Подсказки для поиска
Новогодняя игра: Грамота предсказывает будущее. Хочу погадать!
Хочу погадать!
Точное соответствие
Найдено еще 326 результатов

Словари

Глагол, несовершенный вид, переходный
изъявительное наклонение настоящее время 2 лицо ед. числоде́лаешь
Все формы слова
1.
Создавать, изготовлять, производить что-либо.
2.
Заниматься чем-либо, работать, проявлять какую-либо деятельность; совершать, выполнять, производить что-либо.
Всё об этом слове
Глагол, совершенный вид, переходный
1.
(что во что) разговорное
Вставить внутрь, закрепив.
Всё об этом слове
Метасловарь
делать

ДЕ́ЛАТЬ, де́лаю, де́лает \\ в формах с сочетанием ющ: де́лающий... – де́ла[йу]щий и де́ла[и]щий; в формах с сочетанием нн: де́ланный... – де́ла[н]ый.

делать

ДЕ́ЛА|ТЬ, -ю, -ет, -ют, прич. страд. прош. де́ланн|ый, несов., V а; сде́ла|ть, -ю, -ет, -ют, сов., V а; перех.

1.0. Трудом вызывать существование какого-л. предмета, каких-л. предметов.   Син. изготовля́ть / изгота́вливать, производи́ть, выраба́тывать.

Делать стол (полку, мебель, станки, машины …). Делать что-л. сыну (школе …). Делать что-л. для сестры (для школы …). Делать что-л. из металла (из дерева, из ткани, из куска чего-л. …). Делать что-л. вместе с братом … Делать что-л. по просьбе матери (по

делать
ДЕ́ЛАТЬ, -аю, -аешь; де́ланный; -лан, -а, -о; нсв. (св. сде́лать). что. 1. Создавать, изготовлять, производить что-л. Д. станки. Д. мебель. Д. ткани. Д. фарфор. 2. Заниматься чем-л., работать, проявлять какую-л. деятельность; совершать, выполнять, производить что-л. Ничего не д. Д. большое дело (заниматься чем-л. важным, значительным). Что д.? (как быть, как поступить). Всё приходится д. самому. Д. опыты. Здесь мне больше нечего д. Д. сто оборотов в минуту. Д. выбор (выбирать). Д. выговор (выговари
делать

ДЕ́ЛАТЬ, несов. (сов. сде́лать), кого-что кем-чем (каким), кого-что из кого-чего. Изменять (изменить) состояние, статус, положение, качество кого, чего-л., делая кем, чем-л. (какимл.) другим [impf. (in this sense) to make, cause to become different, change (one’s state, condition, etc.); to alter, modify]. Антон обиделся: "Не делай из меня дурака, я прекрасно понимаю, что говорю". В последнюю неделю в семье случилось такое событие, которое сделало субботу роковым днем.

делать

ДЕ́ЛАТЬ, несов. (сов. сде́лать), что и без доп. Поступать, действовать каким-л. образом, совершая какие-л. поступки; cин. совершать [impf. to do, act]. После очередной неудачи с проектом молодой инженер совсем растерялся и не знал, что ему теперь делать. Муж не обиделся, не упрекнул Лену, а сделал все так, чтобы ей было хорошо и спокойно.

Ответы справочной службы

Он чувствовал, что нужно что-нибудь сказать. Вроде "забудь всё, что здесь происходило", "никому не рассказывай" или "спасибо за всё, что ты для меня делаешь". Слова в кавычках нужно начинать со строчной или прописной? Спасибо!

Следует писать с большой: Он чувствовал, что нужно что-нибудь сказать. Вроде «Забудь всё, что здесь происходило», «Никому не рассказывай» или «Спасибо за всё, что ты для меня делаешь». 

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, верна ли пунктуация в данных предложениях? "Так как у каждой фотографии есть автор, и найти его, чтобы очистить права не так просто, особенно если ты делаешь фильм за свой счёт, пришлось искать художника, который сможет это всё нарисовать. К счастью, я нашёл художника. Конечно, хотелось бы и дальше использовать рисунки в работе, и ещё, может быть, сделать их анимацию чуть более изощрённой."

Возможен такой вариант пунктуации: Так как у каждой фотографии есть автор и найти его, чтобы очистить права, не так просто, особенно если ты делаешь фильм за свой счёт, пришлось искать художника, который сможет это всё нарисовать. К счастью, я нашёл художника. Конечно, хотелось бы и дальше использовать рисунки в работе, и ещё, может быть, сделать их анимацию чуть более изощрённой.

24 июля 2021
Страница ответа
1) Как правильно: (со временем ты) (что делаешь?) научиваешься или научаешься? 2) Как образовать прилагательное от "полпятого"? "Полпяточный"? "Полпятошний"? 3) Если "что за" - это частица (т.е. одно слово, грубо говоря), можно ли её дробить? (напр., "что ещё за...") 4) Бессоюзное сложное: [основа 1]: [основа 2 со значением причины] ? [основа 3] Какой знак следует поставить на место вопроса? Если просто поставить запятую, то визуально предложение будет поделено на 2 части: событие, а всё, что после двоеточия - причина. Но основа 3 - не является причиной основы 1! Как отделить основу 3 от причины? Корректно ли в данном случае поступать также, как в случае предложений с перечислением ("Всё: и деревья, и пруд, и люди - пахло весной"), и поставить тире?

1. Верно: ты научаешься. 2. Такое прилагательное не образуется. 3. Выражение что еще за корректно и употребляется. 4. Ответить на вопрос, опираясь только на предложенную схему, сложно. Возможно, перед третьей частью бессоюзного предложения следует поставить точку с запятой.

17 января 2016
Страница ответа
Здравствуйте. Верна ли пунктуация? "Это не когда тебя распирает от желания куда-то бежать и что-то делать, а когда ты ни в чем не сомневаешься, без лишних действий делаешь то, что нужно делать и так хорошо, насколько можешь."

Нужна запятая перед словами и так хорошо.

Обратите внимание, что в предложении несколько повторов (действий, делаешь, делать). Рекомендуем перестроить предложение, чтобы их избежать.

27 октября 2017
Страница ответа
— Что ты делаешь? — слышится голос из кустов, и возникает лицо соседского мальчика. Нужна ли здесь запятая, если член «из кустов» относится к обеим частям сложного предложения? Имеет ли значение, что этот член стоит не в начале предложения?

Запятая нужна. Судя по расположению, слова из кустов относятся только к первой части сложного предложения.

25 апреля 2017
Страница ответа

Журнал

Как работает редактор в медиа? Избегает прилагательных и делает глагол главным

У редакторов, которые работают в печатных и электронных медиа, часто нет ни журналистского, ни редакторского образования, но это не мешает им быть настоящими профессионалами. Заместитель главного редактора портала «Такие дела» Инна Кравченко рассказала Грамоте, что работать с фактурой, внимательно относиться к деталям и думать про драматургию текста она научилась на телевидении и в бизнес-изданиях, а еще в ГИТИСе и на сценарных курсах.

...У редакторов, которые работают в печатных и электронных...

...Он сказал: «Слушай, как ты это делаешь?...

В научном сообществе исследование обсценных слов находится под запретом

Ведущий подкаста «Сложное предложение» лингвист Игорь Исаев пригласил авторов книги «Запретные слова», докторов филологических наук Анатолия Баранова и Дмитрия Добровольского поговорить о русском мате: его изучении, его уместности и его табуированности. Грамота изложила близко к тексту фрагменты этого разговора.  

...Ведущий подкаста «Сложное предложение»...

...Ни про свой родной язык, ни тем более если ты делаешь...

Неличные предложения: кто отвечает за действие без деятеля?

Мы привыкли, что в русском предложении есть два главных члена — подлежащее и сказуемое. Но помимо двусоставных предложений существуют также односоставные, с одним главным членом. Односоставное предложение с подлежащим известно как назывное, а среди односоставных предложений со сказуемым выделяют несколько типов: неопределенно-личные, обобщенно-личные и безличные предложения. Как они функционируют в русском языке?

...Мы привыкли, что в русском предложении есть два...

...контекста): например, надо, значит, [ты] берешь и делаешь...

Что нейросети умеют делать с текстами и чем предстоит заняться человеку

Нейросети уже неплохо справляются с анализом и порождением текстов, они умеют многое из того, что раньше делали только люди. Какие возможности это дает? Участники круглого стола «Ай да AI. Нейросети и создание текстов: проблемы и перспективы генеративных моделей» обсудили, чем ИИ может помочь в научной работе и какие навыки понадобятся людям в цифровую эпоху. Грамота записала самое главное. 

...Нейросети уже неплохо справляются с анализом и...

...В дискуссии на Костомаровском форуме участвовали руководитель...

Новое понятие в языке поощряет людей делать то, что оно обозначает

Гипотеза лингвистической относительности Сепира и Уорфа говорит о том, что язык не только отражает картину мира говорящих, но и в значительной степени формирует ее, влияя на мышление и поведение людей. Исследователи из Университета Цепеллина (Германия) обнаружили, что конструирование новых слов, связанных с определенными занятиями или образом жизни в целом, побуждает людей больше интересоваться этими явлениями и перенимать их. Например, неологизм ...

...Гипотеза лингвистической относительности Сепира и ...

1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2025 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше