Подсказки для поиска
Новогодняя игра: Грамота предсказывает будущее. Хочу погадать!
Хочу погадать!
Точное соответствие
Найдено еще 238 результатов

Словари

Существительное, мужской род, 2-е склонение
ед. число родительныйпо́езда
мн. число именительный / винительныйпоезда́
Все формы слова
1.
Состав сцепленных железнодорожных вагонов, приводимых в движение паровой, тепловой или электрической энергией.
официальное
2.
Ряд, вереница повозок, экипажей, саней и т.п., следующих друг за другом в одном направлении.
Санно-гусеничный по́езд.
Санно-гусеничный
Санно-тракторный по́езд.
Санно-тракторный
Сборный по́езд.
Сборный
Свадебный по́езд.
Вереница каких-либо экипажей с участниками свадебного обряда.
Пустить по́езд под откос.
Откос
Всё об этом слове
Существительное, женский род, 1-е склонение
1.
Пребывание в езде; короткое путешествие.
Всё об этом слове
Метасловарь
победа

побе́да, -ы; но: Де́нь Побе́ды (праздник 9 мая), Зна́мя Побе́ды (реликвия), Пара́д Побе́ды (1945), о́рден Побе́ды, монуме́нт Побе́ды, пи́к Побе́ды (горная вершина), пло́щадь Побе́ды (в Москве, Петербурге и др.)

пиррова победа

пи́ррова побе́да, пи́рровой побе́ды

Ответы справочной службы

Как правильно писать название скоростного поезда "Ласточка" - в кавычках с прописной буквы или можно со строчной и без кавычек?

Корректно: скоростной поезд «Ласточка».

14 июля 2014
Страница ответа
Добрый день!Проконсультируйте, пожалуйста, какое тире нужно в данном предложении: На участке следования поезда Москва – Кишинев....

Ставится обычное тире, отделяемое от предшествующего и последующего слова пробелами.

4 декабря 2013
Страница ответа
Здравствуйте, уважаемые работники Справки! Все-таки с прописной или строчной надо писать вы, ваш и т.д. в памятках (пассажиру, покупателю, постояльцу и пр.)? И можно ли исходить из того, что к покупателю уместнее обратиться на Вы (потому что только он купил, скажем, эти туфли), а к пассажиру поезда, например, на вы (этих пассажиром много, и предполагается, что они все читают эту памятку)? Ответьте, пожалуйста, поскорее, вопрос очень актуальный. Спасибо.

При вежливом обращении к одному лицу "Вы" пишется с большой буквы. В пямятках можно использовать строчную (как обращение к нескольким пассажирам).

11 октября 2012
Страница ответа
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, нужно ли заключать в кавычки названия поезда (к примеру, _Варшава-Москва_) в художественной литературе. Спасибо.

Кавычки не нужны: поезд Варшава – Москва.

19 октября 2010
Страница ответа
Добрый день! Нужна ли запятая в предложении: Как умерить аппетиты коммунальщиков и что такое «мёртвые души по-воронежски»? Это сложносочиненное предложение. Есть две грамматические основы. В первом предложении: умерить аппетиты. Во втором неполная - души. Запятую не ставим, потому что это два вопросительных предложения, соединённых сочинительным союзом "и". Вот выдержка из правила: Запятая перед союзами а, да (в значении "и"), или, либо в сложносочиненном предложении не ставится: 1. если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член (В такую бурю волк не рыщет и медведь не вылезает из берлоги); 2. если части сложносочиненного предложения имеют общее придаточное предложение (Когда началась гроза, игра прекратилась и дети бросились бежать домой); 3. между двумя назывными предложениями (Прогулка в лесу и катанье на лодках); 4. между двумя вопросительными предложениями (Который теперь час и сколько времени осталось до отхода поезда?). Верна ли моя логика?

Все верно, запятая не требуется именно по этой причине.

19 марта 2017
Страница ответа

Журнал

Простая железнодорожница, неоднозначная машинистка, обидная директриса: чем нас могут удивить феминитивы

Некоторые феминитивы не вызывают у говорящих никаких возражений, а другие образуются с трудом или раздражают. При этом наши представления о том, когда появились в русском языке профессиональные обозначения для женщин и для каких занятий они использовались, часто не соответствуют реальности. Лингвист Ирина Фуфаева разбиралась в языковой судьбе слов — возмутителей спокойствия.

...Некоторые феминитивы не вызывают у говорящих никаких...

...архетипичный машинист в нашем представлении водит поезда...

...ново и обозначение тем же феминитивом водительницы поезда...

Популяризация лингвистических знаний в средствах массовой информации

Лингвистика, как и почти всякая другая наука, существует не только в себе и для себя: она призвана распространять достигнутые ею результаты вовне — в среду неспециалистов, которые заняты иными, далекими от науки делами: варят сталь, водят поезда, пашут землю... Многим из них, однако, небезразличны судьбы родного языка и особенности языковой жизни общества. Информация же об этом в доступных средствах информации весьма случайна и скудна.

...Лингвистика, как и почти всякая другая наука, существует...

...Лишь время от времени мы можем прочитать в газете или...

Последний или крайний? Садитесь или присаживайтесь?

В справочную службу Грамоты пишет недоумевающий пользователь: «...Меня резко поправили, когда я спросила „кто последний“ (в очереди), сказали, что в русском языке так говорить не принято, а нужно „кто крайний“». На самом деле все как раз наоборот. Неправильно спрашивать в очереди «кто крайний» и не стоит, предлагая гостю сесть, говорить «присаживайтесь» (грамотно «садитесь»).

...В справочную службу Грамоты пишет недоумевающий...

...сейчас же потребуют разъяснить: от начала или от конца поезда...

Вариантность в языке — это нормально

С наличием в языке вариантов связано сразу несколько распространенных заблуждений. Считается, что в литературном языке не должно быть двух правильных вариантов одного и того же слова; наличие вариантов в словарях свидетельствует только о том, что лингвисты не могут договориться между собой; варианты в словарях — примета нашего времени, в изданиях прежних лет варианты не допускались. На самом деле вариантность — непременный атрибут литературного языка, а фиксация вариантов в словарях — неотъемлемая часть работы лингвистов-кодификаторов.

...С наличием в языке вариантов связано сразу несколько...

...дальний, у́дить → уди́ть, по́езды → поезда́...

Развитие речи как цель и как содержание школьного предмета «Русский язык»

Какие аспекты знаний о языке и связанные с ними типы умений позволяют наиболее успешно решать коммуникативные задачи? Игорь Григорьевич Милославский считает, что это умение выделять семантические компоненты в значении слова, опознавать субъективное мнение и оценку,  различать гипонимы и гиперонимы, использовать морфологические характеристики для решения содержательных задач.

...Какие аспекты знаний о языке и связанные с ними типы...

...щетки, ехать на поезде или поездом, но не с помощью поезда...

1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2025 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше