Подсказки для поиска
Точное соответствие
Найдено 396 результатов

Словари

Наречие, неопределённое
1.
По неизвестной причине; отчего-то.
Всё об этом слове
Метасловарь
почему-то

ПОЧЕМУ́-ТО, мест. адверб., неопред.

● 1.0. По какой-то неопределённой, точно не известной или безразличной для говорящего причине.   Син. почему́-нибудь употр. чаще, почему́-либо употр. чаще. Если вы почему-то не сможете прийти, обязательно мне позвоните. Когда ему почему-то хочется поговорить, он идёт к Ивану Петровичу.

1.1. По неопределённой и/или непонятной для говорящего причине.

□ Сестра почему-то опаздывает. А я этой истории почему-то верю. Полицейский почему-то обратился ко мне. Мальчик поч

почему-то
ПОЧЕМУ́-ТО, местоим. нареч. По неизвестной причине; отчего-то. Почему-то не спится. Почему-то невесело. Почему-то знобит. П. жалею всех.

Ответы справочной службы

Здравствуйте. Подскажите, как склоняется фамилия Вольвач? В частности интересует форма творительного падежа. По логике должно быть Вольвачом. Однако на сайтах Минэкономразвития и Росаккредитация при упоминании Вольвача Дмитрия Валерьевича почему-то используется форма "Вольвачем". Я так понимаю, в данном случае мы имеем дело лишь с желанием этого конкретного человека склонять свою фамилию именно так, а по правилам должно быть Вольвачом? Спасибо!

Форма творительного падежа зависит от места ударения в фамилии в косвенных падежах. Если ударение переходит на окончание, правильно: Вольвачо́м. Если ударение остается на основе, правильно: Во́львачем или Вольва́чем. Это решение остается за носителем фамилии.

28 ноября 2025
Страница ответа
Хотел бы продолжить тему моего вопроса под номером 328125. Как я понял, ad hoc "как учит Юрий" — это придаточное сравнения, то бишь часть сложноподчиненного предложения (имеется предикативность, что уже отличает этот "кейсик" от сравнительного оборота, который я почему-то увидел в исходном предложении)? Также в вашем ответе было упомянуто влияние соотносительного слова на обособление этой фразы. Правильно ли я понимаю, что если мне не хочется интонационно подчёркивать придаточное сравнения (при этом соотносительного слова в главном предложении, допустим, нет), то можно его не выделять запятой/запятыми? Применимо ли это "антиобособление" для всех придаточных сравнения, где такая ситуация: где нет соотносительного слова в главной части?

При отсутствии соотносительного слова в главной части пунктуация действительно вариативна и зависит от интонации, с которой была сказана (или с которой читается) фраза, причем это касается не только придаточных со значением сравнения, но и придаточных отождествительных; сравним примеры, приведенные в пункте 6 раздела 21 справочника по пунктуации Д. Э. Розенталя: Спросите кто стоит впереди (имеется в виду: «спросите у того, кто стоит впереди»); Найдите мне кто вяжет; Пускай кто остаётся работает. Такие предложения носят сугубо разговорный характер.

23 ноября 2025
Страница ответа
Здравствуйте! Нужен ли тут знак препинания: Когда уж это было (?) и не припомню. Две основы, но редактор почему-то оставил без знаков. Это исключение из правил?

Здесь нужна запятая. Запятая между главной частью и придаточной не ставится, если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит сочинительный союз или частица и. Но при обратном порядке главной и придаточной частей запятая ставится, ср. пример, приводимый Д. Э. Розенталем: Как звали этого мальчика, и не припомню.

9 ноября 2025
Страница ответа
Здравствуйте! Почему в словаре Тихонова в слове сладкий корень -сладк-, а не - слад-? Ведь однокоренные слова сладенький,сладости,сладок. Где можно познакомиться с изменениями в морфемном разборе? Не первый раз разбор по составу ставит в тупик( глубокий теперь тоже корень -глубок- почему-то)

При собственно морфемном разборе (разбор слова по составу в школьной терминологии) в слове слад-к-ий выделяется корень слад- и суффикс -к-. Однокоренные слова: слад-еньк-ий, слад-ость, у-слад-а, у-слад-и-ть и др. (см. «Словарь морфем русского языка» А. И. Кузнецовой и Т. Е. Ефремовой).

