Подсказки для поиска
Точное соответствие
Найден 31 результат

Словари

Прилагательное, относительное
1.
Коммуникация
Всё об этом слове
Метасловарь
коммуникативный

КОММУНИКАТИ́ВНЫЙ \\ ко[м]уникати́вный; в форме коммуникати́внеекоммуникати́[в]нее.

Ответы справочной службы

Звучит как обман Нужна ли здесь запятая или нет и почему?

Запятая не нужна, потому что сравнительный оборот образует коммуникативный центр предложения, без него предложение не имеет смысла.

19 октября 2025
Страница ответа
Пингвины не могут летать, но зато плавают как рыбы. Нужна ли запятая перед "как рыбы"?

В таком случае запятая перед сравнительным оборотом не ставится, поскольку этот оборот тесно связан со сказуемым и составляет коммуникативный центр предложения. 

30 марта 2025
Страница ответа
Здравствуйте! Никак не могу разобраться с уточнениями. Приведу несколько примеров. Прошу помочь разобраться подробнее. 1. Она была на работе в библиотеке при университете. 2. В университете, в библиотеке, проводился конкурс чтецов. 3. В библиотеке в университете проводился конкурс чтецов. 4. На работе, в офисе, он дремал постоянно. Правильно ли расставлены знаки? Если да, то не совсем пойму различие между первым и четвертым примером. А также между вторым и третьим. Спасибо!

Понятие уточнения комплексное, сочетает в себе смысловой и коммуникативный аспекты, то есть касается как передачи соотношения понятий, так и интонационного выделения (акцентирования) каких-либо слов и сочетаний, выражающих эти понятия. Различие между вторым и третьим примерами состоит в том, что в одном из них вначале названо более широкое понятие (словоформой в университете), затем более узкое (словоформой в библиотеке), в другом — наоборот. Это влечет за собой различия в функциях второй словоформы: если во втором примере перед нами классический случай сужения понятия и вторая словоформа служит уточняющим обстоятельством, то в третьем примере словоформа в университете играет роль несогласованного определения к существительному библиотека.

Первый и четвертый примеры различаются тем, какие сочетания в них интонационно выделены, — в зависимости от этого меняются смысловые отношения между сочетаниями. Имеет значение также позиция обстоятельств в предложении. В первом примере конечная позиция сочетания в библиотеке при университете (к слову, это сочетание существительного с несогласованным определением) говорит скорее о том, что это сочетание несет на себе логическое ударение и содержит важную, а не дополнительную, попутную информацию. Такое может происходить, например, если место работы не единственное, сравним: Она была на работе в библиотеке при университете, а не в лаборатории. Если же общий контекст диктует автору поставить логическое ударение на словоформу на работе, а сочетание в библиотеке при университете представить как уточнение, ему ничто не мешает это сделать: Она была на работе, в библиотеке при университете. В четвертом примере словоформа в офисе находится в позиции уточняющего обстоятельства. Однако в более широком контексте, например при сопоставлении, это может оказаться не так, сравним: На работе в офисе он постоянно дремал, а на работе в университете иногда бывал энергичным — здесь в офисе невозможно счесть словоформой, несущей попутную информацию, и выделить запятыми.

Как видим, при решении, является ли какое-либо слово (сочетание) уточняющим по отношению к другому слову (сочетанию), нужно учитывать и смысловые отношения между этими сочетаниями, и общий контекст предложения.

3 сентября 2024
Страница ответа
в чем разница значения слов коммуникабкльный и коммуникативный?

Коммуникабельный = способный к общению (человек). Коммуникативный = связанный с общением, относящийся к общению (навык).

16 марта 2010
Страница ответа
в чем разница значения слов коммуникабкльный и коммуникативный?

Коммуникабельный – легко вступающий в общение, общительный: коммуникабельный человек. Коммуникативный соотносится с существительным коммуникация как лингвистическим термином в значении 'передача средствами языка содержания высказывания'. Прилагательное коммуникативный употребляется только в терминологических сочетаниях, например: коммуникативная функция языка, коммуникативное поведение.

21 июля 2009
Страница ответа
можно сказать о человеке: коммуникативный? или только: коммуникабельный? в предложениях типа: нам нужны коммуникативные люди ( в объявлениях в рубрике работа)или нам нужны коммуникабельные люди.

Коммуникабельный – общительный (коммуникабельные люди). Прилагательное коммуникативный соотносится с существительным коммуникация в лингвистическом значении «передача средствами языка содержания высказывания» (коммуникативная функция языка).

21 июля 2009
Страница ответа
Подскажите, пожалуйста, в теме выступления "Участие родителей в формировании образовательной политики школы: коммуникативные барьеры" правильно использовать слово коммуникативный или коммуникационный барьер? Речь идет о проблемах в коммуникации (понимание друг друга , формы передачи информации и пр.) родителей и школьной администрации.

Если речь идет в целом о проблемах общения, то прилагательное коммуникативный употреблено к месту.

23 января 2009
Страница ответа
Каково значение прилагательного в выражении "глагол как носитель рематической информации"?

Рематический - прилаг. от слова рема.

Словарь методических терминов

РЕМА. При актуальном членении предложения коммуникативный центр высказывания, содержание сообщения (новая информация); то новое, что говорящий сообщает, отправляясь от темы (см. тема во 2-м знач.).

7 октября 2008
Страница ответа
Какова смысловая разница между словами "коммуникативный" и "коммуникационый"?
См. ответ № 200384 .
18 октября 2007
Страница ответа
Какое их этих словосочетаний корректно и наиболее употребительно: "коммуникативные технологии" и "коммуникационные технологии"? Есть ли между ними разница? Спасибо. Хотела задать еще один вопрос: почему не на все отправленные вопросы дается ответ? Вы в поисках ответа или просто ваша почта перегружена? :)). С уважением, Аяна.
Правильно: коммуникационные технологии. О словах коммуникативный и коммуникационный см. ответ № 200384 . Мы стараемся отвечать оперативно, но, к сожалению, не всегда получается: очень много вопросов.
26 июля 2006
Страница ответа

Журнал

Этнокультурная и языковая ситуация в современной России

Российская Федерация — многонациональное государство. На ее территории функционируют более 150 языков, из которых около ста — языки коренных народов России, остальные — это языки компактно или диаспорно проживающих некоренных этносов. Полиэтничность Российского государства выражена в начальных строках Конституции: «Мы — многонациональный народ России».

...Российская Федерация — многонациональное...

...Энергетический коммуникативный ресурс языков обеспечивается...

...Транспортный коммуникативный ресурс в жизни языка...

...Информационный коммуникативный ресурс язык приобретает...

Зачем нам нужен язык на самом деле?

Размышлять о том, зачем нам нужен язык, на первый взгляд странно. Еще в середине XX века лингвист Роман Якобсон показал, что язык решает разные задачи. Он служит для установления контакта с собеседником, выражения эмоций, побуждения к действию... В центре этой конструкции обычно располагается референциальная функция языка, ориентированная на передачу информации о мире.

...Размышлять о том, зачем нам нужен язык, на первый взгляд...

...Сепир считал, что коммуникативный аспект языка переоценён...

О чем пока молчит Рунет

Какую опасность таит в себе Интернет с точки зрения филолога-русиста? Опасность размывания орфографических, грамматических и лексико-стилистических норм, разрушения границ жанра. Может ли Интернет сослужить пользу в благородном деле возрождения культуры речи, популяризации русского языка и поддержания его литературных норм? Безусловно, да, так как Интернет предоставляет безграничные возможности для обсуждения проблем существования и развития современного русского литературного языка, для распространения правил и норм его употребления.

...Какую опасность таит в себе Интернет с точки зрения...

...Именно коммуникативный язык оказывается наиболее важным...

Самый важный предмет. Функциональный подход к обучению русскому языку

Мария Лебедева заведует лабораторией в Институте Пушкина и руководит образовательным направлением Грамоты. Она считает русский язык самым важным школьным предметом. Почему? И как сделать его живым, интересным и практически ценным для каждого школьника? Об этом она рассказала в лекции для преподавателей русского языка, прочитанной в рамках проекта «Тотальный диктант». Грамота предлагает краткий конспект этой лекции.

...Мария Лебедева заведует лабораторией в Институте...

...изучаем самое важное: то, что позволяет войти в коммуникативный...

Хорошая речь и среднелитературная речевая культура

Хорошую речь во всех функциональных стилях, безусловно, могут продуцировать носители элитарной речевой культуры, поскольку они обладают истинным мастерством владения языком, всем его богатством при соблюдении всех правил и ограничений. К сожалению, чаще мы наблюдаем речь не носителей элитарной речевой культуры, а речь носителей среднелитературной речевой культуры, к которой принадлежит большинство лиц с  высшим (даже специальным филологическим) образованием.

...Хорошую речь во всех функциональных стилях, безусловно...

...Неумение прогнозировать коммуникативный эффект от своей...

...недостаточной языковой компетенцией, неумением прогнозировать коммуникативный...

«Говорим по-русски!»: коммуникативные запреты и вызовы времени

Коммуникативный запрет — это не «стоп-лист», а добровольный отказ от той или иной модели речевого поведения. Таково видение обсуждаемой проблемы Владимира Ильича Карасика, доктора филологических наук, профессора кафедры общего и русского языкознания Института Пушкина. Видео доступно на ютуб-каналах ИРЯ РАН и проекта «Говорим по-русски».

...Коммуникативный запрет — это не «стоп-лист...

...Один из известнейших дискурсологов Владимир Карасик...

Новый учебник «Русский язык и культура речи» подготовлен в МГУ

У культуры речи есть три аспекта: нормативный, коммуникативный и этический. Что под ними понимают специалисты и как научиться говорить культурно? Учебник, который написала доктор филологических наук, проректор МГУ им. М. В. Ломоносова Татьяна Кортава, отражает современное состояние этой области и предназначен для студентов и преподавателей негуманитарных вузов и всех, кто интересуется культурой речи. 

...У культуры речи есть три аспекта: нормативный, коммуникативный...

...Пособие включает 24 темы, которые затрагивают...

Больше точных совпадений не найдено, показать близкие результаты?

Показать
1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2025 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше