Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Новогодняя игра: Грамота предсказывает будущее. Хочу погадать!
Хочу погадать!
Точное соответствие
Найдено 3 939 результатов

Ответы справочной службы

"...она пролила свой энергетический напиток в салоне купе". Ешь свой бургер. Пей свой кофе. В какой мере местоимение "свой" в этих предложениях является лишним? Помнится, в советское время подобная словесная конструкция резала слух в переводных иностранных фильмах, и укоренилась в русском языке уже во времена массового распространения демократского новояза.

Слово свой в этих предложениях ни в коей мере не является лишним. Вот еще примеры из текстов на русском языке, написанных задолго до «массового распространения демократского новояза»: Поскорѣй одѣвайся и пей свой шоколадъ (Н. П. Анненкова-Бернар. Бабушкина внучка // Вестник Европы, 1902). Да ты, оказывается, просто лентяйка! Забирай свой кувшинчик и уходи отсюда! Не будет тебе никакой дудочки! (В. П. Катаев. Дудочка и кувшинчик. 1940). Между конструкциями пей кофе и пей свой кофе, забирай кувшинчик и забирай свой кувшинчик огромная разница: слово свой вносит экспрессию, передает эмоции говорящего (раздражение, негодование и пр.). Или же просто уточняет информацию: пролить энергетический напиток не обязательно означает «пролить свой напиток».

29 декабря 2024
Страница ответа
Как сказать грамматически верно: прямое и переносное значениЕ слова или прямое и переносное значениЯ слова?

Корректно: прямое и переносное значение слова. В «Справочнике по правописанию, произношению, литературному редактированию» Д. Э. Розенталя, Е. В. Джанджаковой, Н. П. Кабановой дана такая рекомендация: «Имя существительное, которому предшествует два или несколько определений, указывающих на разновидности предметов, ставится в форме единственного числа, если перечисляемые разновидности предметов или явлений внутренне связаны, например в сочетаниях терминологического характера». Это как раз наш случай.

29 декабря 2024
Страница ответа
Я знаю о правиле пунктуации в случае, когда прямая речь разрывается авторскими словами. Схематично его можно обозначить так: "П, - а. - П". Скажите, пожалуйста, возможно ли такое построение предложения, в котором прямая речь и слова автора несколько раз последовательно сменяют друг друга? Правомерна ли такая пунктуация: "П, - а. - П, - а. - П, - а. - П". Скажем, возможно ли построить фразу так: "Я думаю, это возможно, - произнёс он. - Если удастся встретиться сегодня ночью, по крайней мере, - сказал он уже иным тоном. В этом тоне чувствовалась некая неуверенность. - В любом случае, стоит попытаться, я считаю! - воскликнул этот человек, вырвав собеседника из дремоты. - Попытка не пытка, не так ли?"

Подобное построение конструкций с прямой речью встречается в художественных текстах, например: 

— Слово предоставляется главному инженеру, товарищу Треухову! — радостно возвестил Гаврилин. — Ну, говори, а то я совсем не то говорил, — добавил он шепотом. (И. Ильф, Е. Петров. Двенадцать стульев)

29 декабря 2024
Страница ответа

Справочники

Безударные гласные в падежных окончаниях

§ 67. В соответствии с общим правилом (см. § 33), написание букв на месте безударных гласных в окончаниях устанавливается путем проверки формами слов с тем же окончанием (того же типа склонения), в которых проверяемый гласный находится под ударением, напр.: о´зеро, колен´о, по´ле, полоте´нце (окно´, долото´, лицо´, ружьё); ча´ши, ко´ни (столы´, пни); кни´ге, о кни´ге (руке´, о руке´); сту´

...Безударные гласные в падежных окончаниях...

...Примечание Буква и пишется на конце форм тв. п. мн. ч. имен существительных и прилагательных и тв. п. числительных — в окончаниях -ами (-ями), -ыми (-ими): столами, сёстрами, ночами; большими, сильными; тремястами и т. п....

...Подобные устойчивые сочетания с буквой е на конце (включающие форму вин. п.) следует отличать (по смыслу) от свободных сочетаний с предл. п....

...Устойчивые сочетания предлогов в, на, по с существительными на -ие в предл. п., близкие по своей роли в предложении к предлогам, оканчиваются (согласно правилу § 71, п. 1) на -ии....

...У слов с увеличительным суффиксом -ищ, имеющих только формы мн. ч., в им. п. — то же окончание, что в им. п. производящего слова, напр.: деньги — деньжищи, ворота — воротища....

...В словах сред. рода с суффиксом -ышк- в им. п. ед. ч. — окончание -о, напр.: пёрышко, горлышко; в слове жен. рода оладышка — окончание -а. В существительных с суффиксом -л- в им. п. ед. ч....

Нарицательные имена

§ 119. Следующие разряды существительных пишутся слитно. Существительные, слитное написание которых определяется общими правилами: слова с приставками и начальными частями типа лже-, полу-, само- (см. § 117, п. 1), сложные слова с первой частью, совпадающей с формой числительного (см. § 117, п. 2), сложные слова с начальными частями типа авто-, авиа- (см. § 117, п. 3), сложные слова с первой частью, оканчивающейся на -я (см. § 117, п. 4), напр.

...Нарицательные имена...

...§ 126, п. 6....

...§ 117, п. 1), сложные слова с первой частью, совпадающей с формой числительного (см. § 117, п. 2), сложные слова с начальными частями типа авто-, авиа- (см. § 117, п. 3), сложные слова с первой частью, оканчивающейся на -я (см....

...§ 136, п. 5) слитное написание не зависит от последующей буквы: вполоборота, вполуха и т. п. Примечание 3 Слова с первой частью полу- пишутся слитно (см. § 117, п. 1)....

...Сочетания этого типа с собственными именами обычно пишутся раздельно: старик Державин (П.), крошка Цахес (персонаж одноименной повести Гофмана), простак Ваня и т. п.; но: матушка-Русь (Некр.)....

...§ 117, п. 4), напр.: сверхчеловек, лженаука, трёхтонка, авиаудар, биосфера, семядоля....

Буквы о, ё, е на месте ударных гласных

§ 17. После ж, ч, ш, щ для передачи ударного гласного э пишется буква е, напр.: жесть, качели, шелест, женьшень, щебет, же (название буквы), на меже, о свече, душе, праще; Женя, Джек, Шеннон. Примечание. О случаях написания после шипящих буквы э см. § 25. § 18. После ж, ч, ш, щ для передачи ударного гласного о пишется буква о или ё. Буква о пишется в следующих случаях. 1. В окончаниях имен существительных и прилагательных, а также в суффиксе наречий о, напр.

...Буквы о, ё, е на месте ударных гласных...

...-ок: крючок, прыжок (род. п. крючка, прыжка) и т. п....

...На месте беглого гласного о в именах существительных и прилагательных, напр.: жор, обжора, прожорливый (ср. жрать), жом (ср. жму), ожог, поджог, пережог, изжога (ср. жгу, жгла); рожон (ср. род. п. рожна), шов (шва); княжон (род. п. мн. ч. от княжна), ножо´н (род. п. от ножны´ — устар...

...Однако в собственных именах с корнями слов, перечисленных в п. 7, может писаться буква о....

...(см. выше, п. 2). Однако в словах учёт, зачёт, начёт, счёт, расчёт (ср. учту, зачту, начту, сочту, разочту) пишется буква ё (см. § 19, п. 7). Примечание. Так же, как смешон, пишутся в необходимых случаях просторечные варианты кратких форм муж. рода страшон, должон, нужон. 6....

.... вариант слова но´жны), мошон, мошонка (род. п. мн. ч. и уменьш. от мошна), кишок, кишочки (род. п. и уменьш. от кишки), квашонка (уменьш. от квашня), кошомка и кошомный (от кошма), очочки (от очки), очочко (от очко), смешон (краткая форма муж. рода от смешной); сюда же относятся слова с суффиксом...

Учебник

Прямая речь

Многие говорят: «В оформлении прямой речи столько нюансов! Неужели в них можно разобраться?»
«Конечно, можно! — отвечаем мы и добавляем: — Изучите основы правила и смело штурмуйте тонкости».

...Многие говорят: «В оформлении прямой речи столько нюансов...

...Прямая речь...

...» В таком случае возможны следующие схемы оформления прямой речи (П — прямая речь с прописной буквы, а — слова автора со строчной буквы).  «П… — а, — п». «П… — а. — П»....

...— Сначала внимательно прочитайте задание».В таком случае возможны следующие схемы оформления прямой речи (П — прямая речь с прописной буквы, а — слова автора со строчной буквы).:  «П! — а. — П». «П? — а. — П»....

...В таком случае возможна следующая схема оформления прямой речи (П — прямая речь с прописной буквы, а — слова автора со строчной буквы):  «П, — а. — П»....

...В таком случае возможны следующие схемы оформления прямой речи (А — слова автора с прописной буквы, П — прямая речь с прописной буквы).: А: «П»....

...В таком случае возможны следующие схемы оформления прямой речи (П — прямая речь с прописной буквы, а — слова автора со строчной буквы).: «П», — а....

НЕ с существительными

Верно писать НЕ с существительными не удача и не везение, а результат внимательного чтения правил. А вот невнимательность может сыграть с пишущим злую шутку.

...Верно писать НЕ с существительными не удача и не везение...

...НЕ с существительными...

...с отрицательными местоименными словами нисколько не, никакой не, никому не и т. п., например: Любовь — нисколько не привычка. Никакой это не порядок. Он никому не друг. Примечание....

...В конструкциях, усиливающих отрицание: со словами далеко не, отнюдь не, ничуть не, безударными вовсе не, совсем не, разве не и т. п., например: Прекратите наговаривать на себя, вы далеко не посредственность! Юноша проявил отнюдь не смелость. Наша встреча — ничуть не случайность....

