Подсказки для поиска
Точное соответствие
Найдено еще 13 520 результатов

Словари

Существительное, женский род, 3-е склонение
1.
Способность запоминать, сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления.
Запас хранимых в сознании впечатлений.
2.
Воспоминание о ком-, чём-либо.
(чья) Воспоминание об умершем. О том, что (кто) является напоминанием о ком-либо, о каком-либо событии, происшествии и т.п.
Всё об этом слове
Глагол, несовершенный вид, переходный
1.
Соединять металлические части чего-либо при помощи расплавленного металла (припоя).
2.
Расплавлять какое-либо вещество для изготовления чего-либо.
Всё об этом слове
Существительное, женский род, 3-е склонение
1.
Нажимая, смять; нажимая, вдавить во что-либо.
2.
Прекратить, пресечь что-либо, умышленно не дать ходу.
Всё об этом слове
Метасловарь
память

па́мять, -и; но: Кни́га Па́мяти (со списками жертв войн, репрессий)

Ответы справочной службы

Добрый вечер! Верно ли выражение "в память участников". С уважением

Грамматически правильно: в память кого? – участников (воспоминание о ком-либо), в память о ком? – об участниках (напоминание о ком-либо).

1 октября 2024
Страница ответа
Уважаемая gramota.ru! В г. Ейске Краснодарского края есть памятник детям, убитым фашистами в 1942 году. На памятнике надпись: "В память детям, зверски замученным фашистами 9-10 октября 1942 года". По-моему правильней было бы написать: "В память детей, зверски замученных...". Помогите разобраться.

Грамматически правильно: в память кого?детей (воспоминание о ком-либо), в память о ком? о детях (напоминание о ком-либо).

27 апреля 2017
Страница ответа
Здравствуйте. В саду Эрмитаж у театра Новая Опера установлена памятная табличка основателю театра Евгению Колобову, на которой написано:"Дерево посажено в память (О) Евгени(И) Колобове". Правильно ли это. Я имею в виду 2 потенциальные ошибки.
Возможны два варианта: в память Евгения Колобова и в память о Евгении Колобове.
25 августа 2006
Страница ответа
Подскажите, пожалуйста, какой из вариантов текста мемориальной доски предпочтительнее (интересует падеж): 1. Улица Сталинградской битвы названа в память о сражении в Великой Отечественной войне под Сталинградом 1942–1945 2. Улица Сталинградской битвы названа в память о сражении Великой Отечественной войны под Сталинградом 1942–1945?

Корректно: Улица Сталинградской Битвы названа в память о сражении под Сталинградом в Великой Отечественной войне (1941–1945). 

22 января 2025
Страница ответа
Подскажите, пожалуйста, с какими знаками препинания пишутся сл. предложения: Все что есть благодаря тебе. Все что будет в память о тебе.

Корректная пунктуация: Все, что есть, – благодаря тебе. Все, что будет, – в память о тебе.

Раритет принес туапсинец, в память об отце, советском моряке. Которому подарили этот платок во Франции, в Лионе. 1. Нужна запятая после слова "туапсинец"? 2. Предложение не должно начинаться со слова "который". Напомните, пожалуйста, название данной ошибки. Благодарствуйте🌹

1. После слова туапсинец перед обстоятельством в память об отце запятая не требуется. Если у автора есть намерение сделать это обстоятельство разъясняющим добавочным сообщением, акцентировов слово туапсинец, можно использовать тиреРаритет принес туапсинец — в память об отце, советском моряке. 2. С союзного слова который начинается определительная придаточная часть сложноподчиненного предложения; в данном случае эта часть относится к существительному моряк. В принципе главную и придаточную часть можно разделить точкой, то есть использовать парцелляцию как особый художественный прием, однако далеко не всегда это уместно.

18 декабря 2024
Страница ответа
Как правильно построить фразу: "в знак памяти О павших воинах" или "в знак памяти павших воинов"?
Лучше: в память о павших воинах.
Здравствуйте! Cкажите, пожалуйста, существует на русском языке словосочетание памятное дерево? В случае, что существует - что оно обозначает? Спаснбо вам большое Петра
Такого устойчивого сочетания (как, например, мемориальная доска) нет, однако сочетание памятное дерево сейчас употребляется в значении 'дерево, посаженное в память о ком-либо, чём-либо'.
7 марта 2007
Страница ответа
Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, что означает слово Возноименование. Заранее благодарен.

Такого слова не существует. Есть сочетание в ознаменование чего-либо – то же, что «в честь, в память чего-либо» (ознаменование – от глагола ознаменовать).

8 октября 2013
Страница ответа
Скажите, пожалуйста, ПОТЁМКИНСКАЯ ЛЕСТНИЦА, ПОТЁМКИНСКИЕ ДЕРЕВНИ - это всё связано с одним и тем же человеком? Спасибо.

В принципе, да. Потемкинская лестница получила свое название опосредованно - в память о событиях 1905 года и о фильме Сергея Эйзенштейна «Броненосец "Потемкин"».

25 декабря 2009
Страница ответа

Справочники

Мемориал

Вопрос Как правильно: мемориал кому или кого? Слово мемориал имеет два значения: архитектурное сооружение, мемориальный комплекс, ансамбль: Аксаковский мемориал, воздвигнуть мемориал, мемориал в честь героев войны. В этом значении слово мемориал употребляется, как слово памятник: мемориал героям, мемориал победителям. спортивное соревнование в память выдающихся спортсменов. В этом значении слово мемориал управляет род. п.: 

...спортивное соревнование в память выдающихся спортсменов...

До положения риз

До положения риз (шутл.) – до крайней степени опьянения, до невменяемости (напиться, напоить). Ризы –слово старославянского языка, означавшее 'одежда'. Существует несколько версий происхождения  фразеологизма. По наиболее распространенной, оборот восходит к библейскому рассказу о Ное, который, опьянев, обнажился (снял и положил свои ризы). Таким образом, буквальное значение оборота – «напиться до того, что снять свои одежды».

...праздника «положения риз»: один – в...

...память того, что в Успенский собор в Москве были положены...

Монумент

Вопрос Как правильно: монумент кому или кого? Управление слова монумент зависит от значения этого слова. Монумент кому  – скульптурное сооружение значительных размеров в честь какого-нибудь выдающегося лица: монумент великому писателю; Монумент чему  – архитектурное сооружение значительных сооружений в память какого-нибудь знаменательного события: монумент победе; Монумент чей – при указании на имя ...

...;архитектурное сооружение значительных сооружений в...

...память какого-нибудь знаменательного события:&...

Названия орденов, медалей, наград, знаков отличия

§ 197. Названия орденов, медалей, наград, знаков отличия, не сочетающиеся синтаксически с родовым наименованием, заключаются в кавычки, и в них пишутся с прописной буквы первое слово и собственные имена, напр.: орден «Мать-героиня», орден «За заслуги перед Отечеством», медаль «Ветеран труда», медаль «В память 850-летия Москвы», знак «Маршальская звезда», знак «Отличник народного просвещения», премия «Золотая ...

...медаль «Ветеран труда», медаль «В...

...память 850-летия Москвы», знак «Маршальская...

Пасха

Слово Пасха пришло из греческого языка, в котором, в свою очередь, было заимствованием из арамейского. Арамейский – это близкий к древнееврейскому язык, на котором говорили в Иудее в I в. н. э. Интересно, что в русском православном календаре Пасха – единственный двунадесятый праздник, для которого используется заимствованное название. Но Пасха имеет и русское название – Светлое Христово Воскресение. Пасха – первоначально иудейский праздник; казнь и ...

...Иудейская Пасха была установлена в память об исходе...

Памятник

Вопрос Как правильно: памятник кому-чему или кого-чего? Управление слова памятник зависит от значения, в котором употреблено само это слово: Дат. п.: памятник кому  – памятник в значении «скульптурное сооружение в честь какого-нибудь лица, лиц»: памятник Пушкину; памятник жертвам фашизма; Дат. п.: памятник чему  – памятник в значении «архитектурное сооружение в память ...

...памятник в значении «архитектурное сооружение в...

...память какого-нибудь события»: памятник...

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

§ 127. Между частями бессоюзного сложного предложения при перечислении ставится запятая: Океан с гулом ходил за стеной черными горами, вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, пароход весь дрожал (Бун.); Темнело, подмораживало, в кухню подавали воду. Приходили дети, на них шикали (Б. Паст.); С детства тянуло далекое и неведомое, всегда хотелось куда-то и на чем-нибудь уехать (Чив.); С неделю тянул ветер, теплело, отходила земля, ярко доцветала в степи поздняя лунистая зеленка (Шол.);

....); Дни мои всё более переливаются в память....

Прописные буквы

§ 92. С прописной буквы пишется первое слово текста, а также первое слово после точки, многоточия, вопросительного и восклицательного знаков, заканчивающих предложение. Примечание 1. Обычно пишется с прописной буквы первое слово каждой строки в стихотворениях независимо от наличия или отсутствия знака препинания в конце предшествующей строки. Примечание 2. После многоточия, не заканчивающего предложения, а обозначающего перерыв в речи, первое слово пишется со строчной ...

...медаль «Ветеран труда», медаль «В...

...память 850-летия Москвы», знак «Маршальская...

Кавычки

§ 192. Кавычками выделяются цитаты. § 193. Кавычками выделяются: слова, употребляемые не в своем обычном значении; слова, употребляемые иронически; слова, впервые предлагаемые или, наоборот, устарелые и необычные и т. п., например: У нас, как я уже говорил, еще и по сию пору царствует в литературе какое-то жалкое, детское благоговение к авторам: мы в литературе высоко чтим «табель о рангах» и боимся говорить вслух правду о «высоких персонах».

...§ 192. Кавычками выделяются цитаты. §...

II. Запятая между главным и придаточным предложениями

§ 140. Запятая ставится между главным и придаточным предложениями, а если придаточное стоит внутри главного, то оно выделяется запятыми с обеих сторон, например: Дорогою свободной иди, куда влечет тебя свободный ум. Пушкин Ямщики подвязали колокольчики, чтобы звон не привлек внимания сторожей. Пушкин В небольшой комнате, которую занимал Нехлюдов, стоял старый кожаный диван. Л. Толстой В небольших хозяйствах, где косили машинами, хлеб лежал не в копнах, а в кучах. Чехов §

...§ 140. Запятая ставится между главным и придаточным...

Учебник

Тире в неполном предложении

В ряде случаев в неполном предложении требуется тире.

...Тире в неполном предложении...

....Тире ставится: 1) на месте пропущенного члена предложения...

Правописание Ь в глагольных формах

От ошибок в «-тся/-ться» и других глагольных формах филологам нездоровится. Как видишь лишний «ь», так хоть плачь. Чтобы не ошибиться с мягким знаком, нужно верно определить форму глагола.

...От ошибок в «-тся/-ться» и других глагольных формах...

...Правописание Ь в глагольных формах...

....Буква ь пишется в следующих грамматических формах...

Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-

Признаемся: премудростей в этом правиле предостаточно. Не будем преуменьшать его трудность. Или приуменьшать? Чтобы выбрать правильное написание, нужно проанализировать значение приставки.

...Признаемся: премудростей в этом правиле предостаточно...

...Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-...

....Приставка пре- образует слова со значением: высокого...

Нормы постановки знаков препинания в сложносочинённых предложениях

Продолжить изучение стоит правилом:

...Нормы постановки знаков препинания в сложносочинённых...

....Обычно запятая в сложносочинённом предложении разделяет...

Буквы н и нн в отымённых прилагательных и образованных от них наречиях и существительных

Будем откровенными: выбор между н и нн в прилагательных даётся нам особенно сложно. Но если верно определить состав слова, можно избежать странных и многочисленных ошибок. Например, не перепутать зелёную скамейку с зеленно́й лавкой.

...Будем откровенными: выбор между н и нн в прилагательных...

...Буквы н и нн в отымённых прилагательных и образованных...

....В полных отымённых прилагательных пишутся две буквы...

Правописание безударных беглых гласных

Продолжить изучение следует правилом:

...Правописание безударных беглых гласных...

....В ряде корней и суффиксов возникают беглые гласные...

Гласные перед суффиксами глагольных форм прошедшего времени (-л-, -вш-, -нн-, -н-, -в, -вши)

Продолжить изучение стоит этими правилами:

...Гласные перед суффиксами глагольных форм прошедшего...

...Правописание гласных перед суффиксами глагольных форм...

Вводные слова и конструкции

В правиле про вводные слова, возможно, самое главное – отличать вводные слова от невводных. Научиться это делать вполне возможно. Рассказываем как.

...В правиле про вводные слова, возможно, самое главное...

...Вводные слова и конструкции...

....Вводные слова и словосочетания не являются членами...

НЕ с прилагательными

Это несложное правило. Ничуть не сложное. Чтобы выбрать слитное или раздельное написание НЕ, нужно обратить внимание на значение прилагательного и стоящие рядом слова.

...Это несложное правило. Ничуть не сложное. Чтобы выбрать...

...НЕ с прилагательными...

...Не с именами прилагательными пишется раздельно в следующих...

Сложное бессоюзное предложение

Встретилось бессоюзное предложение – готовимся выбирать знак: двоеточие ли нужно поставить, тире, запятую или точку с запятой. Вариантов много; каждый мы разложили по полочкам.

...Встретилось бессоюзное предложение – готовимся выбирать...

...Сложное бессоюзное предложение...

...Запятая.Между частями бессоюзного сложного предложения...

Журнал

Фамилия, имя... матчество?

Вопрос о возможности заменить отчество на матчество в официальных документах вызывает сегодня бурные дискуссии, хотя это явление не так чуждо русской культуре, как может показаться.

...Вопрос о возможности заменить отчество на матчество...

...Мухлынин взял себе матчество в дополнение к отчеству в...

...память о покойной матери Вере и стал Веро-Викторовичем...