Словарь А. Н. Тихонова является словообразовательным, задача этого словаря — продемонстрировать словообразовательные связи между словами в современном языке, то есть установить, является ли то или иное слово производным, и отразить связи внутри словообразовательных гнезд. Так как в современном языке для прилагательного сладкий нет производящего слова, при словообразовательном анализе оно считается непроизводным, исторический суффикс входит в корень.

8 ноября 2025
Страница ответа
Здравствуйте! Спасибо за ответ на вопрос № 327178. Но все равно непонятно. Если мы подразумеваем Счетную палату РФ и Правительство РФ, но пишем без «РФ» или «Российской Федерации», а просто «Правительство» и «Счетная палата», то нужно писать со строчной или с заглавной? Понятно, что полное официальное название пишется с заглавной. Но если его для краткости пишут одним словом, при этом подразумевают Правительство РФ, то как нужно? «Госдума» вот, например, по «Академосу», пишется в любом случае с заглавной: и «Госдума», и «Государственная дума», и «Государственная дума РФ», и даже просто «Дума». А как быть с Правительством и Счетной палатой? По «Академосу», почему-то «Правительство Российской Федерации», но «правительство». Стучусь к вам с этим вопросом уже полгода, никак не могу добиться ответа. Проясните, пожалуйста.

Слово правительство вне официального названия пишется со строчной буквы: российское правительство; областное правительство. В сочетании Счетная палата (названии высшего органа государственного аудита) первое слово пишется с прописной буквы в любом случае.

30 октября 2025
Страница ответа
Всю дорогу слово компетенция употреблялось как сингулярия тантум, но в последнее время его почему-то часто говорят во мн. ч. - компетенции. С чем это связано?

Это связано с тем, что употребление, характерное для некоторых профессиональных сфер, выходит за их пределы. См. ответ на вопрос № 314919.

27 октября 2025
Страница ответа
Доброго вечера. К сожалению, так и не увидел ответ на свой вопрос. Попробую повторить. Как правильно писать "улица 9 Героев" или "улица 9-ти Героев". Просто при СССР на табличках был первый вариант, а теперь, почему-то, стали писать с "-ти". Как правильно?

Буквенные наращения применяются только к порядковым числительным, при количественных числительных буквенное наращение не употребляется, верно: улица 9 Героев.

21 октября 2025
Страница ответа
Здравствуйте! Скажите, нужна ли запятая перед союзом И в заголовке: "История борщевика: как растение-агрессор добралось от Кавказа до Камчатки, и что его может остановить"? Понимаю, что две основы и теоретически знак должен стоять, но почему-то не хочется его ставить. Буду благодарна за ответ!

Запятая действительно не нужна. В подобных случаях подразумевается главная часть при двух придаточных: [Мы расскажем,] как растение-агрессор добралось от Кавказа до Камчатки и что его может остановить.

15 октября 2025
Страница ответа
Автор (А. Д. Сперанский) почему-то пропустил запятую в моменте («(,)»), где я бы еë поставил в силу сложносочинëнных связей между двумя простыми предложениями посредством союза «и»: «В это время практически я был уже довольно хорошо знаком с хирургией брюшной полости, костей, мочеполового аппарата и черепа(,) и мне показалось, что не я один виноват в неудаче этого остеомиелита». Нужна ли запятая в указанной мной выше части предложения?

Запятая не поставлена, очевидно, потому, что автор счел обстоятельство в это время относящимся к обеим частям сложносочиненного предложения.