Однородные члены предложения

Основное внимание в этом правиле – на союзах или их отсутствии. Коварными могут оказаться и парные, и повторяющиеся союзы. Рассказываем, как не запутаться.

...Основное внимание в этом правиле – на союзах или их...

...Однородные члены предложения...

...однородные члены соединены одиночными противительными союзами а, но, да (в значении «но»), однако, зато и т. п.: Учитель казался мне строгим, но справедливым. Я хотел посмотреть в словаре значение слова «антагонист», да забыл, как оно пишется....

...однородные члены соединены повторяющимися союзами и… и, да… да, то… то, ли… ли, или… или, ни… ни и т. п. Настроение было переменчивым: хотелось то в оперный театр на «Лебединое озеро», то в кино на какую-нибудь глупую комедию.  !...

Журнал

Хроника конференции «Современный учебник русского языка для иностранцев»

Участников и гостей конференции приветствовал заместитель декана филологического факультета доцент В. П. Гудков, подчеркнувший актуальность этой конференции и значимость изучения и преподавания русского языка как иностранного в условиях одной из актуальных современных социальных задач — задачи сближения народов разных стран. В. П. Гудков также выразил надежду на то, что поставленные вопросы найдут свое решение и конференция будет способствовать дальнейшему развитию методики преподавания русского языка как иностранного и поможет расширить контингент изучающих РКИ.

...П. Гудков, подчеркнувший актуальность этой конференции и значимость изучения и преподавания русского языка как иностранного в условиях одной из актуальных современных социальных задач — задачи сближения народов разных стран. В. П....

...Хроника конференции «Современный учебник русского языка...

...П....

...П. Клобукова) приняли участие 36 человек и было заслушано 16 докладов....

...П. Домнич, Украина; Баба-заде Джамиля, Иран); страноведческий и лингвострановедческий потенциал художественного текста и способы его активизации (А. С....

...П. Клобуковой и профессора И. В. Михалкиной (Москва, МГУ) была обоснована концепция учебника для начинающих изучать русский язык в целях делового общения и определены его лингвометодические основы....

...П. Москвин, Волгоград). Все участники секции, обсудив поставленные вопросы, пришли к выводу о том, что культурологическая направленность обучения может выступать как средство мотивации учебного процесса, развития речевой и языковой компетенции....

Упорядочение русского правописания

Предлагаем вниманию читателей портала статью Александра Реформатского, опубликованную в журнале «Русский язык в школе» (№ 1, 1937). Из этой статьи читатель узнает, как в первые десятилетия советской власти шла работа по подготовке общеобязательного свода правил русского правописания, который, напомним, был официально утвержден только в 1956 году, почти через двадцать лет после написания статьи (работа по упорядочению правописания прервалась в годы Великой Отечественной войны).

...Предлагаем вниманию читателей портала статью Александра...

...Упорядочение русского правописания...

...т. п....

..., книжонка, межой, лужоный и т. п....

...Неудобство очевидно, а смысла в этом различном написании нет; ударные же случаи показывают здесь и: мгинский от Мга; учинский от Уча и т. п....

...чорт, но учебный и учеба; Балашов, Борщов, но Камышев; существительные ожог, поджог пишутся с о, а соответственные глаголы ожег, поджег – с е; шорох, но шелк и т. п....

...11 и т. п. Очевидно, латненский надо писать так же, как грозненский (от Грозный), что же касается прилагательного от Икша, то неизвестно, равнять ли его написание по типу ялтинский или по типу пензенский....

Развитие речи как цель и как содержание школьного предмета «Русский язык»

Какие аспекты знаний о языке и связанные с ними типы умений позволяют наиболее успешно решать коммуникативные задачи? Игорь Григорьевич Милославский считает, что это умение выделять семантические компоненты в значении слова, опознавать субъективное мнение и оценку,  различать гипонимы и гиперонимы, использовать морфологические характеристики для решения содержательных задач.

...Какие аспекты знаний о языке и связанные с ними типы...

...Развитие речи как цель и как содержание школьного предмета...

... п....

... п.), уложены вещи  (а не лыжная куртка, домашние тапочки, зубная щетка и т. п.), даны поручения, сделаны распоряжения, приняты меры и т. д. и т. п....

... п., не о головных уборах, но шляпах, кепках и т. п. Правда, еда, обувь, одежда, мебель употребительны и в разговорной речи....

... п. Без сомнения, обогатит учащихся и решение «обратной» задачи: образовать от названий лиц женского пола названия лиц мужского пола: балерина — солист балета, доярка — м. б. оператор машинного доения и т. п....

... п. Полагаю, что для развития речи очень важно умение проводить преобразования одних слов в другие, имея в качестве замысла отнюдь не морфологический, но содержательный параметр: результативность, однократность, доведение действия до некоторого предела, повторность и т. п....

Больше точных совпадений не найдено, показать близкие результаты?

Показать
1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2024 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!