Разговор в программе «Наблюдатель» начинается с главного вопроса, который задает ведущая Фекла Толстая: есть ли вообще в России диалекты в XXI веке? Что от них осталось? Лингвисты Игорь Исаев (Институт языкознания РАН), Валерий Ефремов (РГПУ им. А. И. Герцена), Александра Ольховская (Институт Пушкина) и Нелли Красовская (ТГПУ им. Л. Н. Толстого) отвечают на этот вопрос по-разному, но очень эмоционально.
...Разговор в программе «Наблюдатель»...
...Стыдно ли говорить на диалекте?...
...Но искусственно поддерживать диалекты невозможно, в отличие от малых языков. Невозможно делать учебники и словари для одной деревни, диалект — это то, что передается из уст в уста. Лингвист может только записать его и сохранить....
Русский язык как школьный предмет в основном сводится к правилам орфографии и пунктуации, разбору по составу, диктантам и пересказам. Но на самом деле речь — метапредметный навык, а русский язык — это еще и инструмент освоения всех остальных предметов. Как богатый словарный запас, умение анализировать текст и формулировать мысли помогают на математике, географии, обществознании? И можно ли развивать языковые компетенции на других уроках, а не только на русском?
...Русский язык как школьный предмет в основном сводится...
...Метапредметный подход в обучении русскому языку: один...
...Это то самое повышение читательской грамотности, которое без русского языка невозможно»....
...Например: почему невозможно самое большое число? Потому что это означает, что есть такое число, к которому невозможно прибавить единицу, и таким образом мы приходим к противоречию. Показать ход рассуждений в данном случае можно с помощью слов, а больше никак....
...Пришлось объяснить, что в математике не просто сложно, а невозможно без знания литературы, умения читать, понимать и осмысленно пересказывать. «Олимпиадная математика в средней школе — это не формулы, а умение описывать ход решения....
В феврале пользователи, как и всегда, задали нашей справочной службе множество вопросов о том, как применять правила русского языка. Например, интересовались пунктуацией в конструкции «от и до» и в выражении «интерфейс мозг — компьютер». Мы обратили внимание на три вопроса: об оформлении вставки в предложение, о выборе падежа при глаголе и о самых сложных диктантах на русском языке.
...В феврале пользователи, как и всегда, задали нашей...
...Кого чаще боятся, мышку или мышки?...
...Ответ справочной службы русского языка: Падеж словоформы врача в этом контексте установить невозможно: вопрос «Кого?» не различает винительный и родительный падежи....
... Ушаков уже о своем времени говорил, что невозможно найти «двух орфографических словарей, которые бы не противоречили друг другу... В одном пишется ватрушка, в другом вотрушка, в одном рессур с двумя с, в другом с одним с и т....
Нужно ли защищать русский язык от заимствованных слов? Какие меры были бы эффективны? Можно ли обойтись без новых заимствований и какие слова вызывают самое большое раздражение? Эксперты Грамоты Ксения Киселева и Владимир Пахомов ответили на вопросы ведущих программы «ОТРажение».
...Нужно ли защищать русский язык от заимствованных слов...
...На телеканале ОТР обсуждали засилье иностранных слов...
...А процесс вхождения новых слов в язык невозможно законодательно регулировать. ...
... Невозможно изъять из русского языка слово компьютер и заставить всех говорить электронно-вычислительная машина, хотя такое обозначение и использовалось раньше....
Госдума приняла поправки в Федеральный закон о государственном языке. Как это повлияет на использование русского языка в разных сферах, изданию «Аргументы и факты» рассказал главный редактор портала «Грамота.ру» Владимир Пахомов.
...Госдума приняла поправки в Федеральный закон о государственном...
...«Долой англицизмы». О чем на самом деле новый «Закон...
...Невозможно определить, какие слова «нужные», а какие нет. Из полезного в поправках — заявлена государственная поддержка информационных ресурсов, которые содержат информацию о нормах русского языка....
Язык меняется вместе с культурой и обществом. Вместо того чтобы упрекать молодежь в «порче» языка, нужно вдохновлять ее собственным примером — такое мнение высказала филолог Дарья Зарубина в статье журнала «Наука и жизнь».
...Язык меняется вместе с культурой и обществом. Вместо...
...Портрет в натуре...
...Но молодое поколение никогда не будет говорить так же, как старшие, и невозможно силой навязать представления о правильной речи. Мы следим за ошибками и перенимаем манеру речи тех людей, которые нам интересны и которых мы уважаем. Поэтому воздействовать нужно личным примером....
В конце августа депутаты Госдумы поинтересовались у министра просвещения Сергея Кравцова, почему среди классиков, рекомендованных для подготовки к ЕГЭ-2024, нет произведений Пушкина, Лермонтова, Гоголя и других ключевых авторов. Вопрос возник после того, как 25 августа Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) опубликовал проект контрольно-измерительных материалов КИМ к будущему экзамену. Спустя несколько дней в пресс-службе Минпросвещения дали разъяснения: «
...До 15% программы по литературе в средней школе отводится...
...«Знакомство с творчеством Марины Цветаевой невозможно без чтения ее произведения „Мой Пушкин“. И таких примеров очень много», — подчеркнул министр....
Сначала выучить китайский язык, потом заняться литературным переводом с китайского и, наконец, замахнуться на перевод поэзии! Со стороны такой путь представляется настоящим геройством. Китаист Юлия Дрейзис рассказала Грамоте о главных барьерах на пути переводчика современной китайской поэзии и о разных приемах, которые помогают передать по-русски самые существенные черты оригинала.
...Сначала выучить китайский язык, потом заняться литературным...
...Поэтический перевод как прыжок в невозможное...
...Так называемый «разговорный стих» настолько сконцентрирован на имитации речи, так ценит сленг и диалекты, что проигнорировать это просто невозможно....
...А это значит, что невозможно все обилие русских придаточных и что вне зависимости от длины определения — будь там хоть толстовский абзац — оно неизменно будет стоять в препозиции, «застопоривая» чтение....
В новом номере журнала «Труды Института русского языка им. В. В. Виноградова» несколько статей посвящены проблемам словарного описания разговорных лексических единиц: компрессивов, региональной и диалектной лексики, слов, сопровождаемых жестами, разговорных феминитивов.
...В новом номере журнала «Труды Института...
...Как лучше описывать разговорную лексику в словарях...
...Но произношение [дрс’] (а такие факты фиксировались) в изолированном употреблении невозможно связать с исходной полной формой, и вряд ли его стоит кодифицировать, оно полностью ситуативно», — подчеркивает Мария Каленчук....
...Однако в рамках противопоставления разговорная речь — кодифицированный литературный язык невозможно достаточно полно описать все языковые явления. Важно различать два типа вариантов слов с эллипсисом отдельных звуков — компрессивные слова и компрессивы....
День русского языка традиционно отмечается в день рождения Александра Сергеевича Пушкина. В пресс-конференции участвуют: — член Совета при Президенте Российской Федерации по русскому языку Константин Деревянко; — и. о. ректора Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина Наталья Трухановская; — доцент Школы лингвистики НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинского дома) РАН Борис Орехов; — главный редактор ...
...6 июня в пресс-центре «Россия сегодня» пройдет пресс-конференция...
...Также речь пойдет о цифровой лингвистике и специальностях, без которых невозможно развитие технологий искусственного интеллекта, голосовых помощников и других вещей. Аккредитация: accreditation@ria.ru....