Подсказки для поиска
Новогодняя игра: Грамота предсказывает будущее. Хочу погадать!
Хочу погадать!
Точное соответствие
Найден еще 131 результат

Словари

Глагол, совершенный вид, переходный
1.
Поставить, поместить где-либо, в каком-либо месте или надлежащим образом (прочно, устойчиво и т.п).
Укрепить в стоячем положении. Соорудить, построить, возвести.
2.
Поставить, поместить где-либо механизм, приспособление и т.п., наладив, подключив к нему что-либо, подготовить к использованию.
Привести механизм, машину в нужное положение, состояние.
Всё об этом слове
Существительное, средний род, 2-е склонение
1.
Установить
2.
устаревшее Закон
Всё об этом слове
Метасловарь
установление

УСТАНОВЛЕ́НИЕ, установле́ния, мн. установле́ния, установле́ниям \\ устано[в]ле́ние; установле́[н’и]е, установле́[н’й]е, в беглой речи возможно установле́[н’н’]е и установле́[н’]е.

установление
УСТАНОВЛЕ́НИЕ, -я; ср. 1. к Установи́ть. У. фактов. У. связи. У. традиций. У. норм выработки. 2. Устар. =Зако́н. Государственные установления. Общественные установления.

Ответы справочной службы

Здравствуйте. Правильна ли пунктуация в следующих предложениях? Нужны ли кавычки и большая буква? В конце каждого предложения ведь нужна точка? 1. Разумеется, возникает вполне логичный вопрос: "Почему именно в последние 10-15 лет так много говорится о медицинской практике, основанной на принципах доказательности, почему сегодня это направление одно из самых перспективных в медицине?". 2. Когда между группой случаев в контрольной группе установлено различие по частоте встречаемости фактора риска, необходимо задать вопрос: "Действительно ли уровень встречаемости фактора, наблюдаемый в контрольной группе, ожидаемый среди всего населения?". Или вопрос можно задать по-другому: "Могут ли представители данной контрольной группы иметь к изучаемому фактору необычно высокий или низкий уровень подверженности, существенно отличающийся от всего населения, в отношении которого проводится исследование?".

Это сложные предложения с прямым вопросом, в них кавычки не нужны: 

Разумеется, возникает вполне логичный вопрос: почему именно в последние 10–15 лет так много говорится о медицинской практике, основанной на принципах доказательности, почему сегодня это направление одно из самых перспективных в медицине?

Когда между группой случаев в контрольной группе установлено различие по частоте встречаемости фактора риска, необходимо задать вопрос: действительно ли уровень встречаемости фактора, наблюдаемый в контрольной группе, ожидаемый среди всего населения? Или вопрос можно задать по-другому: могут ли представители данной контрольной группы иметь к изучаемому фактору необычно высокий или низкий уровень подверженности, существенно отличающийся от всего населения, в отношении которого проводится исследование?

О таких предложениях писал Д. Э. Розенталь: «Двоеточие ставится перед прямым вопросом, включенным в состав бессоюзного сложного предложения: Спрашивается теперь: что же делало наше общество в последние 2030 лет? (Доброл.); Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? (Ч.); До сих пор удивительным и неразгаданным остается: кто же в эту роковую ночь дивизионную школу снял с караула? (Фурм.); Я прошел к калитке по мокрой траве, испытывая тревогу: кто же рассмотрит первый трактор в таком непроглядном тумане? (Перв.)».

26 марта 2020
Страница ответа
Добрый день! Каким документом установлено правило при оформлении рабочей тетради ученика. А именно, нужно ли ставить точку после фамилии и имени?

Такого документа не существует. На обложке тетради точка после фамилии и имени не ставится (т. к. фамилия и имя не представляют собой законченного предложения, высказывания).

12 сентября 2013
Страница ответа
Ставится ли запятая после "кто скажет" и почему в предложении: "Кто скажет, где установлено оборудование."

Запятая стоит верно. Она нужна, чтобы отделить придаточное предложение.

