Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Точное соответствие
Найдена еще 51 публикация
Как относиться к русскому мату? Мария Ровинская в подкасте «Кот Шредингера»

Зачем вообще люди ругаются нецензурными словами? Что такое языковые табу? Как возникла и развивалась табуированная лексика в русском языке? Почему люди стали чаще пользоваться эвфемизмами вместо мата и хорошо ли это? Все эти волнующие общество темы лингвист, член Орфографической комиссии РАН, доцент кафедры русского языка Московского архитектурного института и эксперт Грамоты Мария Ровинская обсудила с ведущим подкаста Григорием Тарасевичем.

...О табу и правилах безопасности при использовании сильных...

...Все эти волнующие общество темы лингвист, член Орфографической комиссии РАН, доцент кафедры русского языка Московского архитектурного института и эксперт Грамоты Мария Ровинская обсудила с ведущим подкаста Григорием Тарасевичем....

...Это как раз та ситуация, для которой в русском языке и существуют обсценные слова, считает Мария Ровинская....

... Обсценная (ненормативная) лексика существует в языке для выражения очень сильных эмоций, объясняет Мария Ровинская....

...Мария Ровинская делает замечания подросткам, если слышит бранную речь на улице, и обычно они с пониманием относятся к тому, что окружающим эти слова слышать неприятно....

...Мария Ровинская в подкасте «Кот Шредингера»...

Мария Лебедева: «Русский язык снова помогает африканским студентам строить карьеру»

В Тунисе завершился Международный форум Terra Rusistica для преподавателей русского языка стран Северной Африки и Ближнего Востока. Своими впечатлениями от участия в форуме поделилась руководитель образовательного направления Грамоты Мария Лебедева.

...Руководитель образовательного направления Грамоты рассказала...

...Своими впечатлениями от участия в форуме поделилась руководитель образовательного направления Грамоты Мария Лебедева....

...  Мария Лебедева В Высшем институте языков Карфагенского университета в Тунисе русский язык преподается не просто как предмет, а как специальность «русская филология»....

...Мария Лебедева: «Русский язык снова помогает африканским студентам строить карьеру»...

Диминутивы помогают ребенку усваивать язык

Дети очень быстро начинают говорить на родном языке, при этом речь взрослых, обращенная к детям, часто бывает обеднена и упрощена. Исследователи обратили внимание на это противоречие и попробовали его объяснить. О том, что помогает ребенку понять устройство языка, доктор филологических наук, заведующая отделом теории грамматики ИЛИ РАН Мария Дмитриевна Воейкова рассказала в докладе «Вспомогательные механизмы языка и их роль в усвоении языка ребенком».

...Мария Дмитриевна Воейкова о вспомогательных механизмах в «языке нянь»...

...О том, что помогает ребенку понять устройство языка, доктор филологических наук, заведующая отделом теории грамматики ИЛИ РАН Мария Дмитриевна Воейкова рассказала в докладе «Вспомогательные механизмы языка и их роль в усвоении языка ребенком»....

...Среди наиболее вероятных кандидатов на эту роль в русском Мария Воейкова называет диминутивы (слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами), которые позволяют избавиться от непродуктивного третьего склонения (мышь — мышка; вермишель — вермишелька), приводя существительные...

...Диминутивы помогают ребенку усваивать язык...

Билингвальному ребенку нужно создать в школе правильную среду, чтобы двуязычие стало его преимуществом

Круглый стол, организованный Федеральным институтом родных языков народов РФ, прошел 4 апреля в ЦВК «Экспоцентр» и на онлайн-платформе «ММСО.Коннект». В нем участвовала  Мария Лебедева — заведующая лабораторией когнитивных и лингвистических исследований Института Пушкина, а также руководитель образовательного направления Грамоты. Она рассказала о преимуществах билингвизма и о том, как можно ...

...Об этом Мария Лебедева говорила в ходе дискуссии «Родные языки в современном образовательном пространстве»...

...Мария Лебедева обратила внимание на ситуацию, когда билингвального ребенка, который пришел в русскоязычную школу, оценивают так же, как ребенка монолингвального....

...В нем участвовала  Мария Лебедева — заведующая лабораторией когнитивных и лингвистических исследований Института Пушкина, а также руководитель образовательного направления Грамоты....

...«Такой ребенок может многому научить своих монолингвальных одноклассников, — считает Мария Лебедева. — Например, рассказав о своем пути, составив вместе с другими детьми словарик, решая лингвистические задачки вместе....

...«Очень легко ребенок, у которого все в порядке с речевым и когнитивным развитием, просто на основании того, что у него русский язык является вторым языком, направляется в коррекционный класс и группу, — отметила Мария Лебедева....

...Выход Мария Лебедева видит в том, чтобы работать с педагогическим сообществом, объяснять, что язык семьи и язык школы могут быть разными, однако школа должна оказывать дополнительную поддержку, чтобы формировать компетенции на русском языке, но ни в коем случае...

...Билингвальному ребенку нужно создать в школе правильную...

4 апреля на ММСО состоится круглый стол «Родные языки в современном образовательном пространстве»

Круглый стол начнется в 11 часов и пройдет в смешанном формате. Эксперты обсудят региональные практики мотивационного обучения родным языкам, варианты решения задач билингвального образования в условиях цифровизации, методическое взаимодействие в области изучения родных языков народов России. Выступление кандидата филологических наук, заведующей лабораторией когнитивных и лингвистических исследований Института Пушкина и руководителя образовательного ...

...На нем выступит руководитель образовательного направления Грамоты Мария Лебедева...

... Мария Лебедева предлагает обсудить, как можно смотреть на родной язык как на преимущество и использовать его в образовании....

...4 апреля на ММСО состоится круглый стол «Родные языки...

Мария Каленчук: «Нормативные рекомендации должны опираться на речевую практику образованных людей»

Большую часть своей жизни в науке я занималась теоретической фонетикой и фонологией, развивая идеи Московской фонологической школы. Но в последние годы я увлеклась проблемами кодификации произносительных норм. И есть один аспект, связанный с произносительными рекомендациями в орфоэпических словарях, который меня и тревожит, и раздражает, — это отсутствие данных о процедуре принятия кодификационных решений, положенных в основу того или иного словаря. 

...Что волнует русистов сегодня? Опрос Грамоты...

...Большую часть своей жизни в науке я занималась теоретической...

...В теоретических статьях к словарю обычно тщательно...

...Мария Каленчук: «Нормативные рекомендации должны опираться на речевую практику образованных людей»...

Хорошо ли брать чужое? Заимствования в русском языке

Не секрет, что русский язык активно заимствует лексику из других языков, причем этот процесс на протяжении истории проходит через периоды затишья и всплесков. Зачем нужны «чужие» слова? Не портят ли язык заимствования? Надо ли с ними бороться и как? Зачем русскому языку слово тинейджер, если уже есть подросток? Об этом и о многом другом рассказывает филолог, член Орфографической комиссии РАН Мария Михайловна Ровинская.

...Лекция лингвиста Марии Михайловны Ровинской...

...Об этом и о многом другом рассказывает филолог, член Орфографической комиссии РАН Мария Михайловна Ровинская....

...Хорошо ли брать чужое? Заимствования в русском языке...

Варианты произношения: благо или зло?

Брю[не]т или брю[нэ]т, було[шн]ая или було[чн]ая, жáлюзи или жалюзú, джúнсовый или джинсóвый — мы постоянно сталкиваемся с проблемой выбора вариантов произношения. Почему в языке так много вариантов звукового оформления слов и морфем и как относиться к этому разнообразию? Об этом рассказывает доктор филологических наук, заведующая отделом фонетики Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН Мария Леонидовна Каленчук.

...Лекция доктора филологических наук Марии Леонидовны...

...Виноградова РАН Мария Леонидовна Каленчук....

...Варианты произношения: благо или зло?...

Законопроект о Национальном словарном фонде внесли в Госдуму

Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект о создании Национального словарного фонда — единого цифрового ресурса, содержащего данные словарей русского языка. Закон «О государственном языке РФ» предлагается дополнить статьей, которая будет регламентировать создание и работу Национального словарного фонда. Под ним понимается государственная информационная система, в которой будут представлены данные о нормах современного русского ...

...Презентация результатов проекта запланирована на 2027...

...«Такой опции сегодня нет ни на одном известном нам в мире словарном ресурсе», — отмечает Мария Каленчук....

...Национальный словарный фонд даст пользователям больше, чем просто хорошую библиотеку словарейРуководитель проекта Мария Каленчук — о принципах и возможностях новой информационной системыКак объяснила профессор Мария Каленчук в интервью «Парламентской газете», работа над созданием...

...Законопроект о Национальном словарном фонде внесли...

Фонетист Мария Каленчук: «Все, что делается искусственно, никогда до добра не доводит»

Мария Леонидовна Каленчук — главный научный сотрудник и заведующая отделом фонетики Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, член Совета по русскому языку при Президенте РФ, член Орфографической комиссии и председатель Орфоэпической комиссии РАН, эксперт Грамоты. Ее монолог на «Арзамасе» начинается с детства, учебы в школе и в институте и заканчивается признанием в любви к фонетике и описанием процесса создания словарей. Мы выбрали пять цитат из этого монолога.

...Монолог о ключевых точках научной биографии и о главных...

...Мария Леонидовна Каленчук — главный научный сотрудник и заведующая отделом фонетики Института русского языка им. В. В....

...Есть такой предмет «введение в языкознание...

...Фонетист Мария Каленчук: «Все, что делается искусственно, никогда до добра не доводит»...