Этой осенью Грамота вступает в эпоху перемен. В чем будут заключаться эти перемены? Какая идея стоит за ними? И, самое главное, будет ли Грамота по-прежнему самым авторитетным сетевым источником сведений о русском языке? О смысле обновления и планах на будущее рассказывает главный редактор портала Ксения Киселева.
...Этой осенью Грамота вступает в эпоху перемен. В чем...
...Грамота меняется, но не изменяет себе...
...Наша цель — превратить Грамоту в настоящую экосистему знаний и сервисов, которая будет отвечать на самые разные потребности пользователей: информировать, обучать, развлекать, просвещать их, помогать им в работе, править их тексты и даже писать за них....
...Следующий этап развития цифровой платформы — создание ИИ-ассистента, который будет не только исправлять ошибки, но и предлагать варианты формулировок, указывать на недостатки, помогать писать тексты в определенном стиле (например, официально-деловом)....
Сервисы обновленной Грамоты становятся более технологичными. Например, в них будут применяться нейронные сети. Руководитель ИИ-направления, компьютерный лингвист Михаил Копотев рассказал про основные направления работы и возможности новых технологий.
...Сервисы обновленной Грамоты становятся более технологичными...
...Как искусственный интеллект изменит возможности Грамоты...
...Одна из них — создание площадки, которая будет помогать пользователям работать с русским текстом. Было очевидно, что тех технологий, которые есть в существующих языковых сервисах, часто недостаточно для решения задач пользователя....
Восьмого апреля в 43 странах прошла акция «Тотальный диктант». Четыре фрагмента текста Василия Авченко написали онлайн и на очных площадках. «Участники из 43 стран написали двадцатый диктант в очном формате, 103 страны присоединились к акции в рамках онлайн-марафона и онлайн-диктанта. В России диктант фирменной юбилейной ручкой xGold на очных площадках написали более 125 000 человек. Больше всего участников в России традиционно собралось в Москве, куда пришли чуть ...
...В Тотальном диктанте — 2023 приняли участие 456 307...
...Как-то лицом пытался помогать пишущим, думаю, что запятые я точно все передал. Меня поражают полные залы, которые из года в год заполняются в Москве. Удивительно правильное движение, уважительное к русскому языку, в том числе и к письменному....
В ноябре впервые в этом году были внесены изменения в орфографический академический ресурс «Академос». Почему составители включили в обновление 2024 года слова, которые уже давно используются в СМИ и документах? Влияет ли включение слова в словарь на его употребление? Мы обратились с этими вопросами к авторам-составителям «Академоса». Вот что они нам ответили.
...В ноябре впервые в этом году были внесены...
...Новые слова в «Академосе»: комментарии составителей...
...Академический орфографический словарь предназначен помогать людям в выборе написания в различных случаях....
У редакторов, которые работают в печатных и электронных медиа, часто нет ни журналистского, ни редакторского образования, но это не мешает им быть настоящими профессионалами. Заместитель главного редактора портала «Такие дела» Инна Кравченко рассказала Грамоте, что работать с фактурой, внимательно относиться к деталям и думать про драматургию текста она научилась на телевидении и в бизнес-изданиях, а еще в ГИТИСе и на сценарных курсах.
...У редакторов, которые работают в печатных и электронных...
...Как работает редактор в медиа? Избегает прилагательных...
...А если ты хочешь, чтобы твой лонгрид дочитали, значит, таких конструкций там быть не должно, нужно помогать читателю. В словари я заглядываю, только чтобы разобраться с терминами. Я очень не люблю прилагательные, считаю, что от них один вред, особенно для начинающих журналистов....
Вопросы функционального взаимодействия языков в различных сферах многоэтничного сообщества приобретают особую актуальность и остроту на каждом очередном витке модернизации или на этапе перехода общества из одного социально-политического и идеологического состояния в другое.
...Вопросы функционального взаимодействия языков в различных...
...Роль языка средств массовой информации в системе этногосударственных...
...Государство, его законодательные и исполнительные органы, а также средства массовой информации должны им всячески в этом помогать....
Новые технологии «отвязали» текст не только от бумажного носителя, но и от букв, и теперь у нас есть возможность выбирать между собственно чтением и слушанием. У каждого способа есть свои преимущества и ограничения, но в целом восприятие текста мало зависит от того, по какому каналу — зрительному или слуховому — он попадает в наш мозг.
...Новые технологии «отвязали» текст не только...
...Новые возможности восприятия книг: что лучше, буквы...
... Голос чтеца может как помогать нам воспринимать текст, так и мешать. Существуют программы озвучивания текста, но они еще недостаточно совершенны, путают ударения и произношение: придется потратить время, чтобы подобрать ту, которая не раздражает и не отвлекает от содержания....
Ной Вебстер родился 16 октября 1758 года и прожил 84 года. За это время он успел организовать несколько школ и реформировать систему образования, затронуть в своей публицистике множество актуальных социальных и научных вопросов, внести заметный вклад в политическую жизнь Америки и остаться в истории двумя уникальными печатными трудами: «Пособием по американскому правописанию» и «Американским словарем английского языка».
...Ной Вебстер родился 16 октября 1758 года и прожил 84...
...Ной Вебстер, борец за независимость американского языка...
...Окончив колледж в 1779 году, Вебстер мечтал стать юристом, но отец больше не мог ему помогать. Учебу пришлось совмещать с преподаванием....
Грамотные люди вызывают у окружающих сложные чувства. С одной стороны, они пользуются авторитетом, к ним испытывают уважение. С другой, грамотная устная и письменная речь некоторым кажется излишеством: раз меня все равно понимают, зачем мучиться и учить правила? Кроме того, одни, как принято думать, обладают врожденной грамотностью, а другие не могут справиться с буквами из-за дислексии и дисграфии. И все-таки грамотность сегодня становится таким же полезным навыком, как умение строить отношения с коллегами или говорить на иностранном языке. Какая грамотность нам нужна в эпоху спелл-чекеров и чатботов? Попробуем подступиться к этой важной теме.
...Грамотные люди вызывают у окружающих сложные чувства...
...Легко ли быть грамотным?...
... Остается один вопрос, который волнует многих: нужно ли исправлять чужие ошибки, помогать другому стать грамотнее? В ситуации устного общения люди часто воспринимают указание на ошибки как нарушение границ и реагируют болезненно....
Русский язык как школьный предмет в основном сводится к правилам орфографии и пунктуации, разбору по составу, диктантам и пересказам. Но на самом деле речь — метапредметный навык, а русский язык — это еще и инструмент освоения всех остальных предметов. Как богатый словарный запас, умение анализировать текст и формулировать мысли помогают на математике, географии, обществознании? И можно ли развивать языковые компетенции на других уроках, а не только на русском?
...Русский язык как школьный предмет в основном сводится...
...Метапредметный подход в обучении русскому языку: один...
... Поэтому я предлагаю перевернуть задачу: не русский язык должен давать ребенку слова, которые он будет использовать на других уроках, а другие уроки должны помогать ему обогащать язык....