Подсказки для поиска
Точное соответствие
Найдено 43 результата

Словари

Глагол, несовершенный вид, переходный
1.
Придавать какую-либо форму, законченность.
2.
(что) Организовывать, создавать (какой-либо коллектив, учреждение, воинскую часть и т.п).
Всё об этом слове
Метасловарь
формировать

ФОРМИРОВА́ТЬ, формиру́ю, формиру́ет; формиру́ющий; формиро́ванный \\ фо[р]мирова́ть; в формах с сочетанием ющ: формиру́ющий... – формиру́[йу]щий и допуст. формиру́[и]щий.

формировать

ФОРМИРОВА́|ТЬ, формиру́|ю, -ет, -ют, прич. страд. прош. формиро́ванн|ый [н], кратк. ф.: м. формиро́ван, ж. формиро́ван|а, несов., V а; сформирова́|ть, сформиру́|ю, -ет, -ют, прич. страд. прош. сформиро́ванн|ый [н], кратк. ф.: м. сформиро́ван, ж. сформиро́ван|а, сов., V а; перех.

● 1.0. Придавать определённую форму. Ф. кроны деревьев. ● 1.1. Воздействовать с целью придать определённые качества, определённую целенаправленность.   Син. воспи́тывать. Ф. характер. Ф. сознание. Ф. мировоззрение. Ф. обществен

формировать
ФОРМИРОВА́ТЬ, у́ю, -ру́ешь; формиро́ванный; -ван, -а, -о; нсв. (св. сформирова́ть). кого-что. 1. Придавать какую-л. форму, законченность. Ф. кроны деревьев. Ф. свой стиль. Ф. понятия, мировоззрение. Суровая жизнь формирует сильные характеры. Книги формируют читательский вкус. 2. что. Организовывать, создавать (какой-л. коллектив, учреждение, воинскую часть и т.п.). Ф. оперную труппу. Ф. правительство. Ф. новую партию. Ф. батальон, полк. 3. что. Составлять в определённом порядке. Ф. железнодорожный

Ответы справочной службы

Последнее время стала часто встречать в разговорной речи людей, в интернете, а теперь ещё и в книге попалось выражение "с пустого места". Из контекста догадываюсь, что значение то же, что и у выражения "на пустом месте", в словарях новое выражение не нашла. Подскажите, пожалуйста, говорить "с пустого места" - это ошибка или закреплено и считается нормой? Или это просто региональный диалект, или относится только к разговорной речи? Заранее благодарю.

В разговорной речи выражение с пустого места обычно употребляется в описаниях чьей-либо созидательной деятельности и в сочетании с тематически близкими глаголами, такими как начать, приступать, организовать, формировать, например: с пустого места дело начали; начинать не с пустого места; приступаем к расследованию не с пустого места; с пустого места дело не поставишь; страна, возникающая в каком-то смысле с пустого места . Кроме того, выражение может быть использовано в рассуждениях о причинах (началах) чего-либо, часто в конструкции с отрицанием: не с пустого места что-то взять (взялось); уверенность бралась не с пустого места; с пустого места чуть не наклепал (в значении 'оговорил, ложно обвинил'). Возможно, встретившиеся Вам примеры отличаются от приведенных, но, увы, судить об этом нельзя, так как ни один из них не упомянут.

25 марта 2025
Страница ответа
Как правильно: «очковать» или «очкавать», «очконуть» или «очкануть» (слова в сленге, означающие «бояться», «трусить», «испугаться»)?

Правильно: очковать (ср.: очкую, здесь представлено обычное для русских глаголов чередование ова/у(й)организовать — организую, бастовать — бастую, страховать — страхую, формировать — формирую и т. д.), очкануть (глагольный суффикс -ану- со значением «однократно и, как правило, интенсивно или экспрессивно, резко совершить действие, названное мотивирующим глаголом», ср.: сказануть, садануть, ливануть и т. д.).

13 января 2025
Страница ответа
Добрый день! У меня вопрос по поводу порядка слов. Как правильно? "Формировать по запросу отчеты" или "формировать отчеты по запросу". Я склоняюсь ко второму варианту, так как формировать что? (прямое дополнение), а затем формировать как? (обстоятельство образа действия). Но мой оппонент объясняет свою версию так: "по запросу" является зависимым оборотом для "формировать" ("захотел -- сформировал"), а в вашем варианте -- для "отчёты" ("ежегодные отчёты", "ежедневные отчёты", "внеочередные отчёты", "отчёты по запросу"). Кто прав? Большое спасибо!

Не зная контекста, дать однозначный ответ затруднительно. В целом более логичным представляется вариант «формировать отчеты по запросу»: статус прямого дополнения, безусловно, выше. Однако если, например, перечисляются должностные обязанности сотрудника, в которые входит формирование разных документов как по распоряжению начальства, так и по запросам от разных инстанций, причем в случае запроса из некой другой инстанции формируются такие документы, которые во внутреннем документообороте учреждения не используются, то вполне осмысленным может оказаться вариант, скажем, «формировать по запросу Министерства руководящих указаний отчеты о количестве перебитых стаканов» и т. п.

3 декабря 2024
Страница ответа
Уважаемая Грамота.ру! Благодарю за оперативный ответ на вопрос 319050 о написании слова «рискориентированный». В продолжение данной темы скажите, пожалуйста, могут ли нормативно-правовые акты РФ формировать литературную норму русского языка или влиять на нее? И чем руководствоваться юристам при составлении служебных писем, приказов и других документов, когда есть, например, словарная фиксация слова «рискориентированный» и есть постановление Правительства РФ, федеральные законы и т.д., где написано «риск-ориентированный»? Можно ли утверждать, что языковая норма «главнее» нормативно-правовых актов или наоборот?

Это очень непростой вопрос. Лингвисты, разумеется, кодифицируют ту или иную норму с опорой не только на действующие правила и языковые тенденции, но и на практику письма. Однако первична всё же теория, а не практика, если говорить коротко. Вот яркий пример —  кодификация вариантов параолимпийский и паралимпийский в академическом орфографическом словаре:  

параолимпи́йский и (офиц.) паралимпи́йский [изменено, ср. РОС 2012: параолимпи́йский]

паралимпи́йский (офиц.) и параолимпи́йский [добавление 2018].

Если обьяснять подробно, то ситуация такова: с точки зрения орфографических норм правильно только написание параолимпийский; однако официальные документы эту норму игнорируют, используя неверное написание паралимпийский, поэтому его тоже приходится фиксировать в словаре, но с пометой офиц. 

 

21 ноября 2024
Страница ответа
Здравствуйте! В предложении: «Правильно ли формировать мнение о человеке, опираясь на слухи?» есть ошибка в построении деепричастного оборота? Не могу понять… На слух вроде нормально звучит.

В этом предложении, не имеющем спрягаемых форм глагола, субъект действия, обозначенного деепричастием, совпадает с субъектом действия, названного инфинитивом (формировать). Такое возможно.

Здравствуйте. Подскажите, нужна ли запятая перед "и как"? "В нем вы узнаете, почему привычки — верный способ увеличить продуктивность, повысить качество жизни и улучшить здоровье, и как их формировать". Спасибо.

Запятая не ставится.

15 апреля 2018
Страница ответа
Добрый вечер. Ответьте, пожалуйста, можно ли написать: "Формировать облепиховую крону можно и в форме куста и дерева"? Спасибо.

Повторяющийся союз и... и использован здесь неверно. Корректно: Формировать облепиховую крону можно в форме и куста, и дерева. А лучше: Формировать крону облепихи можно в форме куста или дерева.

21 ноября 2016
Страница ответа
формировать репутацию предприятия или предприятию

Верно: формировать репутацию предприятия.

30 апреля 2016
Страница ответа
Подскажите, пожалуйста, имеют ли слова "формировать" и "формулировать" семантические отличия и присутствует ли какая-нибудь закономерность в способе их употребления? Спасибо!

Семантические отличия есть, Вы можете их определить по толковым словарям (например, на нашем портале есть "Большой толковый словарь русского языка"). Что Вы называете закономерностями в способе употребления?

16 апреля 2016
Страница ответа
Подскажите, пожалуйста, обосабливается ли здесь деепричастный оборот: "Дети учаться формировать социальные навыки (,) общаясь с другими детьми."

Деепричастный оборот обособляется. Слово учатся пишется без мягкого знака.

19 сентября 2015
Страница ответа

Справочники

Части речи в русском языке

Части речи — это группы слов, объединенных на основе общности их признаков. Признаки, на основании которых происходит разделение слов на части речи, не однородны для разных групп слов. Так, все слова русского языка можно разделить на междометия и немеждометные слова. Междометия — это неизменяемые слова, обозначающие эмоции (ах, увы, черт побери), волеизъявления (стоп, баста) или являющиеся формулами речевого общения (спасибо, привет). Особенность междометий заключается в ...

...речи без служебных, а служебные без самостоятельных формировать...

Служебные части речи

Служебными называются такие части речи, которые без самостоятельных частей речи не могут формировать предложение и служат для связи самостоятельных единиц или для выражения добавочных оттенков смысла.

...которые без самостоятельных частей речи не могут формировать...

Журнал

Искусственный интеллект помогает издательству работать с рукописями

Стартап Metamentor, основанный студентами МФТИ, создал систему обработки рукописей на базе генеративного искусственного интеллекта. Система уже несколько месяцев тестируется в издательстве «Эксмо». «Алгоритмы анализируют синтаксическую сложность каждого произведения, разнообразие лексики, распознают фрагменты текста, требующие корректировки, исключения или добавления возрастной маркировки в соответствии с действующим законодательством ...

...оценивать рукописи на этапе первичного отбора, а также формировать...

Началось народное голосование за финалистов телешоу «Классная тема!»

На канале «Россия 1» готовится к выходу четвертый сезон телешоу «Классная тема!», посвященного современным учителям. Шоу представляет самых ярких педагогов в разных предметных областях и призвано способствовать повышению престижа учительской профессии. С 22 по 28 сентября в сообществе телешоу в социальной сети «ВКонтакте» пройдет народное голосование за финалиста телешоу. Любой пользователь соцсети может проголосовать в семи ...

...Это нужно формировать в школе и совершенствовать...

Мягенький заинька у плохонькой березоньки: по каким правилам пишутся уменьшительно-ласкательные суффиксы?

В этот раз из всех вопросов, на которые справочная служба Грамоты ответила в мае, мы выбрали три очень разных. Один вопрос затрагивает новые, неоднозначно воспринимаемые явления в разговорной речи. Чтобы ответить на другой, наши консультанты глубоко погрузились в морфологические тонкости. А еще один вопрос нам задают очень часто (а подобные ошибки мы видим еще чаще), так что у него есть шанс попасть в число горячих. 

...В этот раз из всех вопросов, на которые справочная...

...Синтаксис Вопрос: В предложении Правильно ли формировать...

... субъектом действия, названного инфинитивом (формировать...

Кошки смогли быстро установить связь между несуществующим словом и изображением

Известно, что младенцы уже в возрасте 8–14 месяцев начинают осознавать связь между словами и предметами. Причем они делают это автоматически, без целенаправленного обучения. Оказывается, на это способны и домашние кошки — и они учатся этому даже быстрее детей. Научная группа из Университета Адзабу (Япония) провела с кошками эксперимент, известный как задача с переключением. Его суть в том, что испытуемым сначала показывают пары «

...Этот опыт показывает, что кошки способны формировать...

Младенцы способны обобщать информацию о звуках языка уже в четыре месяца

Наша чувствительность к языкам — удивительная черта, которая позволяет нам быстро овладевать речью. Считается, что раннее освоение языка состоит из двух этапов. В ходе первого младенцы учатся отличать звуки родительского языка от посторонних звуков, другими словами, развивают чувствительность к звучанию именно того языка, на котором будут говорить. Этот процесс принято называть перцептивной настройкой (от perception — восприятие, схватывание). На втором этапе ребенок ...

...У него появляется способность формировать фонологические...

Билингвальному ребенку нужно создать в школе правильную среду, чтобы двуязычие стало его преимуществом

Круглый стол, организованный Федеральным институтом родных языков народов РФ, прошел 4 апреля в ЦВК «Экспоцентр» и на онлайн-платформе «ММСО.Коннект». В нем участвовала  Мария Лебедева — заведующая лабораторией когнитивных и лингвистических исследований Института Пушкина, а также руководитель образовательного направления Грамоты. Она рассказала о преимуществах билингвизма и о том, как можно ...

...должна оказывать дополнительную поддержку, чтобы формировать...

Общее и различное в освоении языка ребенком и взрослым

Разными исследователями, как нашими, так и зарубежными, неоднократно отмечалось, что дети, осваивающие какой-либо язык как родной (первый), и носители другого языка (инофоны), осваивающие тот же язык как второй, иногда допускают сходные ошибки, что, по-видимому, должно свидетельствовать о том, что стратегия построения первичной и вторичной языковой системы в определенном смысле совпадает. Однако, когда сопоставляются достаточно большие корпусы ошибок, это не подтверждается: среди ошибок, допускаемых инофонами, можно обнаружить некоторое количество «детских», но дети обычно не допускают ошибки, свойственные инофонам. Таким образом, можно говорить о несовпадении стратегий усвоения языка.

...Разными исследователями, как нашими, так и зарубежными...

...Он также вынужден самостоятельно формировать свою языковую...

Что мы можем противопоставить распространению мата?

3 февраля 2025 года в пресс-центре ТАСС прошла пресс-конференция, приуроченная к Международному дню борьбы с ненормативной лексикой. В ней приняли участие заместитель председателя президентского Совета по реализации госполитики в сфере поддержки русского языка и языков народов России, руководитель Грамоты Константин Деревянко, сопредседатель Ассоциации учителей литературы и русского языка, доктор филологических наук Алексей Федоров, доцент Государственного института русского ...

...laquo;Это чрезвычайно важный навык, который мы должны формировать...

О современном термине

Каждый, кто пишет в газете или популярном журнале о науке, знает, какие мучения вызывает «ввод» научного термина. Часто это слово не знакомо широкому читателю, непонятно даже из контекста и, как правило, воспринимается как «некрасивое» для русского уха и глаза. Сейчас привычные языковые стили меняются, приобретая новые черты. Что представляет собой новый язык науки? Каким становится главное научное слово — термин?

...Каждый, кто пишет в газете или популярном журнале о...

...сравнению со строгим символическим языком, позволяет формировать...

Кринж или не кринж? Лингвистический взгляд на чувство неловкости в коммуникации

Слово кринж — и по-английски, и уже освоенное русским языком — обозначает ситуацию, в которой говорящий испытывает острое чувство неловкости и даже стыда за кого-то или за что-то. Какие именно аспекты коммуникации способны вызывать это чувство? Существуют ли лингвистические инструменты, помогающие отличить кринж от эмоционально нейтрального общения? Лингвист Валерий Шульгинов разбирается в социальной и языковой составляющих того, что заставляет нас словить кринж.

...Слово кринж — и по-английски, и уже освоенное русским...

...стремятся создавать о себе определенное впечатление, формировать...

Больше точных совпадений не найдено, показать близкие результаты?

Показать
1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2025 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше