Подсказки для поиска
Новогодняя игра: Грамота предсказывает будущее. Хочу погадать!
Хочу погадать!
Точное соответствие
Найдено еще 22 результата

Словари

Глагол, совершенный вид, непереходный
изъявительное наклонение прошедшее время ж. род ед. числопросну́лась
Все формы слова
1.
Очнуться ото сна; пробудиться.
Ожить, начать распускаться после зимы, покоя (о природе, растениях и т.п).
2.
Стать активным, деятельным.
Всё об этом слове
Глагол, совершенный вид, непереходный
1.
Под действием тяжести, надавливания получить изгиб или выгиб.
2.
Распрямить и выгнуть спину.
Всё об этом слове
Метасловарь

Ответы справочной службы

Я проснулась как обычно в 9 часов утра. Нужно ли обособлять "как обычно" с обеих сторон? Спасибо.

Запятые нужны: Я проснулась, как обычно, в 9 часов утра.

16 декабря 2013
Страница ответа
Здравствуйте! В одном из произведений самиздата наткнулась на след.предложение: "Задыхаясь, мокрая от пота, Н проснулась. " На мой взгяд, оно неправильно, но объяснить почему, не могу. Автор считает, что все правильно. Рассудите нас, пожалуйста! Спасибо!

Предложение построено корректно. Задыхаясь – обособленное обстоятельство (деепричастие относится к глаголу, хотя и находится не рядом с ним), мокрая от пота – обособленное несогласованное определение, которое относится к имени собственному.

28 января 2019
Страница ответа
Здравствуйте! В рассказе Пушкина «Барышня-крестьянка» в предложении "На другой день, ни свет ни заря, Лиза уже проснулась" "ни свет ни заря" с двух сторон выделяется запятыми; я так понимаю, т.к. это уточнение. Тогда почему в другом предложении В.Б.Слепцова "Баба вскочила ни свет ни заря, и собиралась было уходить", и у Салтыкова "Он ни свет ни заря ушел.", "ни свет ни заря" уже не выделяется? Подскажите, пожалуйста, в каком из предложений ошибка?

Во всех трех предложениях пунктуация верна.

В первом предложении два обстоятельства времени: на другой день и ни свет ни заря. Второе более конкретно, точно указывает на время действия, названное первым: на другой день (когда именно?) ни свет ни заря. Поэтому первое является уточняемым, а второе — уточняющим.

В двух последних предложениях сочетание ни свет ни заря является обстоятельством времени, но его нельзя назвать уточняющим, так как нет уточняемого компонента.

13 апреля 2015
Страница ответа
Скажите, пожалуйста, можно ли говорить «проснулась обедом», ну и в целом о каком-то действии, например «я обедом пошла в магазин». Или единственно верный вариант «в обед»?

Проснуться утром — выражение ясное и понятное. Фраза проснуться обедом может быть истолкована двояко. Если двусмысленность не предполагается, то стоит предпочесть традиционные варианты извещения о времени действия: в обеденное время, в обеденный час, в часы обеда, в обед.

8 октября 2023
Страница ответа
В тексте "Любимая газета" в разделе интерактивного диктанта в начале второго абзаца есть следующее предложение: Когда Петр Андреевич закончил работу, был уже полдень() и с улицы доносился шум машин. Постановка запятой объясняется следующим правилом: "Между частями сложносочиненного предложения не ставится запятая, если к ним относится общая придаточная часть". Но в справочнике по русскому языку Розенталя в разделе пунктуации (параграф 30, пункт 2) есть обратный пример: "Когда Каштанка проснулась, было уже светло, и с улицы доносился шум, какой бывает только днём (Ч.) — придаточное предложение относится только к первому простому предложению, а связь его со вторым слабее, на что указывает различный вид глаголов-сказуемых этих предложений". Поясните, пожалуйста, почему при проверке интерактивного диктанта постановка запятой выносится как ошибка.

Вы правы, там должна быть запятая. Код диктанта исправлен. Спасибо за замечание!

23 ноября 2015
Страница ответа

Журнал

Как победить на олимпиаде по лингвистике

Что нужно знать родителям школьника, у которого проснулся интерес к устройству языка? Какие есть возможности проверить себя и узнать больше о лингвистической науке? Анастасия Пучкова и Алексей Старченко — тренеры и руководители команды, которая представляет Россию на Международной олимпиаде по лингвистике. Они рассказали Грамоте о том, как выбрать олимпиаду, увеличить шансы на победу и получить дополнительные баллы при поступлении.

...Что нужно знать родителям школьника, у которого...

...Мама, я хочу стать лингвистом! Интерес к лингвистике...

Владимир Плунгян: «Первый урок корпуса — не злоупотреблять нормализаторством»

Как изменилось наше представление о языке после появления корпусов текстов, в частности Национального корпуса русского языка? Использование корпуса в практике лингвистических исследований уже стало общепринятым, а что дают корпусные данные теоретикам? Какие явления следует изучать в первую очередь и почему лингвисты не должны опираться на интуицию? Об этом Грамота поговорила с академиком РАН, заместителем директора Института русского языка им. В. В. Виноградова Владимиром Александровичем Плунгяном.

...Как изменилось наше представление о языке после появления...

...Грамота: Все, кто работает с языком как исследователи...

Поэтический театр 90-х годов ХХ века: игра слова

Тема театра в поэзии конца ХХ века возникает в соответствии с провозглашением установки на игру как творческого метода. Так или иначе она звучит в текстах-манифестах поэтов-метареалистов Ивана Жданова («До слова»), Сергея Соловьева («Амфитеатр печатной машинки...») и Алексея Парщикова («Вступление»).

...Тема театра в поэзии конца ХХ века возникает...

...Все эти тексты обнаруживают как схождения между собой...

В школах Южной Кореи отказываются от учебников со встроенным искусственным интеллектом

В 2025 году Южная Корея предприняла попытку первой в истории масштабной интеграции искусственного интеллекта в школьную программу на государственном уровне. Но инициатива обернулась провалом и к концу года была фактически свернута. Программа, разработанная южнокорейским министерством образования, получила название AI Digital Textbook (цифровые учебники на основе искусственного интеллекта). Власти заявляли, что ИИ станет «помощником учителя», освободив педагогов от ...

...В 2025 году Южная Корея предприняла попытку первой...

Дилемма книжника: что считать источником нормы, тексты или грамматику? 

Наше представление о том, что для изучения языка необходимы словари и грамматика, существовало не всегда. Опираясь на «Историю русской письменности» филолога Виктора Марковича Живова, попробуем разобраться, как текстологический подход к языковой норме оказался вытеснен грамматическим и как это повлияло на нашу письменную традицию. 

...Наше представление о том, что для изучения языка необходимы...

...Тексты как ориентир и южнославянское влияние Литературный...

1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2025 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше