Подсказки для поиска
Точное соответствие
Найдено 93 результата

Словари

Глагол, совершенный вид, переходный
1.
(кого-что) Рассказать о ком-, чём-либо в письменной или устной форме, изобразить средствами языка.
2.
(что) Изложить сведения об особенностях, признаках, составе чего-либо.
Всё об этом слове
Метасловарь
описать

ОПИСА́ТЬ, опишу́, опи́шет \\ в формах с сочетанием нн: опи́санный... – опи́са[н]ый.

описать

ОПИСА́|ТЬ, опишу́, опи́ш|ет, -ут, прич. страд. прош. опи́санн|ый, сов., V а; опи́сыва|ть, -ю, -ет, -ют, несов., V а; перех.

1.0. Представить средствами языка.   Син. изобрази́ть.

Описать какого-л. человека (преступника, чью-л. внешность, какое-л. место, дом, чьи-л. чувства, чью-л. радость, путешествие, ситуацию, случай …). Описать, как (где …) с придат. Описать кого-что-л. друзьям … Описать кого-что-л. в романе (в письме, в заметках, в воспоминаниях …). Описать кого-что-л. на страницах романа … Опи

Ответы справочной службы

Здравствуйте! Скажите пожалуйста, как правильно образовать прилагательные полные и краткие к словам: бегемотик, бегемот, слоник, чтобы описать, например, ноги, похожие на ноги этих животных? И нужны ли запятые перед "как": пахнет как конфета и выглядит как конфета? Спасибо!

1. От слова бегемот образуется прилагательное бегемотовый, которое может иметь и краткую форму (ср. у А. Иванова: Катамаран вздрагивает, поворачивая бегемотово рыло навстречу препятствию).

2. В первом случае запятая нужна: пахнет, как конфета. Во втором предложении, если имеется в виду модификация выражения выглядеть как конфетка, запятая не требуется: выглядит как конфета.

12 октября 2025
Страница ответа
как сказать? находится в миске вода, каким словом оптсать ее текущее состояние в миске. К примеру: Кружка поставлена и находится на столе - стоит А вода налита и находится в миске - ? Налита - факт состоявшийся и в прошедшем. А как описать текущее состояние воды в миске. Не стоит, не лежит, не течет, не бежит...

Если описывается состояние воды, помещенной в миску, то и слова подбирать нужно соответствующие: замерзает, нагревается, превращается в кисель, испаряется...

30 сентября 2025
Страница ответа
Здравствуйте! 1) "Также это можно описать(,) используя оператор....". Нужна ли запятая? Ранее по тексту то же явление описывалось другими способами. В самом предложении противопоставления нет. 2) "Используя этот оператор, можно описать...". Корректна ли постановка запятой и причина (изменение порядка слов)?

В обоих случаях запятая нужна: требуется обособление деепричастного оборота.

19 сентября 2025
Страница ответа
Добрый день!! Я столкнулась с затруднениями при расстановке запятых. 1) Я был бы счастлив видеть чаще, Как в ней соединяются твои уста: Нет ничего твоей улыбки слаще И с ней жизнь кажется проста. Я думаю, запятая в конце третьей строки не нужна, так как оба простых предложения "Нет ничего твоей улыбки слаще" и "С ней жизнь кажется проста" соединены неповторяющимся союзом "и", имеют причинно-следственную связь с одним простым предложением "Я был бы счастлив видеть чаще, (как в ней соединяются твои уста)", которое отделено от них двоеточием по правилу расстановки знаков препинания между простыми предложениями, соединёнными причинно-следственной связью, в бессоюзном сложном предложении. 2) Мне трудно подобрать слова, Чтоб описать, как ты красива: С тобою рядом идёт кругом голова И в сердце происходят чувств приливы. Я думаю, что в конце третьей строки запятая не нужна, так как оба простых предложения "С тобою рядом идёт кругом голова" и "В сердце происходят чувств приливы" разъясняют с

В принципе, Вы рассуждаете верно, однако, на наш взгляд, причинно-следственная связь здесь не слишком очевидна, поэтому рекомендуем более простой вариант:

Я был бы счастлив видеть чаще,
Как в ней соединяются твои уста.
Нет ничего твоей улыбки слаще,
И с нею жизнь кажется проста.

Мне трудно подобрать слова,
Чтоб описать, как ты красива.
С тобою рядом идёт кругом голова,
И в сердце происходят чувств приливы
.

12 августа 2025
Страница ответа
Добрый день! Уместно ли использовать слово "зубоскалить" в значении "оскалил зубы". Как, например, здесь: "По их словам, шакал явно был не здоров, носился между зданиями и зубоскалил".

Слово зубоскалить в современном русском языке имеет только одно значение — «грубовато шутить, насмехаться» (см. словари). В Вашем примере более уместно будет использовать выражения показывал зубы или грозно рычал, показывая зубы, чтобы описать поведение шакала.

22 января 2025
Страница ответа
Не нахожу у слова "биться" в толковых словарях очень употребительного нынче значения, которое можно описать как "соответствовать, быть созвучным" (одни цифры/данные/представления не бьются с другими, например). Значение, видимо, слишком новое и разговорное?

Действительно, в толковых словарях современного русского языка, в том числе в словарях новых слов, не представлены выражения цифра не бьется, цифры не бьются. С опорой на цитаты из публицистических текстов конца ХХ века можно небезосновательно предполагать, что речь идет об оборотах из профессионального языка бухгалтеров и тех, кто работает с разного рода статистическими данными.

13 ноября 2024
Страница ответа
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста. При склонении существительных мать и дочь возникает наращение -ер-. При разборе по составу оно будет выделяться, как суффикс, или будет входить в состав корня?

Термин «наращение» используется в тех случаях, когда при слово- и формообразовании (словоизменении) в финальной части производной основы возникают изменения, которые невозможно описать, используя понятие «суффикс», так как возникающие отрезки не имеют значения. А суффиксы, как и все остальные морфемы, обязательно должны обладать значением.

Есть два возможных толкования интересующего вас явления:

1) Отрезок -ер- — это асемантическая вставка (интерфикс) между корнем и окончанием (не морфема!).

2) Пары мат’-/матер-, доч-/дочер — это варианты (алломорфы) одного корня, возникающие при изменении этих слов (при образовании форм числа и падежа).

30 октября 2024
Страница ответа
Добрый день! Как правильно сделать морфемный разбор производного предлога несмотря на?

Вопрос не имеет однозначного ответа. Начнем с того, что  непроизводные служебные слова тоже непросто описать на морфемном уровне, так как они по определению лишены лексического значения. С этим тезисом можно поспорить, но все же это классика теории частей речи. У производных служебных частей речи вопрос о наличии значения кажется еще более актуальным. Вроде бы о морфемном членении рассуждать можно, но невозможно рассудить, каков статус той или иной морфемы. 

11 сентября 2024
Страница ответа
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как правильно описать эпилептический приступ: протекал с «прикусыванием» или «прикусом» языка?

Корректно: протекал с прикусыванием языка.

 

19 июля 2024
Страница ответа
Со школы помню правило, что во фразеологизмах, устойчивых выражениях и пр., — не ставится запятая. Например, ни холодно ни жарко, ни рыба ни мясо, ни в сказке сказать ни пером описать и т. д. Можете, пожалуйста, разъяснить: с чем это связано? Так сложилось исторически или есть какое-то логическое объяснение этому явления? Спасибо за ответ!

Во фразеологизмах, устойчивых выражениях и пр. — не ставится запятая.
Это связано с тем, что фразеологизмы и устойчивые выражения являются семантически цельными, то есть их значение не зависит от значений составляющих их слов. 

26 июня 2024
Страница ответа

Справочники

Безударные частицы не и ни

§ 77. Существуют две разные по значению и употреблению частицы — не и ни. Ср. случаи, когда они выступают под ударением: Он не´ был сегодня в школе. Кто бы он ни´ был, с ним необходимо поговорить. Но в большинстве случаев частицы не и ни безударны и в произношении неразличимы. Для выбора правильного написания надо определить, какая именно частица употреблена в том или ином конкретном случае. Основная функция частицы не — отрицание. Отрицательная частица может ...

...Богдан ни в селе Селифан, ни в сказке сказать ни пером описать...

Словообразовательный разбор слова

Словообразовательный разбор производится по следующей схеме: Поставить исследуемое слово в начальную форму (для причастия и деепричастия — инфинитив). К исследуемому слову подобрать мотивирующее слово (слова), ближайшее по форме и связанное по смыслу с исследуемым словом; объяснить значение производного слова через значение производящего слова (слов); выделить исследуемую и производящую (производящие) основы. В исследуемом слове выделить средство словообразования, если слово образовано ...

...Его можно описать и как приставочное производное от...

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Существительные имеют постоянный морфологический признак одушевленности. Признак одушевленности существительных тесно связан с понятием живое / неживое. Тем не менее одушевленность является не разрядом по значению, а собственно морфологическим признаком. Все морфологические признаки характеризуются тем, что они имеют типизированное формальное выражение — выражаются формообразующими морфемами (окончаниями или формообразующими суффиксами — см. морфемику). Морфологические ...

...nbsp;п., например, (вижу) микроб-ы / микроб-ов, описать...

Морфологический разбор существительного

Существительное разбирается по следующей схеме: 1. Начальная форма. 2. Морфологические признаки: а) постоянные: — собственное / нарицательное, — конкретное / абстрактное / вещественное / собирательное, — род, — число (для тех существительных, для которых этот признак постоянный), — одушевленность, — склонение; б) непостоянные: — число (для изменяющихся по числам), — падеж. 3. 

...выписать и подчеркнуть соответствующей чертой, а можно и описать...

Синтаксический разбор сложного предложения

I. Разобрать предложение по членам. II. Разделить предложение на части, пронумеровать части по порядку. III. Составить схему предложения с указанием средств связи и типов придаточных. IV. Описать отношения между придаточными: последовательное, параллельное, однородное подчинение. V. Сделать описательный разбор по следующей схеме: 1. По цели высказывания: — повествовательное, — вопросительное, — побудительное. 2. По интонации: — 

...Описать отношения между придаточными: последовательное...

Морфологический разбор причастия

Существует несколько способов морфологического разбора причастия, зависящих от того, считается ли причастие формой глагола или самостоятельной частью речи. Разбирая причастие как форму глагола, логично все имеющие отношение именно к причастию признаки описать как непостоянные; таким образом, в непостоянных признаках должны быть указаны следующие: в форме причастия, настоящего / прошедшего времени, действительного / страдательного залога, полной / краткой форме (для ...

...все имеющие отношение именно к причастию признаки описать...

Журнал

Могут ли быть в лингвистике открытия?

Анна Константиновна Поливанова рассказала проекту Arzamas о своем детстве, об отношениях с учителями, взглядах на язык и принципах рациональной науки. Этот большой разговор будет интересен не только лингвистам.

...Анна Константиновна Поливанова рассказала проекту...

...необходимы ограничения: одному исследователю не под силу описать...

...синтаксис всего русского языка, но он может описать...

В октябре в Переделкине пройдет мастерская перевода древнегреческой литературы

С 1 по 8 октября 2025 года в Доме творчества Переделкино пройдет мастерская, посвященная переводу литературы с древнегреческого языка. Руководить мастерской будет Лия Ермакова — кандидат филологических наук, доцент департамента филологии НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, специалист в области классической, византийской и новогреческой филологии, исследователь трагедий Эсхила в переводе Вячеслава Иванова. Подать заявку на участие в мастерской могут переводчики из любой страны старше 18 лет. В ...

...В заявке необходимо рассказать о себе и описать...

С 1 апреля в России началось тестирование детей мигрантов на знание русского языка

С 1 апреля вступил в силу закон, обязывающий детей иностранных граждан и лиц без гражданства подтверждать знание русского языка для поступления в российские школы. Одновременно была запущена процедура тестирования детей. Диагностические материалы разработал Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ). Для детей, поступающих в первый класс, предусмотрена только устная часть, начиная со второго класса добавляется письменная. Потенциальному первокласснику предложат ответить на ...

