Подсказки для поиска
Новогодняя игра: Грамота предсказывает будущее. Хочу погадать!
Хочу погадать!
Точное соответствие
Найдено еще 48 результатов

Словари

Прилагательное, качественное
ед. число именительный женскийпасси́вная
Все формы слова
1.
Не проявляющий активности; вялый, безучастный.
2.
Редко применяемый, используемый.
Всё об этом слове
Прилагательное, качественное
1.
Имеющий большую массу объём.
Крупный, грузный (о человеке, животном или о какой-либо части тела).
Всё об этом слове
Метасловарь
пассивный

ПАССИ́ВНЫЙ \\ па[с’]ивный; в форме пасси́внеепасси́[в]нее и допуст. устарелое пасси́[в’]нее.

пассивный

ПАССИ́ВН|ЫЙ [с’с’ и с’], кратк. ф. м. пасси́вен, кач., IV а.

1.0. Такой, к-рый не проявляет деятельной активности в силу своей незаинтересованности или недостатка жизненной энергии.   Син. <ине́ртный, безде́ятельный, вя́лый, апати́чный>. Ант. акти́вный, де́ятельный, энерги́чный.

П. ребёнок … См. ткж. акти́вный 1.0. □ По натуре она очень пассивная, даже какая-то апатичная. ● 1.1. Свойственный человеку, к-рый не прояв-ляет деятельной активности.   Син. <ине́ртный>. Ант. акти́вный, де́ятельн

пассивный
1. ПАССИ́ВНЫЙ, -ая, -ое; -вен, -вна, -вно. 1. Не проявляющий активности; вялый, безучастный. П-ая борьба. П-ые зрители. П-ое наблюдение. П. участник. Играть пассивную роль. 2. Редко применяемый, используемый. П. запас слов. П. фонд книг. 3. Экон. Во взаимной торговле: такой, при котором покупают больше, чем продают. Пасси́вное избирательное право. Право граждан быть избранными в представительные органы государства. Пасси́вно, нареч. (1 зн.). П. относиться к окружающему. Пасси́вность, -и; ж. (1 зн.).

Ответы справочной службы

Пассивная форма глагола в этом месте оправдан(н)а: канцелярский оттенок в тексте налицо.

Верно написание с двумя Н.

29 августа 2010
Страница ответа
Здравствуйте! Дано предложение: "Мне стали понятны значения многих устойчивых оборотов". Подскажите, пожалуйста, в этом предложении есть пассивная конструкция? Насколько я понимаю, грамматическое подлежащее (значения) является объектом действия, а дополнение в дательном падеже (мне) - логическим субъектом. Похожая ситуация возникает и в предложениях с глаголом "нравится" в роли сказуемого: "Она мне нравится" ("она" - объект, "мне" - логический субъект в дательном падеже). Я вижу в приведённых предложениях пассивную конструкцию, но не нахожу подтверждения своим мыслям на просторах Интернета: авторы статей пишут, что пассивная конструкция образуется тогда, когда дополнение - логический субъект - стоит в творительном падеже. Заранее благодарю за ответ.

Ваши затруднения вызваны не вполне корректной трактовкой понятия пассивной конструкции. О пассивной конструкции имеет смысл говорить тогда, когда она противопоставлена активной; и та, и другая держатся на глаголах (включая особые глагольные формы — причастия), причем в активной конструкции это переходный глагол, а в пассивной — другая форма того же глагола, но это или форма страдательного причастия (1), или возвратная пара к исходному глаголу (2):

(1) Студент не решил задачу — Задача студентом не решена;

(2) Дворники убирают улицы — Улицы убираются дворниками.

В ваших примерах переходных глаголов и их соответственных форм нет: понятны — краткое прилагательное, нравиться — непереходный глагол. Поэтому такие предложения стоят вне противопоставления активных и пассивных конструкций.

А вот элемент значения, напоминающий значение пассивной конструкции, в таких предложениях, безусловно, есть, потому что, как Вы верно отметили, семантический субъект в них не совпадает с грамматическим, а грамматический субъект (подлежащее) совпадает с семантическим объектом. (В этом контексте в современной лингвистике принято пользоваться понятиями не логических, а семантических субъекта и объекта.) Но пассивной конструкции в них нет, а значения предложений в целом сложнее, чем в стандартной пассивной конструкции.

5 декабря 2024
Страница ответа

Журнал

Зоолог Арик Кершенбаум: «Мы все хотим знать, что говорят животные»

Арик Кершенбаум — зоолог из Кембриджского университета, специалист по коммуникации животных. Он изучает волков, гиббонов и дельфинов, чтобы «не только лучше понимать, как они живут и как их сохранить, но и больше узнать об эволюции нашего собственного языка». В его первой книге «Путеводитель зоолога по Галактике» речь шла о возможной жизни на других планетах. В начале 2024 года вышла в свет новая книга — «Почему животные разговаривают». Грамота перевела его интервью, опубликованное в британском издании The Guardian.

...Арик Кершенбаум — зоолог из Кембриджского...

...Наш основной метод — пассивная акустическая...

«Вы» с прописной буквы — правило устарело?

Когда нужно писать вы и ваш, а когда — Вы и Ваш? Вопросы на эту тему регулярно получает наша справочная служба. Что говорят по этому поводу нормативные справочники и в каких случаях пишущий сам может решить, использовать ему большую букву или маленькую?

...Когда нужно писать вы и ваш, а когда...

...Как сейчас правильно Самое главное, что нужно запомнить...

Словарный запас: как его оценить и на что он влияет

Словарный запас — это совокупность всех слов, которые знает человек. Какие есть методики его измерения? Правда ли, что современный человек знает больше слов, чем Пушкин? Как богатый словарный запас может помочь в обычной жизни? Расширяем и углубляем представления о словарном запасе вместе с кандидатом филологических наук, руководителем образовательного направления Грамоты Марией Лебедевой.

...Словарный запас — это совокупность всех...

...Два мешка слов «про запас» Исследователи...

Исследователи расшифровали «язык» морских окуней

В последние годы благодаря развитию технологий нам удается узнать больше о коммуникации живых существ — от обезьян до птиц. В новом исследовании специалисты разобрались в том, как общаются между собой рыбы — красные груперы из семейства каменных окуней. Многие виды рыб используют звуки, но связать конкретный сигнал с определенным социальным поведением раньше было трудно. В новой работе научная группа из США и Пуэрто-Рико ...

...В последние годы благодаря развитию технологий...

Как измерить сложность и сбалансированность языка в учебниках?

Тексты учебников должны не только соответствовать программе, но и быть доступными, разнообразными по жанрам и стилям, насыщенными актуальной лексикой. Можно ли объективно оценить такие сложные характеристики? Специалисты из Института Пушкина Антонина Лапошина и Мария Лебедева применили количественные методы к анализу учебников русского языка для начальной школы. 

...Тексты учебников должны не только соответствовать программе...

...Современной педагогике следует придерживаться доказательного...

1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2025 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше