Подсказки для поиска
Точное соответствие
Найдено еще 108 результатов

Словари

Глагол, несовершенный вид, переходный
1.
Мыслить, строить умозаключения.
2.
(о ком-чём) Излагать свои суждения, мысли.
разговорное Долго обсуждать, вступать в пререкания.
Всё об этом слове
Глагол, несовершенный вид, переходный
1.
Рассудить
Всё об этом слове
Глагол, совершенный вид, непереходный
1.
(о чём)
Провести некоторое время рассуждая.
Всё об этом слове
Метасловарь

Ответы справочной службы

Скажите, в вопросе 264115 чем является "как вкопанный" и почему не выделяется? Если бы вы давали не только ответ, но и комментарий, то можно было бы самостоятельно рассуждать про другие появляющиеся вопросы, и их количество бы уменьшилось. Спасибо.

Запятая не ставится, поскольку сравнительный оборот представляет собой устойчивое сочетание (фразеологизм).

14 декабря 2012
Страница ответа
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, допустимо ли(и если да, то насколько оправдано) использование слова "за" в значении "о", "про"? Например: "говорить за жизнь", "рассуждать за политику" и т.п.? Спасибо.

В литературном языке такое употребление некорректно.

10 января 2013
Страница ответа
Здравствуйте. Есть состав пищевого продукта. В нем имеем: бензоат натрия, ароматизатор натуральный "карамель", краситель натуральный "сахарный колер". Нужно ли слова, указанные в кавычках, брать в кавычки. Почему? "Бензоат натрия" - почему его не нужно брать в кавычки? Когда названия химических соединений нужно брать в кавычки? Если можно, сошлитесь на норму. Объясню свое видение по поводу слов в кавычках. Если слово, например, карамель существует в действительности в виде вещества, то кавычка не нужна, это обычное имя нарицательное в своем прямом смысле. Как только слово "карамель" становится частью названия, т.е. перестает использоваться в прямом своем значении, инкапсулируясь в название, то оно должно браться в кавычки. При этом неважно, зарегистрированная это торговая марка или нет, слово не используется в прямом своем смысле, являясь частью смысла семантической надсистемы, которая в данном случае является, повторюсь, названием. Корректно ли так рассуждать?

В приципе, Вы правы, однако в данном случае кавычки нужны еще и потому, что наименованию предшедствует родовое слово: бензоат натрия, ароматизатор натуральный "карамель", краситель натуральный "сахарный колер".

29 июня 2024
Страница ответа
Подскажите, пожалуйста, как правильно написать слово (не)физический? Слитно или раздельно? Если рассуждать, то получается, что это относительное прилагательное, полный синоним подобрать мы не можем (это же может быть химический или биологический и т.д). Вместе с тем физика будет очень полезна и в решении большого количества (не)физических задач.

Рекомендуется слитное написание. Прилагательное нефизический в данном случае обозначает непринадлежность задач к разряду физических (см. пункт 2 параграфа 148 полного академического справочника «Правила русской орфографии и пунктуации» под ред. В. В. Лопатина).

Здравствуйте! Считаются ли слова-предложения ДА,НЕТ в составе сложного предложения отдельной частью этого предложения? Нет, мне совершенно неинтересно рассуждать на тему «Фамусовское общество» или, к примеру, почему Софья влюбилась в Молчалина. Сколько в этом предложении частей-2 или 3? Спасибо!

В указанном примере частица нет не образует отдельного простого предложения. Это сложноподчиненное предложение из двух частей.

8 апреля 2016
Страница ответа
В википедии в паспорте подводной лодки Щ-301 «Щука» написано: История корабля. Выведен из состава флота. Подорвалась на мине, затонула. Как правильно делать окончание ? Выведен, выведена ? Подорвалась, или подорвался ? Если рассуждать по аналогии . Мебель -- она. Стол -- он. Мы же не говорим: стол изготовлена на фабрике.

Корректно: История корабля. Выведен из состава флота. Подорвался на мине, затонул.

28 февраля 2015
Страница ответа
Добрый день! Скажите, пожалуйста, почему в "Русском орфографическом словаре" под ред. В. В. Лопатина рекомендовано правописание д'Артаньян и Д'Арсонваль, а у Розенталя даются примеры только с Д'... ? Как рассуждать при написании и отчего зависит строчная или прописная "д" во французских фамилиях, например (д)'Юбьер? Очень надеюсь на скорый ответ.

Служебные слова в составе западноевропейских фамилий пишутся строчными буквами. Написание Д'Арсонваль следует рассматривать как исключение или традиционное написание (как Эль Греко, например).

2 сентября 2014
Страница ответа
Добрый день, подскажите, нужна ли запятая в след. предложении: "Можно рассуждать(,) лишь абстрагировавшись от них."

Да, запятая нужна: Можно рассуждать, лишь абстрагировавшись от них.

23 октября 2008
Страница ответа
Добрый день. У меня вопрос о сочетании вопросительного и восклицательного знаков и отточия. В ответе к вопросу № 270133 (задавала не я), вы пишете: "Интересный вопрос. В справочниках такого, действительно, нет. Или почти нет. Давайте рассуждать. Есть правило: после вопросительного или восклицательного знака ставятся не три точки (обычный вид многоточия), а две. Правило основано на том, что первая точка стоит под одним из названных знаков. Значит, при сочетании трех знаков надо оставить только одну точку: ?!. Первая и вторая точки стоят под вопросительным и восклицательным знаками." На мой взгляд, наоборот, нелогично. Максимум отточие должно сокращаться до двух точек, иначе это просто точка. К тому же, к "?!" частенько добавляются дополнительные "!" для эмфазы. По вашей логике, точек в "?!!" вообще не должно остаться. Как тогда указать наличие отточия? Я предлагаю считать грамотным такое сочетание знаков: «?!..».

Мы передадим Ваше предложение в Орфографическую комиссию РАН. Спасибо!

8 декабря 2018
Страница ответа
Пожалуйста, поясните, почему склоняется женская фамилия Глеза? Я так понимаю, что не склоняются иностранные фамилии на ударяемое окончание -а. Но является ли фамилия Глеза иностранной и как правильно ставится в ней ударение, как узнать? С другой стороны, на славянскую как-то не похожа. Как рассуждать в таких случаях? (с фамилией Глёза я поняла, ударение на ё, значит, склоняется в любом случае, хоть русская, хоть нет) Вопрос № 273178 склоняются ли женские фамилии Глеза и Глёза? Если да, то как будет в Р.П.? Глезу (Глёзу) Анну Аннеточка Ответ справочной службы русского языка Эти фамилии склоняются. В родительном падеже: Анны Глезы, Анны Глёзы.

О месте ударения в фамилии Глеза надо спрашивать носителя фамилии. Но можно предположить, что ударение падает на е: скорее всего, это фамилия еврейского или немецкого происхождения, восходящая к названию профессии – стекольщик (ср.: Глезер, Глейзер, Глезеров). Впрочем, даже если ударение перешло на последний слог, фамилия всё равно склоняется: несклоняемы только фамилии французского происхождения на ударный -а (а происхождение этой фамилии, как сказано выше, иное).

10 февраля 2014
Страница ответа

Справочники

Рассуждать о высоких материях

Рассуждать (говорить) о высоких материях (ирон.) - говорить на философские темы, рассуждать об отвлеченных предметах. Оборот представляет собой полукальку с французского языка. Материя (устар. и  ирон.) - предмет речи, разговора (фр. matiere). Выражение употребляется с сер. XVIII в.

...Рассуждать (говорить) о высоких материях (ирон...

....) - говорить на философские темы, рассуждать об отвлеченных...

Журнал

Зализняк о профессиональной и любительской лингвистике

В программной статье, которую опубликовал журнал «Наука и жизнь» (части I и II), академик РАН Андрей Анатольевич Зализняк рассматривает заблуждения, которые распространяют шарлатаны от лингвистики, такие как Фоменко и Чудинов.  Автор пытается понять причины, по которым их идеи столь популярны у неискушенной публики. 

...В программной статье, которую опубликовал журнал «...

...  Больше всего псевдоисследователи любят рассуждать...

27 октября пройдет Устная олимпиада по лингвистике для школьников 8–11-х классов

Устная олимпиада по лингвистике — это интеллектуальное соревнование для школьников 8–11-х классов, где они смогут проявить свои знания в решении лингвистических задач. Задачи могут бытьт разными, порой совершенно неожиданными — например, на понимание жестовых языков, языка рыб и даже значения танцевальных фигур! Специальных знаний не требуется, а вот умение логически рассуждать очень пригодится. Хотя олимпиада не является перечневой (то есть не ...

...знаний не требуется, а вот умение логически рассуждать...

Римма Раппопорт: «Как найти баланс между доступностью школьной программы и научной картиной мира?»

То, как мы изучаем русский язык в школе, часто противоречит научному подходу. Одна из главных проблем, встающих перед учителем, — как преподносить темы, которые являются предметом лингвистических споров. 

...То, как мы изучаем русский язык в школе, часто противоречит...

...Как он будет рассуждать?...

«Иль на щите иль со щитом...»

Филолог Борис Шварцкопф в заметках для журнала «Русская речь» (№ 4, 1968) анализирует фразеологизмы из «Рыцарского романса» М. И. Глинки на слова Н. В. Кукольника, процитированные в заголовке.

...Филолог Борис Шварцкопф в заметках для журнала «...

...Но если рассуждать так, то вполне вероятно ожидать...

Чтение: практика, меняющая сознание

 «Чтение снабжает ум только материалами для познания; именно мышление делает то, что мы читаем, нашим», — писал английский философ Джон Локк. Мы выбрали и процитировали пять книг, которые предлагают посмотреть на чтение как особое занятие, увидеть в нем разные смыслы и стать более квалифицированным читателем.

... «Чтение снабжает ум только материалами...

...что, хотя философы с древнейших времен любят рассуждать...

Для чего нужен язык в первую очередь

Мы пользуемся языком, чтобы делиться информацией и обмениваться идеями. Гораздо сложнее понять, насколько язык необходим, чтобы мыслить. Сегодня есть данные, которые позволяют ученым утверждать, что язык и мышление существуют достаточно обособленно друг от друга. О новом исследовании рассказывает новостной портал Массачусетского технологического института. 

...Мы пользуемся языком, чтобы делиться информацией и&...

...расстройствами, ограничивающими их способность мыслить и рассуждать...

Библейская лексика на страницах современных СМИ

Одной из любопытных особенностей современных СМИ является широкое использование устаревшей лексики, что обусловлено социокультурными и политическими переменами, происходящими в нашем обществе. Новая социокультурная ориентация проявляется, в частности, в том, что новые явления и предметы общественной жизни получают названия, существовавшие в дореволюционной политической лексике: Дума, губернатор, суд присяжных и другие.

...Одной из любопытных особенностей современных СМИ является...

...загипнотизированный соответственным словом, теряет способность рассуждать...

Границы переводческой свободы: описание костюма

Многие из тех, кто учил иностранный язык в школе, признаются, что умеют рассуждать о мировой политике или защите окружающей среды, но теряются, когда нужно правильно назвать венчик для взбивания, определенный вид встроенного шкафа или шапочку с помпоном. В процессе перевода тоже возникают похожие трудности с конкретной лексикой, когда одним словом могут быть названы очень разные предметы. Переводчик с итальянского Анна Ямпольская  рассказала Грамоте, на какие ухищрения приходится идти, чтобы отличить пиджак от куртки, а панаму от ушанки.

...Многие из тех, кто учил иностранный язык в школе, признаются...

...Как известно, костюм — одна из важнейших характеристик...

Как современные технологии помогают оценить сложность текста

Как убедиться, что текст достаточно прост и понятен — например, для детей определенного возраста, иностранцев или людей с ментальными особенностями? Сегодня определить уровень доступности текста помогают не только разнообразные формулы читабельности, но и искусственный интеллект. О возможных подходах к оценке текстов разных типов Грамота расспросила кандидата педагогических наук Антонину Лапошину, специалиста по компьютерной лингвистике в лаборатории когнитивных и лингвистических исследований Института Пушкина.

...Как убедиться, что текст достаточно прост и понятен...

...бесполезные слова (какова вероятность, что ему придется рассуждать...

Самый важный предмет. Функциональный подход к обучению русскому языку

Мария Лебедева заведует лабораторией в Институте Пушкина и руководит образовательным направлением Грамоты. Она считает русский язык самым важным школьным предметом. Почему? И как сделать его живым, интересным и практически ценным для каждого школьника? Об этом она рассказала в лекции для преподавателей русского языка, прочитанной в рамках проекта «Тотальный диктант». Грамота предлагает краткий конспект этой лекции.

...Мария Лебедева заведует лабораторией в Институте...

...бы интересно читать, о которых можно было бы рассуждать...

1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2025 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше