Русский драматург Александр Николаевич Островский был большим любителем народного слова и с интересом собирал незнакомые ему слова и выражения. Результатом его наблюдений за живой речью стали «Материалы для словаря русского народного языка». В 1993 году вышел основанный на этих материалах «Словарь к пьесам А. Н. Островского», который содержит историко-бытовой, историко-театральный и филологический комментарии. Борис Самойлович Шварцкопф подробно описал этот словарь нового типа в 1973 году, за двадцать лет до того, как он был опубликован.
...Борис Шварцкопф описывает энциклопедические и филологические комментарии в авторском словаре...
...Борис Самойлович Шварцкопф подробно описал этот словарь нового типа в 1973 году, за двадцать лет до того, как он был опубликован....
...В научной библиотеке Всероссийского театрального общества...
...О неизданном «Словаре к пьесам А. Н. Островского»...
Нейросети учатся на текстах, созданных человеком. Но что, если текстов для обучения не хватает? Тогда используют синтетические данные, сгенерированные моделью. В чем их особенности? Как повлияет появление большого количества «искусственных» текстов на нас как носителей естественного языка? Мы поговорили об этом с руководителем ИИ-направления Грамоты, компьютерным лингвистом Михаилом Копотевым.
...Михаил Копотев о роли сгенерированных нейросетью текстов...
...Нейросети учатся на текстах, созданных человеком. Но...
...Однако по мере того как качество моделей будет улучшаться, единственным преимуществом человека останется способность «разобраться в сумасшедшей прелести земли и все назвать по имени», — как писал Борис Пастернак о Ларе Гишар и о себе....
...Обучение и самообучение: как синтетические данные влияют...
Наши представления о Древней Руси во многом сформированы «Повестью временных лет», которая не всегда может служить достоверным историческим источником. Споры о роли скандинавов в создании древнерусского государства продолжались веками. Недостаток источников создал почву для развития псевдоисторических идей и любительской лингвистики. Но того, что известно исследователям, достаточно, чтобы проследить судьбу важных русских корней рус- и рос-.
...Как они возникли, почему раздвоились и при чем тут...
...Наши представления о Древней Руси во многом сформированы...
... В 1990-е годы президент России Борис Ельцин популяризировал слово россияне в значении ‘граждане Российской Федерации вне зависимости от этнической принадлежности’....
...Россия и Русь, россияне и русские: откуда пошли эти...
Заметки Бориса Самойловича Шварцкопфа посвящены цитации как лингвистическому явлению, связанному с закономерностями функционирования языка. Автор рассматривает на многочисленных литературных и публицистических примерах виды цитат, их роль в тексте, особенности их оформления.
...Противопоставление элемента и контекста...
...Заметки Бориса Самойловича Шварцкопфа посвящены...
... Так, Борис Александрович Ильиш, говоря о прямой речи, когда «приводятся в буквальной передаче слова или мысли другого лица», делает следующее примечание: «Термин другое лицо здесь надо понимать очень широко: говорящий может, конечно, приводить в качестве цитаты...
...О некоторых лингвистических проблемах, связанных с...
IV Костомаровский форум привлек значительный интерес общественности. Всего на него, по данным организаторов, зарегистрировались (для личного и дистанционного участия) 6734 представителя из 116 стран мира, сайт форума посетили почти 80 тыс. человек. Программа включала 53 мероприятия, в том числе конференции, панельные дискуссии, круглые столы, мастер-классы, презентации образовательных проектов и научных исследований. Представители Грамоты ...
...Участники обсудили не только преподавание и продвижение...
...Руководитель образовательной программы «Цифровые методы в гуманитарных науках» НИУ ВШЭ, кандидат филологических наук Борис Орехов поделился мнением о том, могут ли генеративные сети претендовать на место полноценных авторов и всегда ли можно отличить созданный ими текст...
...В Институте Пушкина завершился IV Костомаровский форум...
Многие профессиональные лингвисты, как опытные и известные, так и начинающие, ведут каналы в «Телеграме» и паблики в ВК. Они делятся своими знаниями и догадками, объясняют непонятное, рассуждают об этимологии и языковой политике, рассказывают о лекциях и конференциях, публикуют опросы. Грамота выбрала семь блогов, которые дают представление о работе лингвистов и будут интересны широкому кругу читателей.
...Профессиональный взгляд на язык во всех его проявлениях...
...Многие профессиональные лингвисты, как опытные и ...
...Узнал новое слово Лингвист Борис Иомдин каждый день спрашивает подписчиков своего канала, встречалось ли им то или иное необычное русское (или не совсем русское) слово....
...Лингвисты-блогеры: что почитать о русских словах...
Все выпуски можно посмотреть на канале Института русского языка им. В. В. Виноградова и на канале передачи «Говорим по-русски».
...Топонимы, ругательства, лингвоопасности, «Слово Толстого...
...Все выпуски можно посмотреть на канале Института русского...
...Борис Орехов, куратор технической части проекта «Слово Толстого», представил новый электронный путеводитель по наследию писателя: здесь можно найти редкие слова, отрывки из дневников, любимые цвета, громкие имена и многое другое. Топонимы....
...«Говорим по-русски!» с Ольгой Северской: обзор программ...
Летняя лингвистическая школа — это выездное научное мероприятие, в котором участвуют школьники, студенты и преподаватели. В течение десяти дней несколько десятков человек, интересующихся лингвистикой, учатся, общаются, отдыхают и работают над научными проектами. Преподают в Летней школе ведущие ученые-лингвисты и популяризаторы науки. Кроме собственно лингвистических лекций на ЛЛШ проводятся лекции по математике, антропологии, переводоведению и
...Школьники могут подать заявку до 5 мая...
...За многие годы лекции на Летней школе читали Максим Кронгауз, Владимир Алпатов, Андрей Зализняк, Алексей Гиппиус, Владимир Плунгян, Алексей Шмелев, Светлана Бурлак, Борис Иомдин, Александр Пиперски и множество других лингвистов....
...10–19 июля в Москве пройдет Летняя лингвистическая...
Предлагаем вниманию читателей портала статью, опубликованную в журнале «Русский язык в школе» (№ 3, 1954). Чем отличаются друг от друга историзмы и архаизмы, в чем разница между лексическими и семантическими архаизмами? С какой целью их используют писатели? На эти вопросы отвечает Николай Максимович Шанский, с 1963-го по 2005 год — главный редактор журнала.
...Николай Максимович Шанский о сложных процессах архаизации...
...Предлагаем вниманию читателей портала статью, опубликованную...
...Об этих двух типах устаревших слов в пределах одного и того же литературно-художественного контекста дают представление отрывки из произведения Пушкина «Борис Годунов»:  ...
...Устаревшие слова в лексике современного русского литературного...
Если не учитывать историю происхождения слов, то даже в тех случаях, когда их родство очевидно носителям русского языка, их формально нельзя назвать однокоренными. Лингвист Борис Иомдин в журнале «Русская речь» предлагает использовать более гибкую методику оценки школьных заданий на сравнение корней.
...Лингвист Борис Иомдин описывает два критерия, которыми могут пользоваться школьники...
...Лингвист Борис Иомдин в журнале «Русская речь» предлагает использовать более гибкую методику оценки школьных заданий на сравнение корней....
... Борис Иомдин пишет о двух способах определения близости слов — синхронном и историческом (или диахроническом). При первом способе родственными признаю́тся только те слова, для которых можно построить словообразовательную цепочку в современном русском языке....
...«Давать» и «дарить»: какие слова можно считать однокоренными...