Исследователи предложили новую биокультурную модель возникновения языка
Долгое время среди научных журналистов и даже среди лингвистов была популярна идея «серебряной пули». Считалось, что уникальная языковая способность человека возникла благодаря одному конкретному событию — например, случайной генетической мутации. Эта теория объясняла язык как внезапно возникший инстинкт, но оставляла за скобками вопрос: почему другие животные, обладающие развитым мозгом, так и не заговорили.
Новая работа, опубликованная в авторитетном журнале Science, предлагает отказаться от поиска одной причины и принять «биокультурную» концепцию. Международная группа ученых, объединившая генетиков, нейробиологов и лингвистов, утверждает, что язык — это не дар природы, а результат сложного пазла. Его появление стало возможным благодаря конвергенции (схождению) множества независимых факторов: биологической готовности мозга, анатомических изменений и, что критически важно, культурной передачи знаний через поколения.
Авторы выделяют три одинаково важных аспекта, без которых речь была бы невозможна:
- Биологическое «железо». Способность обучаться звукам (вокальное научение) не уникальна для людей — она есть у певчих птиц, китов и летучих мышей. В частности, ген FOXP2, который считается важнейшим для развития речи, является общим для многих позвоночных. У людей он лишь немного видоизменился, улучшив пластичность мозга. Но главное открытие — роль системы вознаграждения. Младенцы лепечут не ради еды, а потому что сам процесс извлечения звуков приносит им удовольствие. Это внутреннее биологическое подкрепление, работающее так же, как у птенцов, разучивающих трели.
- Социальный «софт». Почему обезьяны, которых обучали языку жестов, используют его только для просьб («дай банан»), но не для того, чтобы делиться впечатлениями? Потому что последнее — уникальная потребность, свойственная людям. Авторы связывают ее появление с гипотезой самоодомашнивания: в ходе человеческой эволюции выживали самые дружелюбные и неагрессивные особи. Снижение уровня стресса и агрессии (как у домашних животных по сравнению с дикими) позволило развить более сложную коммуникацию.
- Культурные фреймворки. Грамматическая структура языка не заложена в нас с рождения в готовом виде, считают авторы. Она возникает и оттачивается в процессе передачи языка от родителей к детям. Авторы приводят пример глухих детей, которые, не имея доступа к языку жестов, создают свои простые знаковые системы («хоумсайн»). Однако полноценная грамматика появляется только тогда, когда этот язык начинает передаваться новым поколениям учеников. Именно процесс культурной передачи превращает хаотичные сигналы в стройную систему правил.
Таким образом, авторы призывают отказаться от поисков единого события, приведшего к возникновению языка, и не воспринимать его появление как исключительно удачную развилку в эволюции нашего вида или, напротив, только как результат появления культуры.
У исследования могут быть и практические выводы, подчеркивают специалисты. Например, биокультурная перспектива может подтолкнуть разработчиков к созданию моделей, которые обучаются через социальное взаимодействие, а не только на статических наборах данных, могут формировать более естественные коммуникативные навыки (мы уже писали о подобных экспериментах). А еще это поможет комплексно смотреть на нарушения речи и использовать междисциплинарные методы для их коррекции.
Еще на
эту тему
Зачем нам нужен язык на самом деле?
Лингвист Валерий Шульгинов — о коммуникативной и символической функциях языка
Зачем ксенолингвисты заранее размышляют о языке инопланетян?
В День уфолога рассказываем, как исследователи прокладывают путь к будущим контактам
В чем язык животных похож на человеческий
Крики и свисты — те же буквы и слова, или мы единственные говорящие существа на свете?