Гипотеза лингвистической относительности Сепира и Уорфа говорит о том, что язык не только отражает картину мира говорящих, но и в значительной степени формирует ее, влияя на мышление и поведение людей. Исследователи из Университета Цепеллина (Германия) обнаружили, что конструирование новых слов, связанных с определенными занятиями или образом жизни в целом, побуждает людей больше интересоваться этими явлениями и перенимать их. Например, неологизм ...
...Новое понятие в языке поощряет людей делать то, что...
...Практика плоггинга означает заботу об окружающей среде, совмещенную с заботой о своем здоровье: люди, которые бегают по утрам, подбирают по дороге замеченный мусор и выбрасывают его (или отдают на сортировку)....
Словарный запас — ключевое условие успешной учебы, а потом и карьеры. Но чтобы его расширять, необходимы совместные усилия семьи и школы, а у родителей не всегда хватает времени и идей, чтобы систематически заниматься с ребенком. Британские исследователи проанализировали результаты опроса родителей и учителей и предложили свои рекомендации.
...Словарный запас — ключевое условие успешной...
...Чтобы хорошо учиться, детям нужно больше слов...
... Занятия и игры Рассказывайте друг другу о том, что вы видите по дороге в школу. Для начала попробуйте опираться на пять вопросов: кто, когда, почему, где и как. По очереди рассказывайте, что происходит дальше....
...Общение Вовлекайте ребенка в ежедневные разговоры — по дороге в школу или за завтраком. Поводом к разговору может стать реклама, песня или новости, чтобы у ребенка был стимул познакомиться с новыми словами....
Этой осенью Грамота вступает в эпоху перемен. В чем будут заключаться эти перемены? Какая идея стоит за ними? И, самое главное, будет ли Грамота по-прежнему самым авторитетным сетевым источником сведений о русском языке? О смысле обновления и планах на будущее рассказывает главный редактор портала Ксения Киселева.
...Этой осенью Грамота вступает в эпоху перемен. В чем...
...Грамота меняется, но не изменяет себе...
...Это отношение нам очень дорого, поэтому мы хотим сразу успокоить всех, кто встревожен: мы бережно подошли к нашему наследию и старались ничего не потерять по дороге. Все ценные материалы сохранены, все пользовательские сценарии по-прежнему доступны и работают....
Есть ситуации, в которых отношения между словами можно выразить разными способами. Например, можно сказать «учебник истории», а можно «учебник по истории». В последнее время способ, при котором используется предлог, становится основным — это явление иногда называют экспансией предлогов. При этом значение многих предлогов размывается, а сами они все чаще выражают не лексические отношения, а более абстрактные грамматические. Мы решили повнимательнее присмотреться к конструкциям с «по» и «для», а потом обсудить наши наблюдения со специалистом.
...Есть ситуации, в которых отношения между словами...
...Ошибочные употребления предлогов могут стать частью...
...Они никак не могли представить, что доро́гой — это то же самое, что по дороге. Для них непривычна беспредложная конструкция, поэтому они вообще не поняли, что имеется в виду»....
Создатель и руководитель Саратовской лингвистической школы Ольга Борисовна Сиротинина в этом году отметила столетний юбилей. 75 лет она изучает русский разговорный язык. «Жизнь вопреки, или Я счастливый человек» — так называется книга мемуаров, которую ученики составили на основе ее устных рассказов.
...Создатель и руководитель Саратовской лингвистической...
...Ольга Сиротинина: «Так поняла, что Пушкин прав»...
... По дороге в школу я часто встречала известного тогда в Саратове педиатра, профессора Сурата, он задавал один и тот же вопрос: «Живешь?» Я отвечала, что живу, а он в ответ говорил, что только за первый год моей жизни семь раз сказал, что я умру....
Русский язык как школьный предмет в основном сводится к правилам орфографии и пунктуации, разбору по составу, диктантам и пересказам. Но на самом деле речь — метапредметный навык, а русский язык — это еще и инструмент освоения всех остальных предметов. Как богатый словарный запас, умение анализировать текст и формулировать мысли помогают на математике, географии, обществознании? И можно ли развивать языковые компетенции на других уроках, а не только на русском?
...Русский язык как школьный предмет в основном сводится...
...Метапредметный подход в обучении русскому языку: один...
...Едешь по дороге, видишь деревню Кощеево, тебе становится интересно происхождение названия, и ты его уже не забудешь. Здорово, что география побуждает ребенка заинтересоваться этимологией. Увы, этот раздел есть только в экспериментальных учебниках по русскому языку»....
Революция нейросетей началась с текста. Но в будущем, вероятно, его роль как носителя знаний будет уменьшаться. На смену ему придут текстографические форматы, и это позволит людям быстрее понимать задачи и достигать взаимопонимания. Об этом в интервью Грамоте размышляет специалист по цифровой гуманитаристике, доктор физико-математических наук Константин Воронцов.
...Революция нейросетей началась с текста. Но в ...
...Математик Константин Воронцов: «Текст становится тормозом...
...Другой человек, читая, переводит наш текст в свои внутренние структуры, тратит на это, как и мы, энергию и время, теряя по дороге часть информации. Суммарные потери в процессах кодирования и декодирования текста колоссальны в масштабах человечества....
Кто бы ни брался за создание «расширительного» словаря того или иного типа, все непременно приходили к Далю — к этому великому человеку-словарю. Подавляющее большинство людей связывает имя Даля со знаменитым четырехтомником. Все остальное, что сделал, написал, пережил Владимир Иванович, заслонено его «Словарем».
...Кто бы ни брался за создание «расширительного...
...К двухсотлетию со дня рождения Владимира Ивановича...
...По окончании в корпусе полного курса наук произведен мичманом 1819 года марта 3-го». ...Произошло это по дороге из Петербурга к месту службы, в марте 1819 года....