятельства XX века влияли на судьбу научных идей и тех, кто их отстаивал....
...Лингвистика как наука: границы, история, действующие...
...Она выдержала несколько изданий, а в 1998 году выходила в Токио на японском языке. М.: URSS, 2018. 2. Андрей Зализняк. Из заметок о любительской лингвистике До сих пор пользуются популярностью публикации, в которых содержатся любительские рассуждения о происхождении слов....