16 декабря 2021
Страница ответа
Наименование одной из школ г. Москвы в уставных документах и на официальном сайте написано следующим образом: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 2129" имени Героя Советского Союза П.И. Романова. На мое замечание, что кавычки должны стоять после слова "Романова" из Департамента образования г. Москвы получен ответ, что "требований об употреблении кавычек в наименовании образовательной организации действующим законодательством не установлено" и никаких изменений в написание наименования этой школы до сих пор не внесено. Правильно ли написано наименование школы 2129?

Вы правы в том, что кавычки употреблены неудачно. Если их и ставить, то закрыть нужно после фамилии. Однако при употреблении названия не в юридических документах в форме школа № 2129 имени Героя Советского Союза П.И. Романова кавычки не нужны вообще. 

Ответ департамента образования тоже верен: нормы употребления кавычек не устанавливаются законодательно. Как записали название в уставе, так и будет оно воспроизводиться во всех документах. Чтобы изменить название, нужно произвести сложные юридические действия, на это нужна добрая воля руководителя организации и его руководства. Изменение даже только кавычек в названии влечет за собой множество юридических проблем, поэтому обычно названия сохраняют в том виде, в котором они уже закреплены.

5 марта 2021
Страница ответа
Как правильно: "будет установлено 10 скамеек" или "будут установлены 10 скамеек"?

Воспользуйтесь, пожалуйста, «Письмовником».

26 сентября 2015
Страница ответа

Журнал

Исследователи выявили корреляции между звуковой системой языка и особенностями климата

Исследователи из университета Нью-Мексико в Альбукерке (США) сопоставили фонетические особенности более 1000 языков мира с данными об условиях окружающей среды там, где на них говорят. Статья об этом исследовании опубликована в журнале Frontiers in Language Sciences. В работе учитывались такие факторы, как влажность, высота над уровнем моря, температура, количество осадков, плотность растительности. В результате были обнаружены любопытные закономерности. В регионах с высокими ...

...В пример они приводят пение птиц: установлено, в городских...

Обсуждение событий прошедшего дня с детьми способствует развитию речи

Известно, что обсуждение с детьми книг с картинками без слов очень полезно для развития речи. Однако не всем детям нравится это занятие, а некоторым родителям оно может показаться скучным или вызывать стресс. Новое исследование, проведенное Флоридским Атлантическим университетом в сотрудничестве с Орхусским университетом в Дании, выявило альтернативный (и в чем-то более эффективный) способ развития речи ребенка. Это беседы о прошедших ...

...измерили свойства родительской речи, которые, как было установлено...

Как сохранить нивхский и другие малые языки? Интервью лингвиста Павла Гращенкова

Нивхский — один из малых языков России, на котором почти перестали разговаривать его носители. О том, как нейросети и голосовые помощники помогают сохранить нивхский, а в перспективе могут улучшить ситуацию и с другими языками малочисленных народов, в интервью изданию «Научная Россия» рассказал руководитель лаборатории, доктор филологических наук Павел Гращенков. 

...Нивхский — один из малых языков России,...

...Нивхский язык — изолят, то есть для него не установлено...

Исследование: ИИ-помощники не справляются с пересказом новостей

В декабре 2024 года исследовательская команда по ответственному использованию искусственного интеллекта (Responsible AI Team) корпорации BBC протестировала четыре популярных ИИ-помощника с опцией поиска информации в интернете — ChatGPT (OpenAI), Copilot (Microsoft), Gemini (Google) и Perplexity. Каждому ИИ-помощнику было задано по 100 вопросов, основанных на популярных темах запросов пользователей из Великобритании за последний год. Например, «Вреден ли вейпинг для ...

...Было установлено, что 34% ответов Gemini, 27% ответов...

Фамилия, имя... матчество?

Вопрос о возможности заменить отчество на матчество в официальных документах вызывает сегодня бурные дискуссии, хотя это явление не так чуждо русской культуре, как может показаться.

...Вопрос о возможности заменить отчество на матчество...

...В том случае, если отцовство не установлено, можно...

1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2025 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше