Подсказки для поиска
Точное соответствие
Найдено еще 805 результатов

Словари

Глагол, совершенный вид, переходный
1.
(кого-что) Рассказать о ком-, чём-либо в письменной или устной форме, изобразить средствами языка.
2.
(что) Изложить сведения об особенностях, признаках, составе чего-либо.
Всё об этом слове
Глагол, несовершенный вид, непереходный
Всё об этом слове
Глагол, несовершенный вид, непереходный
1.
Пописать разговорное
Испускать мочу; мочиться.
Всё об этом слове
Метасловарь

Ответы справочной службы

Добрый день. Довольно часто встречаю словосочетание "большое внимание" ("Большое внимание было уделено..."). Можно ли сказать так о внимании? Как вообще можно описать объем/размер уделенного внимания (помимо "много внимания")? Спасибо.

Так сказать можно.

17 апреля 2014
Страница ответа
Здравствуйте! Хотел бы задать непростой с политической точки зрения вопрос и очень вас прошу отнестись к нему как к любому другому. Сам вопрос следующий: если необходимо в рамках русского языка описать ситуацию, когда два лица одного пола заключили брак, например: "Мой брат, который десять лет назад эмигрировал в Канаду и получил там гражданство [заключил брак] с молодым человеком, которого встретил в университете"; можно ли в данной ситуации пользоваться глагольной парой "жениться/выйти замуж" и, если да, каким именно образом? Ещё раз прошу отнестись, по возможности, к данному вопросу не предвзято, поскольку в Интернете мнения существуют самые разные, хотелось бы получить компетентную точку зрения на этот случай.

Это действительно непростой вопрос. В русском языке нет слов, описывающих ситуацию однополого брака; глагол жениться и сочетание выйти замуж употребляются, когда речь идет о союзе мужчины и женщины.  В приведенном Вами контексте можно использовать описательные конструкции: заключил брак, вступил в брак, сочетался браком, создал семью.

7 апреля 2014
Страница ответа
Здравствуйте! допустимо ли отказ занять другу деньги описать фразой "отказал занимать"?

Верно: отказался одалживать деньги кому-либо.

27 августа 2013
Страница ответа
Уважаемая "Грамота"! Можно ли слово "кираса" описать как "доспехи кавалериста" или нужно описание только в единственном числе - доспех? Заранее спасибо.

Форма ед. ч. (доспех) грамматически корректна, хотя и менее употребительна.

26 августа 2013
Страница ответа
Здравствуйте! Что в данном случае нужно ставить "Байкал тудно описать(,)(-) Байкал надо видеть". Спасибо.

Возможны варианты пунктуации: Байкал трудно описать, Байкал надо видеть. Байкал трудно описать Байкал надо видеть. Можно и разделить предложение на два: Байкал трудно описать. Байкал надо видеть. Окончательное решение принимает автор текста.

7 декабря 2012
Страница ответа
Добрый день, уважаемые сотрудники портала! Возник спор: как правильно описать ситуацию в тексте о ребенке-школьнике - "ходить на продленку", "ходить в группу продленного дня" или "посещать группу продленного дня"? Заранее спасибо, надеюсь на скорый ответ!

Все три варианта корректны, но первый уместен только в разговорной и публицистической речи.

30 ноября 2012
Страница ответа
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, в следующих предложениях нужна ли запятая после первого слова (подлежащего)? Кажется, что не нужна... Но при произношении явно просится пауза. Может быть, её описать каким-то другим знаком препинания? Надежда, да не покинет меня. Вера, да будет со мной. Любовь, да пребудет в сердце моём. Спасибо заранее!

Для постановки запятых в этих и подобных предложениях нет оснований.

28 марта 2017
Страница ответа
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, можно ли описать дорожные знаки так:"Чаще всего эти знаки выглядят как красные треугольники на белом или желтом фоне"? Смущает "выглядят как красные треугольники". Есть ли тут нарушение?

Предложение построено верно, нарушений нет.

Здравствуйте! Пожалуйста, подскажите. Перерыл всё справочное бюро и письмовник, но, боюсь, ответов на такие вопросы там нет. Как будут писаться — в контексте заглавных букв и кавычек —названия различных топонимов, объектов, персонажей и элементов вымышленных вселенных? Например, есть локации, называемые, скажем, Болотистой долиной, Мирной территорией и Военными складами. Правописание топонимов регулируется правилом, выражающимся в том, что второе слово пишется со строчной, если характеризует сам тип местности. В приведённых у вас примерах всё довольно просто. Если Чудское озеро — озеро, то со строчной, а если Малиновое Озеро — город, то с заглавной. А как быть с вышеприведёнными примерами? Долина, например, будет долиной, если там действительно была река, образовавшая такую форму рельефа. Если же она была так названа просто из-за внешней схожести, то будет Болотистой Долиной, так? А как быть с Территорией и Складами? Любую местность можно условно назвать территорией — и таким образом действительно описать суть местности — и написать со строчной. А со складами вообще неясно, нужно ли считать местность складами просто из-за того, что там где-то есть склады. Дальше. Условно скажем, на карте есть объект, называемый каким-нибудь Обелиском. Если при упоминании Обелиска идёт речь о строго конкретном объекте, допустимо ли написание с заглавной буквы? Нужны ли в таком случае кавычки?

Сочетания болотистая долина, мирная территория и военные склады могут рассматриваться как нарицательные наименования, в этом случае они пишутся со строчной буквы и не заключаются в кавычки. Однако в случае употребления этих сочетаний в роли топонимов с прописной буквы следует писать первое слово, а также все слова, употребленные не в прямом значении. Кавычки при этом не используются.

 

23 июня 2019
Страница ответа
Для дня идущего за завтрашним мы говорим "послезавтра". Как правильнее описать аналогичный месяц, идущий после следующего (для упоминания в документе)?

В документе следует использовать название месяца. Или указать период времени в сутках.

14 апреля 2010
Страница ответа

Журнал

Могут ли быть в лингвистике открытия?

Анна Константиновна Поливанова рассказала проекту Arzamas о своем детстве, об отношениях с учителями, взглядах на язык и принципах рациональной науки. Этот большой разговор будет интересен не только лингвистам.

...Анна Константиновна Поливанова рассказала проекту...

...необходимы ограничения: одному исследователю не под силу описать...

...синтаксис всего русского языка, но он может описать...

В октябре в Переделкине пройдет мастерская перевода древнегреческой литературы

С 1 по 8 октября 2025 года в Доме творчества Переделкино пройдет мастерская, посвященная переводу литературы с древнегреческого языка. Руководить мастерской будет Лия Ермакова — кандидат филологических наук, доцент департамента филологии НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, специалист в области классической, византийской и новогреческой филологии, исследователь трагедий Эсхила в переводе Вячеслава Иванова. Подать заявку на участие в мастерской могут переводчики из любой страны старше 18 лет. В ...

...В заявке необходимо рассказать о себе и описать...

С 1 апреля в России началось тестирование детей мигрантов на знание русского языка

С 1 апреля вступил в силу закон, обязывающий детей иностранных граждан и лиц без гражданства подтверждать знание русского языка для поступления в российские школы. Одновременно была запущена процедура тестирования детей. Диагностические материалы разработал Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ). Для детей, поступающих в первый класс, предусмотрена только устная часть, начиная со второго класса добавляется письменная. Потенциальному первокласснику предложат ответить на ...

...нужно будет назвать адрес); рассмотреть фотографию и описать...

Топонимы, синонимы, сленг и жизнь слов в «Курсе языка» Игоря Исаева

Ведущие программы «Физики и лирики» на «Маяке» Александр Пушной и Маргарита Митрофанова по понедельникам задают кандидату филологических наук, заместителю директора Института языкознания РАН Игорю Исаеву вопросы о жизни и приключениях современного русского языка. 

...Ведущие программы «Физики и лирики»...

...Темы выпусков разнообразны, так что описать их все...

В научном сообществе исследование обсценных слов находится под запретом

Ведущий подкаста «Сложное предложение» лингвист Игорь Исаев пригласил авторов книги «Запретные слова», докторов филологических наук Анатолия Баранова и Дмитрия Добровольского поговорить о русском мате: его изучении, его уместности и его табуированности. Грамота изложила близко к тексту фрагменты этого разговора.  

...Ведущий подкаста «Сложное предложение»...

...Документация: описать язык, как он есть сейчас....

...настолько не развита речь, что они просто не могут описать...

Наш человек! Как появились и что значат названия народов — этнонимы

Этнонимы, или имена народов, порой имеют загадочную и даже причудливую историю. Но тем они и интересны. Описать все возможные варианты появления этнонимов едва ли под силу даже специалистам. Мы ограничимся самыми распространенными.

...Этнонимы, или имена народов, порой имеют загадочную...

...Свои, чужие и просто люди Как вообще у народа...

Исследование: мы больше доверяем тем людям, чья речь похожа на нашу

Известный факт: мы больше доверяем людям, похожим на нас. Это верно и по отношению к тем людям, чья речь похожа на нашу: выбором слов, грамматических конструкций, произношением. Но какие механизмы социальной психологии стоят за этим? Ответить на эти вопросы помогла недавняя работа междисциплинарной исследовательской группы под руководством Терезы Матцингер из Венского университета. Группа рассматривала две версии. Согласно первой, люди доверяют тем, кого интуитивно ...

...Далее те же участники должны были письменно описать...

Язык самоходов, устная культура старообрядцев и монгольский эпос в программе «Наблюдатель»

Зачем филологи отправляются в экспедиции и проводят полевые исследования в разных частях России? Что можно узнать о языке только «на местности»? Ведущая программы «Наблюдатель» Фекла Толстая пригласила обсудить результаты последнего полевого сезона диалектологов и фольклористов.

...Зачем филологи отправляются в экспедиции и ...

...лингвиста Алексея Александровича Шахматова, чтобы описать...

Самый важный предмет. Функциональный подход к обучению русскому языку

Мария Лебедева заведует лабораторией в Институте Пушкина и руководит образовательным направлением Грамоты. Она считает русский язык самым важным школьным предметом. Почему? И как сделать его живым, интересным и практически ценным для каждого школьника? Об этом она рассказала в лекции для преподавателей русского языка, прочитанной в рамках проекта «Тотальный диктант». Грамота предлагает краткий конспект этой лекции.

...Мария Лебедева заведует лабораторией в Институте...

...Компетентное владение языком нужно, чтобы описать один...

...функциональным — предложить не просто описать...

Вышел третий выпуск журнала «Слово.ру: Балтийский акцент» за 2024 год

В номер журнала, который выпускает Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, вошли статьи о словах и смыслах, современной поэзии в эпоху медиа и лингвистических механизмах социального взаимодействия (вежливости и антивежливости). Последний раздел отражает содержание докладов, прочитанных на конференциях в Калининграде и в Москве в мае 2024 года. Расскажем для примера о трех статьях этого номера. 

...В номер журнала, который выпускает Балтийский...

...Основные значения обращения мать можно описать так:...

1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2025 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше