Разными исследователями, как нашими, так и зарубежными, неоднократно отмечалось, что дети, осваивающие какой-либо язык как родной (первый), и носители другого языка (инофоны), осваивающие тот же язык как второй, иногда допускают сходные ошибки, что, по-видимому, должно свидетельствовать о том, что стратегия построения первичной и вторичной языковой системы в определенном смысле совпадает. Однако, когда сопоставляются достаточно большие корпусы ошибок, это не подтверждается: среди ошибок, допускаемых инофонами, можно обнаружить некоторое количество «детских», но дети обычно не допускают ошибки, свойственные инофонам. Таким образом, можно говорить о несовпадении стратегий усвоения языка.
...Разными исследователями, как нашими, так и зарубежными...
...Общее и различное в освоении языка ребенком и взрослым...
...В самом деле, вряд ли можно усомниться в том, что никто сознательно и целенаправленно не обучает ребенка его родному языку, тем не менее его основами он обычно к трем годам уже владеет неплохо....
...Тем не менее это не означает, что их не может быть в языковом сознании человека. Нам кажется справедливым часто цитируемое высказывание специалиста по детской речи Сьюзан Эрвин-Трипп: «Чтобы стать носителем языка... нужно выучить правила....
Проблема различения языка и диалекта не перестает быть актуальной для взаимоотношений разных народов и стран. От лингвистов требуют предъявить строгие научные критерии разграничения этих понятий, но в действительности едва ли не большую роль играют экстралингвистические факторы.
...Проблема различения языка и диалекта не перестает быть...
...Разные языки или разные диалекты?...
...Тем не менее каждому из четырех народов важно назвать язык по своему имени. Молдавский и румынский Другой показательный и во многом противоположный пример — румынский и молдавский языки....
... Тем не менее парламент не сразу внес изменения в Конституцию, и только в 2023 году был принят и подписан президентом закон о переименовании государственного языка из молдавского в румынский. В молдавском обществе к языковому вопросу относятся неоднозначно....
... Тем не менее вне научной среды и сегодня нередко можно услышать мнение, что украинский и белорусский — диалекты русского, что вызывает бурные споры. Более сложна ситуация с еще одним восточнославянским языком, русинским, распространенном в Закарпатье....
О том, как бесконечные тесты в школе влияют на культуру речи и мысли, рассказывает статья в журнале «Наука и жизнь».
...О том, как бесконечные тесты в школе влияют на культуру...
...Тест и культура речи...
...Тем не менее система языка принципиально не изменилась, а старые учебники в целом остаются актуальными. Жаргонизмов в речи подростков в 80-е годы было гораздо больше, чем у их современников. Это было обусловлено модой и тягой к запретному....
О том, как глагол «слямзить» связан с лямкой и что значат слова «лямза», «лямить» и «лямзить», можно прочитать в рубрике «Беседы о языке» журнала «Наука и жизнь».
...О том, как глагол «слямзить» связан с лямкой...
...Слово на веревочке: что общего у тех, кто тянет лямку...
... Тем не менее прилагательное лямой остается в региональной лексике, особенно в Нижегородской, Ивановской и Владимирской областях. Оно значит ‘кривой’, ‘перекошенный’, ‘плохой’ или ‘несуразный’....
Ответственный редактор монографии — академик Николай Николаевич Казанский, специалист по классической филологии и индоевропеистике. Книга рассчитана на широкий круг читателей, которые интересуются российской наукой и ее историей.
...Ответственный редактор монографии — академик...
...Вышла коллективная монография о научных школах петербургского...
... Марра), но в это время тем не менее появилось много талантливых и любящих свое дело русистов. На возникновение школ влияли и внешние факторы....
31% учителей применяет продукты на основе искусственного интеллекта (ИИ) для упрощения подготовки к урокам и проверки заданий. Это показал опрос, проведенный благотворительным фондом «Эмпатия» Михаила Шелкова в рамках Всероссийской олимпиады «Хранители русского языка». Участниками стали более тысячи педагогов из 89 регионов России. Наиболее распространенные способы использования технологии включают: поиск информации (59%); генерацию идей для ...
...Фонд «Эмпатия»: треть учителей русского языка применяет...
...Тем не менее большинство учителей относятся к такого рода технологиям без энтузиазма. 39% опрошенных используют их «крайне редко», 21% вообще никогда не пробовал, а 8% высказались категорически против применения ИИ в школе: по их мнению, ученики копируют сгенерированные тексты,...
Наше внимание привлекли несколько весенних выпусков передачи Ольги Северской. Педагог, филолог Наталья Кулибина говорила о том, как научить ребенка читать; лингвист Александра Плетнева обратила внимание на сходства и различия языка лубка и церковнославянского; поэт и богослов Ольга Седакова рассказала о поэтике богослужебных песнопений. В специальном выпуске коллеги и друзья вспоминают академика РАН Юрия Апресяна. Все выпуски доступны на канале.
...Наше внимание привлекли несколько весенних выпусков...
...«Говорим по-русски!»: воспоминания об Апресяне, литургическая...
...Тем не менее, как отмечает филолог Александра Плетнева, лубочное творчество — очень интересное с лингвистической точки зрения явление на стыке городского просторечия и церковнославянского языка....
Написание и редактура текстов, работа с информацией и с аудиторией перестали быть уделом избранных, навыки и знания, необходимые для этого, сейчас нужны каждому. Но если интерес к русскому языку объединяет представителей разных поколений, представления о норме и стиле у них могут отличаться. Мы собрали несколько каналов на любой вкус — интересных и иногда неожиданных. Есть из чего выбрать то, что понравится и принесет пользу.
...Написание и редактура текстов, работа с информацией...
...Популярные блоги о том, как лучше писать и редактировать...
... Мы понимаем, что феминитивы многих раздражают, тем не менее «Записки редакторки» Полины Шубиной — один из самых популярных блогов. Правила русского языка, любопытная этимология, прокачка писательских навыков и возможность посмеяться над нелепыми заголовками. 3....
Как правильно писать недавно появившиеся в языке слова? Нередко на практике сразу рождается несколько параллельных вариантов написания. О принципах, которыми должны руководствоваться составители нормативных орфографических словарей, рассказывает статья доктора филологических наук, председателя Орфографической комиссии РАН (2000–2014) Владимира Лопатина.
...Как правильно писать недавно появившиеся в языке слова...
...Проблемы нормирования и опыт орфографической работы...
...Тем не менее правила правописания не являются чем-то раз и навсегда данным. Правописание — это саморазвивающаяся система, и при формулировании правил нельзя не учитывать практику письма....
...На самом деле не предполагалось не только реформы языка, но и реформы орфографии, тем не менее формулировка «грядет реформа русского языка» была одной из самых излюбленных и острых на страницах наших СМИ в течение последних двух лет....
О реформах русского языка до революции и в советское время и о том, почему необходим общеобязательный свод правил, рассказывает доктор филологических наук Владимир Лопатин.
...О реформах русского языка до революции и в советское...
...Из истории реформирования русского правописания...
...— написания, до сих пор вызывающие у некоторых внутренний протест, но тем не менее неизбежные)....
...Тем не менее в начале 70-х годов при Институте русского языка АН СССР, уже распоряжением Отделения литературы и языка, была вновь создана Орфографическая комиссия (председатель — Виктор Иванович Борковский)....