12 октября 2025
Страница ответа
Добрый день! Скажите, пожалуйста, следует ли все же ставить точку после сокращения слова "минута", если это учебная литература или методические рекомендации? Например: Изучение нового материала (35 мин.). Сокращение секунд и часов почему-то вопросов не вызывает, а вот к сокращенным минутам хочется добавить точку. В одном из источников вообще было написано, что точка не ставится только в случае, когда это часть обозначения единицы измерения (например, в технической документации или согласно ГОСТу). Спасибо!

В неспециальных текстах возможно сокращение мин. — с точкой на конце. См. ответ на вопрос № 284885.

4 октября 2025
Страница ответа

Справочники

Знаки препинания при обособленных несогласованных определениях

§ 53. Несогласованные определения, выраженные существительными в форме косвенных падежей с предлогами и относящиеся к нарицательным именам существительным, обособляются: 1) если определяемое слово уже имеет впереди стоящие согласованные определения: Дверь отворяется, и в комнату входит маленький, сухой старик, с острой, седой бородкой, в тяжелых очках на красном, хрящеватом носу, в белом, длинном переднике и с лампой в руке (М. Г.); В альбоме был большой фотографический ...

...желание повторять каждое слово по нескольку раз, но почему-то...

Эпидемия и эпизоотия

Вопрос Как правильно: эпидемия или эпизоотия ящура? Посетитель «Справочного бюро» написал: «Когда появился в Англии ящур, половина СМИ говорили правильно – эпизоотия ящура, а половина - эпидемия. Потом почти все почему-то скатились к эпидемии, хотя эпидемия – массовое заболевание людей, а заболевание животных - эпизоотия. Это какие-то изменения или просто массовая ошибка?» Толковые словари современного ...

...Потом почти все почему-то скатились к эпидемии...

Лель

Лель, по мнению польских мифологов, – славянское божество, сын Лады, покровитель любви и брака. Такое определение зафиксировано в словаре Брокгауза и Ефрона. Н. И. Березникова дополняет: А по мнению русских мифологов – это вообще дама. То есть женское божество. Учитывая, что в мифологии разных народов нередко встречается мотив близнецов – брата и сестры, и / или мужа и жены, имеющих одно имя (в женском и мужском варианте), вполне возможно – были Лель и Леля. Примеры: Феб и ...

...Только вот почему-то его обычно играют дамы......

Увы (и ах)

УВЫ (И АХ), междометие Выделяется (или отделяется) запятыми, если произносится без восклицательной интонации. Если междометие имеет повышенную эмоциональность, после него ставится восклицательный знак. Во Франции я был свидетелем всего: и энтузиазма, с которым встречались наши войска, и нашего русского героизма, а потом, увы, пошли митинги, разложение... А. Куприн, Колесо времени. Но одновременно, увы, со стороны дома раздался голос госпожи Ли, звавший дочь... В. Набоков, Лолита. Вчера ...

...когда-нибудь подвесить Поэта за уши… Но, увы, Король почему-то...

Примерно

ПРИМЕРНО, наречие То же, что «приблизительно». Не требует постановки знаков препинания. Это было примерно в половине четвертого и при ярком, но уже не палящем солнце. В. Маканин, Голоса. Суворова встречает его примерно полчаса спустя – одного, забрызганного грязью и почему-то выезжающего из зарослей. Б. Акунин, Турецкий гамбит. @ В народно-разговорной речи слово «примерно» может выступать в качестве вводного (в знач. «например, к примеру») и ...

...полчаса спустя – одного, забрызганного грязью и почему-то...

Сверх (всякой) меры

СВЕРХ (ВСЯКОЙ) МЕРЫ, наречное выражение Не требует постановки знаков препинания. Какие всё же удивительные у него глаза: не то доверчивые сверх меры, не то мудрые. В. Шукшин, Страдания молодого Ваганова. На этом острове две тысячи лет тому назад жил человек, несказанно мерзкий в удовлетворении своей похоти и почему-то имевший власть над миллионами людей, наделавший над ними жестокостей сверх всякой меры... И. Бунин, Господин из Сан-Франциско.

...несказанно мерзкий в удовлетворении своей похоти и почему-то...

Разряды числительных по структуре

По структуре выделяют числительные простые и составные. Простые числительные однокомпонентны (два, двое, второй). Составные числительные неоднокомпонентны, т. е. пишутся с пробелами (пятьдесят пять, пять десятых, пять тысяч пятьдесят пятый). Комплексы 2 и 3 выделяет также сложные числительные, которые однокомпонентны, но имеют два или несколько корней (пять-сот, пят-и-сот-тысяч-н-ый). В комплексе 2 в эту группу почему-то попали также числительные, оканчивающиеся на ...

...В комплексе 2 в эту группу почему-то попали также числительные...

Разряды местоимений по грамматическим признакам

По своим грамматическим признакам местоимения соотносятся с существительными, прилагательными и числительными. Местоименные существительные указывают на лицо или предмет, местоименные прилагательные — на признак предмета, местоименные числительные — на количество. К местоимениям-существительным относятся: все личные местоимения, возвратное себя, вопросительно-относительные кто и что и образованные от них отрицательные и неопределенные ...

...которые указывают на признак действий (где, когда, там, почему-то...

Синтаксический разбор простого предложения

Простое предложение разбирается по следующей схеме: I. Подчеркнуть члены предложения. II. Указать тип сказуемого (сказуемых): ПГС, СГС, СИС III. Сделать описательный разбор по следующей схеме: По цели высказывания: — повествовательное, — вопросительное, — побудительное. По интонации: — невосклицательное, — восклицательное. По количеству грамматических основ — простое, По наличию одного или обоих главных ...

...nbsp;ему доступ в ресторан, но почему-то...

Морфологический разбор причастия

Существует несколько способов морфологического разбора причастия, зависящих от того, считается ли причастие формой глагола или самостоятельной частью речи. Разбирая причастие как форму глагола, логично все имеющие отношение именно к причастию признаки описать как непостоянные; таким образом, в непостоянных признаках должны быть указаны следующие: в форме причастия, настоящего / прошедшего времени, действительного / страдательного залога, полной / краткой форме (для ...

...комплексе 2 в разряд постоянных признаков отнесена также почему-то...

Журнал

Давай до свидания! Когда «пока» стало этикетной формулой

Короткое слово «пока» настолько нам привычно, что без него не обходится ни одно повседневное расставание близких или хорошо знакомых друг с  другом людей. Но так было не всегда. Историю превращения этого маленького слова из наречия в способ неформального прощания рассказывает лингвист Ирина Фуфаева.

...Короткое слово «пока» настолько нам привычно...

...с другом, стали вместо до свиданья говорить почему-то...

...употребления новой этикетной формулы: «стали говорить почему-то...

«Почему он не читает?» Книга советов Алихана Динаева для родителей, учителей и других взрослых

Книга учителя обществознания из Чечни Алихана Динаева вышла в издательстве «Альпина Дети» в начале декабря. Ее благородная цель — помочь родителям превратить нечитающего ребенка в ребенка с книгой. Нам так понравились идеи и советы автора, что мы добавили к ним один собственный.

...Книга учителя обществознания из Чечни Алихана Динаева...

...и знанием дела говорит правильные вещи, это почему-то...

Чем сгенерированные тексты отличаются от написанных человеком

Всё чаще можно слышать, что большие языковые модели вроде ChatGPT «пишут как люди». На первый взгляд их способность имитировать нашу речь действительно потрясает. Но более пристальный научный анализ все же выявляет различия. Научная группа из Университета Карнеги — Меллона (США) проверила с помощью методов корпусного анализа, насколько созданные человеком тексты отличаются от текстов в тех же жанрах и стилях, но созданных языковыми моделями (LLM).

...Так, Llama 3 почему-то питала особенную &...

А поговорить? Интернет как лингвистический феномен

Чужой опыт, рекомендации придерживаться определенных правил вряд ли могут сыграть решающую роль в такой свободолюбивой среде, как Глобальная Сеть. И все же наблюдение за процессом рождения правил поведения в интернете, которые заметно отличаются от этикета внесетевой реальности и уже даже получили специальное название — Netiquette, не только представляет академический интерес для лингвистов и культурологов, но и является важным с практической точки зрения.

...Чужой опыт, рекомендации придерживаться определенных...

...традиционно русской» лексике (в большинстве случаев почему-то...

Цифровые инструменты в помощь редактору

Инструменты, о которых пойдет речь ниже, не сделают всю работу за редактора, но способны существенно упростить ему жизнь. Они не только возьмут на себя рутинные задачи, такие как проверка орфографии и степени оригинальности текста, оформление списка литературы или замена кавычек, но и подскажут удачные решения в более сложных областях.

...Инструменты, о которых пойдет речь ниже, не сделают...

...Так, однажды ИИ почему-то решил, что у имени Вера...

Двоеточие в сложноподчиненном предложении

Когда нужно двоеточие? Ответ на экзамене, за который ставится высокая оценка, включает пункт о двоеточии между обобщающим словом и однородными членами, правило постановки двоеточия в бессоюзном предложении при определенном значении частей и интонации, правила введения в предложение прямой речи. Вспоминают иногда о возможности постановки двоеточия в сложносочиненном предложении (ССП), хотя это и редкий и необязательный знак в ССП.

...Когда нужно двоеточие? Ответ на экзамене, за который...

...распространяются среди гостей Фамусова: что Чацкий сошел с ума, почему-то...

Екатерина Асонова: «Развитие функциональной грамотности — это в том числе работа с личным опытом»

Функциональная грамотность отличается от умения читать и писать, то есть от просто грамотности. Она имеет прямое отношение к тому, как человек работает с информацией: извлекает ее, обрабатывает, оценивает, излагает, применяет на практике, решает с ее помощью бытовые задачи. Как обстоит дело с функциональной грамотностью и чем отличаются в этом смысле подростки и взрослые? Мы поговорили об этом с заведующей лабораторией социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования Московского городского педагогического университета Екатериной Асоновой.

...Функциональная грамотность отличается от умения читать...

...термина «функциональная грамотность» почему-то...

Ровесник XXI века: краткая история портала «Грамота.ру»

По случаю обновления Грамоты мы решили напомнить нашим читателям, как появился этот интернет-ресурс, как он развивался и в чем всегда оставался верен себе. Об основных вехах долгой истории Грамоты расскажет свидетель и один из главных участников событий, научный сотрудник Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, многолетний главный редактор, а ныне научный руководитель Грамоты Владимир Маркович Пахомов.

...По случаю обновления Грамоты мы решили напомнить нашим...

...министру образования и науки Андрею Фурсенко, но тот почему-то...

Как вычисление скрытого субъекта помогает понять смысл предложения

В любом высказывании есть информация, которая не выражается никакими материальными знаками, а вычисляется слушателем. От нее зависит глубина понимания этого высказывания, а иногда и дальнейшие действия участников коммуникации. Одна из областей, где слушателю нужно приложить усилия для понимания предложения, — «восстановление» невыраженных субъектов. По каким правилам это делается и как их применять? Об этом Грамоте рассказала доктор филологических наук Галина Ивановна Кустова. 

...В любом высказывании есть информация, которая...

...предложений навязывают такой смысл: именно пациент (почему-то...

Как вы пользуетесь Грамотой? Пять рассказов от первого лица

Прошел уже почти год после обновления портала, и мы решили поговорить с нашими пользователями об их впечатлениях: расспросить их, как они взаимодействуют с Грамотой, что им нравится, что раздражает, а что, наоборот, полезно и удобно. Мы благодарны всем ответившим: нам было важно узнать мнение тех, для кого мы работаем. 

...Прошел уже почти год после обновления портала, и ...

...историю феминитивов в русском языке, но студенты почему-то...

Больше точных совпадений не найдено, показать близкие результаты?

Показать
1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2025 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше