Ответы справочной службы
Запятая не нужна.
За что — это союзное слово (с предлогом). В данном случае оно служит средством связи частей сложноподчиненного предложения особого типа. Вот что говорится о них в справочнике Е. И. Литневской: «В русском языке представлен еще один тип придаточных предложений, не нашедший отражения ни в одном из учебных комплексов. Это придаточные присоединительные. Их особенность заключается в том, что они не эквивалентны ни одному из членов предложения, к ним не может быть поставлен вопрос от главной части, что является причиной их выделения в отдельную группу».
Местоимение что, в том числе с предлогом за, в разных контекстах может быть вопросительным (За что его наказали?) или относительным, то есть союзным словом (Я не понял, за что его наказали — придаточное изъяснительное).
Это сложноподчиненное предложение, и указанная запятая необходима: она отделяет придаточную часть от главной.
Фраза с таким порядком слов трудна для восприятия, рекомендуется ее перестроить, например: Ниже рассказываем за что; За что? Рассказываем ниже.
Да, нужна еще одна запятая — перед деепричастием: Она удивилась, возмутилась, не поняв: за что?
Если смысл высказывания в том, чтобы указать, кто за что отвечает, то корректно: Ответственное лицо по закрытию документации в системе SAP — Солопова Татьяна, ответственный за выполнение по проведению ЭПБ подъемных сооружений — Мельников Константин.
Полагаем, предложенный Вами вариант корректен.
Это сложноподчиненное предложение, в котором придаточная часть состоит из одного союзного слова (за что), запятая в таких случаях не ставится: Не хочешь прочитать за что?
Прилагательное жестокий имеет форму простой сравнительной степени. Например: Хорошо, “нехорошее”, но разве не жесточе и не циничнее убивать ни за что? [Сергей Носов. Грачи улетели (2005)]; Все-таки нету твари жесточе. Не людская бы злость да жадность — жить бы можно было [Вс. М. Гаршин. Сигнал (1887)].
Прилагательное робкий также имеет форму простой сравнительной степени. Например:
— Разумеется, нет! — сказал Анатоль, тем более смелый, чем робче был Pierre (Л. Н. Толстой).
Однако в «Грамматическом словаре русского языка» А. А. Зализняка в словарной статье для прилагательного робкий отмечается, что образование сравнительной степени для этого прилагательного возможно, но затруднено.
Такую же помету имеет прилагательное колкий. Примеров использования сравнительной степени этого прилагательного в Национальном корпусе русского языка нет. Поэтому можно утверждать, что потенциально возможная форма *кольче в современном русском языке не употребляется.
Указанная часть представляет собой придаточное изъяснительное, зависящее от глагола вспомнить: Время вспомнить, за что себя похвалить. Запятая ставится между частями сложноподчиненного предложения.
Справочники
§ 77. Существуют две разные по значению и употреблению частицы — не и ни. Ср. случаи, когда они выступают под ударением: Он не´ был сегодня в школе. Кто бы он ни´ был, с ним необходимо поговорить. Но в большинстве случаев частицы не и ни безударны и в произношении неразличимы. Для выбора правильного написания надо определить, какая именно частица употреблена в том или ином конкретном случае. Основная функция частицы не — отрицание. Отрицательная частица может ...
...что, низги, ни капельки, ни копейки, ни копья, ни...
...ни телом, ни жарко ни холодно, ни жив ни мёртв, ни за...
...что ни про что, ни кожи ни рожи, ни кола ни двора,...
§ 16. В неполных предложениях на месте пропущенных членов предложения или их частей ставится тире. В частях сложного предложения с параллельной структурой, а также в простом предложении с однородными повторяющимися членами предложения, где пропущенный член восстанавливается из первой части предложения: Вечерело, и тучи не то расходились, не то заходили теперь с трех сторон: слева — почти черная, с голубыми просветами, справа — седая, грохочущая непрерывным грохотом, а с ...
...«что — где», «что — за...
...что» и др.: Учителя — школьникам; Журналисты...
Вопрос Как правильно: профилактика от заболеваний или профилактика заболеваний? Профилактика – совокупность мероприятий, направленных на укрепление нормального состояния, порядка. В самом значении этого слова заключен смысловой компонент «предупреждение»: предупреждение заболеваний, предупреждение преступности. Ср. разговорное для профилактики (Почему ты его ругаешь? – Для профилактики, то есть чтобы не было за что ругать). Ср.
...ndash; Для профилактики, то есть чтобы не было за...
...что ругать)....
К ПРИМЕРУ (СКАЗАТЬ), вводное сочетание Подробно о пунктуации при вводных словах и сочетаниях см. в Прил. 2. Вот, к примеру, идешь ты в бой и думаешь: «Иду я за родную землю». Так вот ты и скажи: за что же ты идешь? К. Паустовский, Бакенщик. Если, к примеру сказать, ветра не будет, то завтра большая жара прибежит. В. Липатов, Деревенский детектив.
...Так вот ты и скажи: за что же ты идешь? К....
И НЕ ГОВОРИ(ТЕ), частица Выражает полное согласие со словами собеседника. Обособляется или оформляется как отдельное предложение-реплика. При усилении эмоциональности используется восклицательный знак. И не говори, всякий издевался бы над нашей сестрой... Д. Мамин-Сибиряк, Крупитчатая. «А кто же управляться будет, а страховку кто будет делать, а жалованье платить?» – «И не говори!..» А. Серафимович, Бомбы. ! Не смешивать с ...
...Этого ни за что не будет, чтоб я без тебя осталась....
БЕЗ (ВСЯКОГО) СОМНЕНИЯ, вводное слово Подробно о пунктуации при вводных словах и сочетаниях см. в Прил. 2. И улыбка, без сомнения, // Вдруг коснется ваших глаз... В. Лившиц, В. Коростылев, Песенка о хорошем настроении. Победы, одержанные им над Экселенцем, были настолько велики и очевидны, что он, без сомнения, мог позволить себе быть великодушным. А. и Б. Стругацкие, Жук в муравейнике. И если бы не внезапное появление поручика Пирогова, то, без всякого ...
..., без всякого сомнения, Гофман отрезал бы ни за...
...что ни про что Шиллеру нос… Н....
§ 48. Следует различать правописание неударяемых частиц не и ни. Частицы эти различаются по значению и употреблению. 1. Частица не употребляется для отрицания, например: Не я говорил об этом. Я не говорил об этом. Я говорил не об этом. Необходимо обратить внимание на отдельные случаи употребления этой частицы: а) При наличии отрицательной частицы не и в первой, и во второй части составного глагольного сказуемого предложение получает ...
...nbsp;остался ни при чем, остался ни с чем, пропал ни за...
...что....
§ 88. Не пишется слитно: 1. Во всех случаях, когда без отрицательной частицы не слово не употребляется, например: невежда, неизбежный, несчастный, негодовать, нездоровиться, несдобровать, недостает (в значении «недостаточно»), неможется, нельзя, неужто, нестерпимый, непоколебимый, невредимый. 2. С существительными, если отрицание придает слову новое, противоположное значение, например: неприятель, несчастье, если отрицание придает слову, не имеющему этой частицы, значение ...
...но: не у кого, не к чему, не с кем, не за чем, не за...
...что)....
(А) ВДРУГ, наречие и частица 1. Наречие. То же, что «внезапно, неожиданно». Не требует постановки знаков препинания. Вдруг в то ущелье, где Уж свернулся, пал с неба Сокол с разбитой грудью. М. Горький, Песня о Соколе. Я на эти иконы плевал, // Чтил я грубость и крик в повесе, // А теперь вдруг растут слова // Самых нежных и кротких песен. С. Есенин, Ты такая ж простая, как все... Счастье вдруг в тишине // Постучало в двери.
...которых, возможно, выпустили из полиции, потому что за...
...что же их там держать?...
ВДРУГ, наречие и частица 1. Наречие. То же, что «внезапно, неожиданно». Не требует постановки знаков препинания. Вдруг в то ущелье, где Уж свернулся, пал с неба Сокол с разбитой грудью. М. Горький, Песня о Соколе. Я на эти иконы плевал, // Чтил я грубость и крик в повесе, // А теперь вдруг растут слова // Самых нежных и кротких песен. С. Есенин, Ты такая ж простая, как все... Счастье вдруг в тишине // Постучало в двери. Л.
...которых, возможно, выпустили из полиции, потому что за...
...что же их там держать?...
Журнал
Откуда у слов «липа» и «липовый» появилось значение «нечто фиктивное, подложное»? Отвечает журнал «Наука и жизнь».
...Откуда у слов «липа» и «липовый»...
...Негативная коннотация у слов липа и липовый связана...
В одном из недавно опубликованных словарей — Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Т. Ф. Ефремовой — письмо трактуется как «бумага с написанным на ней текстом, посылаемая кому-либо с целью сообщения о чем-либо, изложения своих мыслей, выражения чувств». Как специфическая разновидность письменного текста сегодня письмо переживает в интернете свое второе рождение.
...В одном из недавно опубликованных словарей —...
...беседой с авторами писем и почерпнуть из них все то, за...
...что мы так ценим эпистолярное наследие....
Полчаса на редактуру мало, редактирование — медленный процесс. Но скорость жизни в последнее десятилетие повысилась, а количество текстов увеличилось. Типичный редакторский кошмар: «У меня всего полчаса на этот текст». Наш чек-лист поможет сосредоточиться, когда приближается дедлайн, а вы не знаете, за что хвататься.
...Наш чек-лист поможет сосредоточиться, когда приближается дедлайн, а вы не знаете, за что хвататься....
...За что он несет ответственность в любом случае, что...
Одной из любопытных особенностей современных СМИ является широкое использование устаревшей лексики, что обусловлено социокультурными и политическими переменами, происходящими в нашем обществе. Новая социокультурная ориентация проявляется, в частности, в том, что новые явления и предметы общественной жизни получают названия, существовавшие в дореволюционной политической лексике: Дума, губернатор, суд присяжных и другие.
...Одной из любопытных особенностей современных СМИ является...
...лидера ОВР, следуя примеру почтительного сына Сима, ни за...
...что не позволил бы себе открывать наготу политического...
По случаю обновления Грамоты мы решили напомнить нашим читателям, как появился этот интернет-ресурс, как он развивался и в чем всегда оставался верен себе. Об основных вехах долгой истории Грамоты расскажет свидетель и один из главных участников событий, научный сотрудник Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, многолетний главный редактор, а ныне научный руководитель Грамоты Владимир Маркович Пахомов.
...По случаю обновления Грамоты мы решили напомнить нашим...
...проведении игрового фестиваля «Цифровой мир», за...
...что получили благодарность Московской городской думы...
Ной Вебстер родился 16 октября 1758 года и прожил 84 года. За это время он успел организовать несколько школ и реформировать систему образования, затронуть в своей публицистике множество актуальных социальных и научных вопросов, внести заметный вклад в политическую жизнь Америки и остаться в истории двумя уникальными печатными трудами: «Пособием по американскому правописанию» и «Американским словарем английского языка».
...Ной Вебстер родился 16 октября 1758 года и прожил 84...
...вводил в словарь просторечные слова и выражения, за...
...что критики упрекали его в вульгаризации языка....
«Грамота.ру» продолжает публикацию материалов из архива журнала «Русский язык в школе». Предлагаем вашему вниманию ответы редакции журнала на вопросы учителей русского языка. Эти ответы были опубликованы почти 80 лет назад, в № 4 за 1937 год, но будут интересны и современному читателю. В тексте сохранены особенности орфографии и пунктуации тех лет.
...«Грамота.ру» продолжает публикацию материалов...
...предицирующей частью сказуемого, например: бранить его не за...
...что, делать тебе нечего, хлопотать мне больше не о...
Пушкин — наше всё, солнце русской поэзии и символ русской культуры, создатель современного русского литературного языка… Но в чем именно состояла его роль? Что он изменил в языке, что привнес нового, а что отверг, как повлиял на литературные вкусы и языковые нормы, что думал о заимствованиях и просторечии? Пушкинский день располагает к тому, чтобы подумать об этом.
...Пушкин — наше всё, солнце русской поэзии и символ...
...Сегодня мы уже не помним, за что современники критиковали...
Мы все знаем, что современный русский литературный язык начался с Пушкина. А что можно сказать о том русском языке, на котором говорили в XVIII веке, в частности, во времена Екатерины II? Какие в нем действовали нормы, какие новые слова в нем появились, чем различались устная речь и письменная? Чем отличалась русская грамматика XVIII века от современной? Обо всем этом Грамота расспросила филолога, специалиста по истории русского языка Екатерину Кислову.
...Мы все знаем, что современный русский литературный...
...» все слова были написаны русскими буквами, за...
...что Екатерину упрекали в Европе....
Филолог и педагог Сергей Волков умеет увлечь школьников русским языком. Для этого у него есть разные способы: показать стройность и красоту языка как системы, разъять слова на морфемы и фонемы, обсудить заслуги Гнедича и соответствие Зевса современным представлениям о «сигме». Как еще можно объяснить детям, что язык — тонкий и совершенный инструмент, владение которым делает жизнь лучше? В этом интервью Грамота получила ответы на многие вопросы.
...Филолог и педагог Сергей Волков умеет увлечь школьников...
...За что такая честь, что он такого сделал?...