22–24 мая в Институте Пушкина пройдет IV Костомаровский форум

22 мая в Институте Пушкина откроется Костомаровский форум. Это одно из самых масштабных ежегодных мероприятий, посвященных русскому языку. Даты его проведения традиционно приурочены к Дню славянской письменности и культуры. В рамках форума запланированы дискуссии, посвященные проблемам русского языка и его роли в общественной жизни России и зарубежных стран, трансформации языка в новых условиях технологического прорыва последних десятилетий.

...22 мая в Институте Пушкина откроется ...

К столетию со дня рождения Александра Александровича Реформатского

Александр Александрович Реформатский вошел в историю отечественной лингвистики прежде всего как автор неоднократно переиздававшегося учебника для филологических вузов «Введение в языковедение». Но ему принадлежит и ряд других трудов, оставивших заметный след в науке о языке. В памяти же современников, его коллег и учеников он остался как необыкновенно колоритная и своеобразная личность, как человек, производивший на собеседников яркое впечатление не только всем своим обликом и манерой поведения, но и своей речью.

...Александр Александрович Реформатский вошел в историю...

...«А ведь так, как говорит Реформатский, не говорит...

Билингвы могут иметь преимущества в работе памяти

Известно, что владение двумя языками на одном уровне нагружает мозг дополнительной работой. Однако это может быть полезно для развития памяти. Ученые проверили эту гипотезу в играх на угадывание слов. В исследовании участвовали испано-англоязычные билингвы и англоязычные монолингвы. Услышав слово, участники должны были найти соответствующую картинку среди множества изображений на экране. При этом у них регистрировались движения глаз с помощью айтрекеров. Авторы выбирали изображения для ...

...Известно, что владение двумя языками на одном уровне...

Исследование: пожилые люди склонны преувеличивать свои речевые проблемы

Пожилые люди часто жалуются на проблемы с памятью, вниманием и восприятием. Такие жалобы могут быть ранним признаком умеренных когнитивных нарушений (усиление которых, по мнению специалистов, в перспективе приводит к деменции). Однако не всегда сам человек адекватно оценивает, насколько нарушена его речь. Ученые из Центра языка и мозга НИУ ВШЭ и Психиатрической клинической больницы № 1 им. Н. А. Алексеева решили опытным путем установить, насколько информативны жалобы на речевую функцию ...

...Пожилые люди часто жалуются на проблемы с памятью,...

Ужели слово найдено?

Самое базовое понятие лингвистики до сих пор не до конца осмыслено и требует дополнительных исследований. Некоторые ответы дает наблюдение за людьми, страдающими афазией, пишет в журнале «Наука и жизнь» доктор филологических наук Владимир Алпатов.

...Самое базовое понятие лингвистики до сих пор не до...

...Различные варианты определения слова, основанные на...

Стартовал XIV Международный Пушкинский конкурс для всех желающих

Международный конкурс «Что в имени тебе моем?..» проводится московским Государственным институтом русского языка им. А. С. Пушкина по семи номинациям. В каждой из номинаций участники должны подготовить и прислать свое произведение, связанное с жизнью и творчеством Пушкина. «Пишем эссе» (участники присылают эссе на одну из трех заданных тем). «Читаем Пушкина» (участники записывают видеоролик с чтением стихов ...

...Международный конкурс «Что в имени тебе...

Как дети учатся читать и что нам говорит об этом наука

О трех важных этапах, которые проходит ребенок, когда он учится читать, рассказывает статья онлайн-журнала «Системный Блокъ».

...О трех важных этапах, которые проходит ребенок, когда...

...На первом этапе необходимо научить детей устанавливать...

«Мама, говори как все!», или Русский язык вне России

— Mama, sprich wie alle! — потребовал пятилетний Марк, сын моей русскоязычной знакомой, вернувшись из детского сада. И перестал разговаривать по-русски. Случай типичный. Ребенок не понимает, зачем ему нужен русский язык. Так возникает первая методическая проблема, с которой сталкивается преподаватель русского языка в диаспоре. Дальше проблемы идут косяком: времени на занятия мало, общение с окружающими ровесниками и взрослыми вытесняет из памяти ребенка язык русскоговорящих родителей.

...— Mama, sprich wie alle! — потребовал...

...Как мы ловили идею, которая носится в воздухе Чтобы...

Миф о врожденной грамотности и правда о тех, кто пишет без ошибок

Врожденная грамотность существует или это миф? Как она проявляется и чем ее можно объяснить? Грамота опросила в соцсетях около 40 человек, которые с детства писали без ошибок. Результаты этого мини-исследования мы обсудили со Светланой Викторовной Друговейко-Должанской — старшим научным сотрудником Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, членом Филологического совета Тотального диктанта и Орфографической комиссии РАН.

...Врожденная грамотность существует или это миф? Как...

...Почему грамотность не может быть врожденной Врожденная...

1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2025 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше