Функциональная грамотность отличается от умения читать и писать, то есть от просто грамотности. Она имеет прямое отношение к тому, как человек работает с информацией: извлекает ее, обрабатывает, оценивает, излагает, применяет на практике, решает с ее помощью бытовые задачи. Как обстоит дело с функциональной грамотностью и чем отличаются в этом смысле подростки и взрослые? Мы поговорили об этом с заведующей лабораторией социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования Московского городского педагогического университета Екатериной Асоновой.
...Функциональная грамотность отличается от умения читать...
...Екатерина Асонова: «Развитие функциональной грамотности — это в том числе работа с личным опытом»...
...Екатерина Асонова: Функциональная грамотность — это способность использовать базовые навыки чтения и письма для решения своих повседневных и профессиональных задач....
... Екатерина Асонова Фото из личного архива Появление термина «функциональная грамотность» почему-то привело к мысли о том, что нужны специалисты, которые будут этот навык развивать. Но на самом деле функциональная грамотность — это результат обучения в целом....
Русский язык как школьный предмет в основном сводится к правилам орфографии и пунктуации, разбору по составу, диктантам и пересказам. Но на самом деле речь — метапредметный навык, а русский язык — это еще и инструмент освоения всех остальных предметов. Как богатый словарный запас, умение анализировать текст и формулировать мысли помогают на математике, географии, обществознании? И можно ли развивать языковые компетенции на других уроках, а не только на русском?
...Русский язык как школьный предмет в основном сводится...
...Метапредметный подход в обучении русскому языку: один...
...Екатерина Асонова Второклассница узнала новое слово из математической задачи — так это же здорово!...
...«Пониманию текста нужно учиться в начальной школе, — убеждена Екатерина Асонова. — К сожалению, там просто дают задание прочитать и пересказать, не ставя никакой дополнительной задачи....
...«Можно вспомнить, с чего начинали Ушинский и Толстой: они пытались писать для крестьянских детей, с опорой на их быт, их систему представлений, — продолжает Екатерина Асонова. — Удалось ли им это — другой вопрос....
...«Со смыслом грамматических конструкций у нас работают очень мало, — признаёт Екатерина Асонова. — Программа по русскому предлагает определить тип придаточного — и все. По идее надо бы уже в начальной школе предлагать детям сочинять самим....
...mdash; задача, которую словесники не могут решить в одиночку, поскольку она касается других дисциплин и всего школьного преподавания в целом, — объясняет исследователь гуманитарного образования, заведующая лабораторией социокультурных образовательных практик МГПУ Екатерина...
Носители языка не всегда могут уследить за тем, что лингвисты тщательно фиксируют в словарях, правда, всегда с опозданием: одни слова вдруг появляются ниоткуда или становятся модными в силу ситуации, а другие постепенно выходят из употребления, устаревают и исчезают. У переводчика в этом отношении есть преимущество: он смотрит на чужой язык со стороны и более чувствителен к изменениям. Переводчик-японист Екатерина Тарасова рассказала Грамоте о новых явлениях в японском языке.
...Переводчик-японист Екатерина Тарасова рассказала Грамоте о новых явлениях в японском языке....
...Непереводимое: источники и способы образования модной...
...Екатерина Тарасова — специалист по синхронному и литературному переводу. Перевела на русский язык книги таких японских авторов, как Масахико Симада, Кага Отохико, Ëсида Сюити, Кувабара Юко....
Новую разработку представили выпускники Института прикладных информационных технологий и коммуникаций Саратовского государственного технического университета им. Ю. А. Гагарина (ИнПИТ СГТУ). Приложение позволяет изучать теоретические основы РЖЯ, просматривать словарь и овладевать отдельными жестами, проверять свои знания и проходить интерактивное тестирование. Уникальность приложения в том, что в него встроена нейросеть, которая ...
...Приложение для распознавания русского жестового языка...
...Руководитель проекта, старший преподаватель кафедры «Прикладные информационные технологии» ИнПИТ Екатерина Кулакова так объясняет идею работы: «Для нейросетевой модели создан собственный датасет русского языка жестов, который собирался совместно с сурдопереводчиками, а ...
За двадцать лет Национальный корпус русского языка стал незаменимым инструментом лингвистических исследований. Однако создавался он не только для специалистов. О корпусах и их роли в развитии наших представлений о языке академик Владимир Плунгян и доктор филологических наук Андрей Кибрик говорили на заседании Президиума РАН, где обсуждались фундаментальные проблемы лингвистики и задачи корпусных исследований языков. Репортаж с заседания публикует газета «Поиск».
...За двадцать лет Национальный корпус русского языка...
...Как пришествие корпусов меняет лингвистику...
...На заседании также выступили доктор филологических наук Екатерина Рахилина (НИУ ВШЭ), член-корреспондент РАН Ирма Муллонен (Институт языка, литературы и истории КарНЦ РАН), академик Александр Молдован (ИРЯ РАН), Кирилл Медведев («Яндекс»)....
Сегодня завершился Всероссийский профессиональный конкурс «Лучший учитель родного языка и родной литературы». Церемония награждения победителей и призеров прошла в Поволжском университете физической культуры, спорта и туризма. В специальной номинации Грамоты «Родной язык — источник вдохновения» победила учитель начальных классов и языка коми Татьяна Попова (Республика Коми). Она получила специальный приз — планшет и
...На конкурсе учителей родного языка в Казани вручили...
...В номинации «Лучшие практики развития родной речи детей дошкольного возраста» победителями стали: Алия Ишдавлетова, воспитатель (башкирский язык), Башкортостан; Екатерина Балакаева, педагог (калмыцкий язык), Калмыкия; Ольга Бутенко, воспитатель (русский язык), ДНР. ...
В 1780-х годах императрица Екатерина II поручила ученому-энциклопедисту, путешественнику, академику Берлинской и Санкт-Петербургской академий наук Петру Симону Палласу (1741–1811) составить сравнительный словарь языков народов России и всего мира. Первое издание (в двух частях, которые вышли в 1787 и 1789 годах) включало 273 понятия, которые были представлены (с лакунами) на 149 языках Азии и 51 языке Европы.
...«Сравнительный словарь всех языков и наречий» Палласа...
...В 1780-х годах императрица Екатерина II поручила ученому-энциклопедисту, путешественнику, академику Берлинской и Санкт-Петербургской академий наук Петру Симону Палласу (1741–1811) составить сравнительный словарь языков народов России и всего мира....
Чемпионат сочинений — это альтернатива традиционным олимпиадам. На нем нет готовых тем: задания сформулированы в виде задач, которые нужно решить с помощью текста, написанного «своими словами». Как объясняет доцент факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, руководитель Лаборатории развития интеллектуальных состязаний и председатель экспертного жюри Михаил Павловец, чемпионат проверяет «не знания, а умение эти знания транслировать на самые разные аудитории, и ...
...Стартовал IV сезон Всероссийского чемпионата сочинений...
...Лабораторией руководила и руководит Екатерина Асонова, которая также стала одним из ключевых участников этого начинания....
Номер посвящен грамматическим процессам и системам в синхронии и диахронии. Отметим некоторые статьи, которые могут заинтересовать любителей русского языка: о корпусе раннего детского письма, о процессе семантического калькирования в XVIII–XIX веках, о грамматической специфике полонизма «панове / паны рада» ‘члены княжеского/королевского совета, сенаторы’.
...Номер посвящен грамматическим процессам и системам...
...Вышел второй номер журнала «Труды Института русского...
... Авторы статьи, филологи Екатерина Рахилина и Иван Рыжаченков, полагают, что словообразовательная калька расположение, сложенная из церковнославянских морфем рас- и -ениj-, попала в русский язык из латинского еще в XVII веке (вместе с переводами религиозной, научной...
Рекомендуем посмотреть несколько программ, которые вышли в эфир в последнее время. Из них можно узнать, как интернет-мемы становятся частью языка, о чем спорили составители первого русского академического словаря и какие значения могло иметь слово «мир» и его родственники. Все выпуски доступны на канале.
...Рекомендуем посмотреть несколько программ, которые...
...«Говорим по-русски!»: разговорные идиомы-неологизмы...
...Изданию предшествовала большая работа: Екатерина Романовна Дашкова собрала большой коллектив авторов, привлекла в том числе членов Императорской академии наук и писателей, например Княжнина и Богдановича....