...нужно будет назвать адрес); рассмотреть фотографию и описать...

Топонимы, синонимы, сленг и жизнь слов в «Курсе языка» Игоря Исаева

Ведущие программы «Физики и лирики» на «Маяке» Александр Пушной и Маргарита Митрофанова по понедельникам задают кандидату филологических наук, заместителю директора Института языкознания РАН Игорю Исаеву вопросы о жизни и приключениях современного русского языка. 

...Ведущие программы «Физики и лирики»...

...Темы выпусков разнообразны, так что описать их все...

В научном сообществе исследование обсценных слов находится под запретом

Ведущий подкаста «Сложное предложение» лингвист Игорь Исаев пригласил авторов книги «Запретные слова», докторов филологических наук Анатолия Баранова и Дмитрия Добровольского поговорить о русском мате: его изучении, его уместности и его табуированности. Грамота изложила близко к тексту фрагменты этого разговора.  

...Ведущий подкаста «Сложное предложение»...

...Документация: описать язык, как он есть сейчас....

...настолько не развита речь, что они просто не могут описать...

Исследование: мы больше доверяем тем людям, чья речь похожа на нашу

Известный факт: мы больше доверяем людям, похожим на нас. Это верно и по отношению к тем людям, чья речь похожа на нашу: выбором слов, грамматических конструкций, произношением. Но какие механизмы социальной психологии стоят за этим? Ответить на эти вопросы помогла недавняя работа междисциплинарной исследовательской группы под руководством Терезы Матцингер из Венского университета. Группа рассматривала две версии. Согласно первой, люди доверяют тем, кого интуитивно ...

...Далее те же участники должны были письменно описать...

Язык самоходов, устная культура старообрядцев и монгольский эпос в программе «Наблюдатель»

Зачем филологи отправляются в экспедиции и проводят полевые исследования в разных частях России? Что можно узнать о языке только «на местности»? Ведущая программы «Наблюдатель» Фекла Толстая пригласила обсудить результаты последнего полевого сезона диалектологов и фольклористов.

...Зачем филологи отправляются в экспедиции и ...

...лингвиста Алексея Александровича Шахматова, чтобы описать...

Самый важный предмет. Функциональный подход к обучению русскому языку

Мария Лебедева заведует лабораторией в Институте Пушкина и руководит образовательным направлением Грамоты. Она считает русский язык самым важным школьным предметом. Почему? И как сделать его живым, интересным и практически ценным для каждого школьника? Об этом она рассказала в лекции для преподавателей русского языка, прочитанной в рамках проекта «Тотальный диктант». Грамота предлагает краткий конспект этой лекции.

...Мария Лебедева заведует лабораторией в Институте...

...Компетентное владение языком нужно, чтобы описать один...

...функциональным — предложить не просто описать...

Запретные слова: что думают лингвисты о нецензурной лексике как части русского языка

Нецензурная брань — тема, которая вызывает в обществе вопросы, споры, недопонимание и разногласия. Нормы законодательства карают за использование таких слов в публичной коммуникации. Культурное табу ослабевает, но по-прежнему действует, особенно в письменной речи. Но при этом странно делать вид, что этих слов не существует или не должно быть в языке. Два доктора наук, специалисты по русской фразеологии, рискнули изучить этот пласт лексики с научной точки зрения и рассказать о своих результатах взрослым читателям.

...Нецензурная брань — тема, которая вызывает в...

...не словарь и не сборник научных статей, а попытка описать...

Вышел третий выпуск журнала «Слово.ру: Балтийский акцент» за 2024 год

В номер журнала, который выпускает Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, вошли статьи о словах и смыслах, современной поэзии в эпоху медиа и лингвистических механизмах социального взаимодействия (вежливости и антивежливости). Последний раздел отражает содержание докладов, прочитанных на конференциях в Калининграде и в Москве в мае 2024 года. Расскажем для примера о трех статьях этого номера. 

...В номер журнала, который выпускает Балтийский...

...Основные значения обращения мать можно описать так:...

Больше точных совпадений не найдено, показать близкие результаты?

Показать
1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2025 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше