Подсказки для поиска
Точное соответствие
Найдено 138 результатов

Словари

Существительное, мужской род, 2-е склонение
1.
Учащийся начального или среднего учебного заведения.
О том, кто обучается частным образом у кого-либо.
2.
Тот, кто проходит профессиональную выучку где-либо, у кого-либо.
Всё об этом слове
Метасловарь
ученик

УЧЕНИ́К, ученик|а́, м., од., I в.

1.0. Учащийся (ребёнок, подросток или юноша) какой-л. школы, какого-л. класса.   Ср. уча́щийся2, шко́льник, студе́нт.

Хороший (лучший, первый, сильный, способный, особо одарённый, серьёзный, слабый, отстающий, неуспевающий, ленивый, прилежный, старательный, дисциплинированный, трудолюбивый, новый, бывший, обычный, нормальный, чей-л. любимый …) ученик. Ученик какого-л. (напр., 1 «А», 10 «Б», нашего …) класса (какой-л. школы, гимназии, лицея …); ученики младших (ста

ученик
УЧЕНИ́К, -а́; м. 1. Учащийся начального или среднего учебного заведения. У. железнодорожного училища. Ученики младших классов. Ученики сельской школы. Отстающий у. / О том, кто обучается частным образом у кого-л. Брать учеников (разг.; форма репетиторства или факультативного обучения). 2. Тот, кто проходит профессиональную выучку где-л., у кого-л. У. токаря, сапожника. Начать работу учеником продавца. Быть в учениках у кого-л. 3. кого (чей). Последователь чьих-л. общественных, научных и т.п. взгляд

Ответы справочной службы

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, можно ли использовать "в заключение" в качестве подытоживающей конструкции? Например, в выводе сочинения, которое было написано на тему доброты, ученик пишет "в заключение(,) самый яркий образец доброты - поступок, совершенный человеком из благих побуждений". + нужна ли запятая после "в заключение" в таком случае?

Наречие в заключение значит «под конец, заканчивая» (см. статьи слова заключение в толковых словарях), оно не сигнализирует о выводе, в отличие от сочетания таким образом или слова итак, и не используется в качестве вводного.

25 ноября 2025
Страница ответа
Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, здесь нужны запятые или нет? Объясните, пожалуйста! 11.10.2025 (,) ученик 2-го «Г» класса (,) Иванов Иван (,) не явился на занятие.

В этом предложении запятые не требуются. Обратите внимание, что лучше не начинать фразу с цифры.

18 ноября 2025
Страница ответа
Здравствуйте. Ученик в сочинении написал: "в текущем моменте". У меня большие сомнения в том, что здесь нет речевой ошибки: если момент - это миг, как он может быть текущим? С другой стороны, вижу, что есть примеры такого словоупотребления. Прокомментируйте, пожалуйста, это словосочетание. Корректно ли оно? Спасибо.

Речевой оборот в текущем моменте стал популярным еще в революционную эпоху. Без сомнения, уместность этого оборота в сочинении школьника стоит оцевать с учетом ряда критериев, таких как тема сочинения, стилистические особенности текста, установки авторского замысла, контекст высказывания.

9 ноября 2025
Страница ответа
Как правильно сказать «поставлю учителей на место» или «поставлю учителей на места». Тут имеется ввиду что ученик сравнивает свои знания со знаниями своих учителей и считает что он знает учебный материал лучше них. Но также он разграничивает что учителей несколько, предметы разные и критерии по которым он себя с ними сравнивает тоже разные. Нужно ли учитывать это или нет?

Устойчивое выражение поставить на место не нужно видоизменять, верно: поставлю учителей на место.

23 октября 2025
Страница ответа
Подскажите, как правильно" В результате появилась новая школа, в которой в одну смену смогут учиться 661 ученик" или В результате появилась новая школа, в которой в одну смену сможет учиться 661 ученик"?

При составных числительных, оканчивающихся на один, сказуемое, как правило, ставится в форме единственного числа: В результате появилась новая школа, в которой в одну смену сможет учиться 661 ученик.

9 октября 2025
Страница ответа
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, правильно ли поставлены знаки препинания в предложении: «Ученик может ответить на вопрос, не дожидаясь пока его спросят». Пока его спросят входит в состав деепричастного оборота? Или же нет?

Правильно: Ученик может ответить на вопрос, не дожидаясь, пока его спросят. Придаточная часть зависит от деепричастия, которое входит в состав главной части.

8 октября 2025
Страница ответа
Здравствуйте, уважаемая Справка! Я корректор, и у меня в работе текст, пестрящий вот такими диалогами: 1. — Мамочка, ты будешь чай? — Детский голос зовёт Анастасию, и она просыпается. 2. — А ты, наверное, от учителя Ли, да? — По голосу легко опознаётся младший ученик. 3. — Долго же ты раздумывала. — Брат мягко упрекает. 4. — Где тут у вас аптека? — Женщина смотрит на него с надеждой. 5. — Я ничего не успела. — Мама качает головой и закрывает глаза. Конечно, эти предложения лучше бы привести к классическому виду (— Долго же ты раздумывала, — мягко упрекает брат.), но у нас есть автор, который принёс то, что принёс. В справочнике Д.Э. Розенталя есть примечание насчёт подобных случаев, когда слова автора образуют отдельное предложение. Выходит, во всех указанных мной предложениях мы должны писать слова автора с заглавной буквы? Без исключений? И ещё: верно ли расставлены знаки в этом предложении (кавычки)? — Зачем так официально — "Наталья Борисовна!" "Наташа" вполне подойдёт.

Во всех приведенных вами предложениях слова автора следует начинать с прописной буквы, поскольку все они образуют отдельное предложение. В последнем предложении (если это одно предложение) пропущена запятая: Зачем так официально — «Наталья Борисовна!», «Наташа» вполне подойдёт. Но лучше разделить это предложение на два: Зачем так официально — «Наталья Борисовна!»? «Наташа» вполне подойдёт. Необходимость постановки восклицательного знака вызывает сомнения.

8 октября 2025
Страница ответа
Здравствуйте! Ниже приведены отдельные вопросы контрольной работы по русскому языку. Хотелось бы уточнить: 1) Является ли правильным задание: "Какие слова являются именами существительными: а) верный, сильный, ученик б) пальто, поле, суббота... "? Считаю, что данная постановка вопроса некорректна, а правильно будет: «В какой группе все слова являются именами существительными..." 2) Является ли правильным задание: "Подчеркните лишнее слово среди указанных частей речи: а) плакат б)платье в)плакса г) плакучий"? Считаю, что данная постановка вопроса некорректна, а правильно будет: "Подчеркните лишнее слово : а) плакат б)платье в)плакса г) плакучий". 3) Является ли правильным задание: "Определи группу слов с непроизносимой согласной буквой: а) чувство, лестница, праздники б) радость, вокзал, гриб …. ". Считаю, что правильным будет задание: "Определи группу, в которой все слова с непроизносимой согласной буквой»

1. Если задание предполагает выбор не конкретных слов, а целой их группы, то верна формулировка «В какой группе все слова являются именами существительными?».

2. Корректно: Подчеркните слово, которое относится к иной части речи, по сравнению с остальными.

3. Корректно: В какой группе все слова содержат непроизносимый согласный?

12 сентября 2025
Страница ответа
Здравствуйте! Помогите, пожалуйста. Есть такая шутка: «Хорошая болезнь — чесотка. Почесался — и ещё хочется». Мне режет глаз первое тире, но не могу понять, почему режет и нужно ли оно там

В примечании 6 к параграфу 5.1 справочника по пунктуации Д. Э. Розенталя говорится, что тире между подлежащим и именным сказуемым обычно не ставится, если сказуемое предшествует подлежащему: Славное место эта долина! (Л.); Неплохой ученик этот мальчик и т. п. По этому правилу тире в приведенном предложении действительно не нужно: Хорошая болезнь чесотка. Впрочем, тире может быть поставлено, если автор решил подчеркнуть интонационное деление предложения на два состава, сравним: Славные люди — соседи мои! (Н.); Психологический курьёз — моя мать (Ч.).

15 марта 2025
Страница ответа
1. На защите итоговых проектов ученик был увлечён своей темой у него горели глаза и с большим энтузиазмом показывал нам на проекторе слайды отражающие основные тезисы его работы. 2. Радио которое работало у бабушки на кухне днями напролёт нас с сестрой это всегда раздражало вдруг притихло и мы были поражены наступившему молчанию. Как расставить знаки препинания?

Корректно оформить некоторые части предложений как вставные конструкции: 1. На защите итоговых проектов ученик был увлечён своей темой — у него горели глаза — и с большим энтузиазмом показывал нам на проекторе слайды, отражающие основные тезисы его работы. 2. Радио, которое работало у бабушки на кухне днями напролёт (нас с сестрой это всегда раздражало), вдруг притихло, и мы были поражены наступившему молчанию.

2 марта 2025
Страница ответа

Справочники

Тире в функции соединения

§ 19. Тире ставится между двумя (и более) словами, которые, сочетаясь друг с другом, означают пределы (значение «от... до») — пространственные, временны́е, количественные: С Казанского вокзала начнут отходить поезда с табличками «Москва — Кара-Бугаз, через Ташкент — Красноводск» (Пауст.); Ошибочно полагая, что культура конского каштана в северо-западных парках явление не XVIII — XIX веков, а более позднее, удалили все каштаны из Тригорского ...

...человек — машина; Отношения учитель — ученик...

Знаки препинания при однородных членах предложения

§ 25. Однородные члены предложения (главные и второстепенные), не соединенные союзами, разделяются запятыми: В кабинете стояли коричневые бархатные кресла, книжный шкап (Наб.); После обеда он сидел на балконе, держал на коленях книгу (Бун.); Холодом, пустотой, нежилым духом встречает дом (Сол.); Впереди цветение вишенья, рябины, одуванчиков, шиповника, ландышей... (Сол.); Остается только безмолвие воды, зарослей, вековых ив (Пауст.); Щербатова рассказывала о своем детстве, о ...

....); Ученик способный, хотя ленивый; Он посещал библиотеку...

Двойное н и одно н в суффиксах прилагательных и существительных

§ 97. С двойным н пишутся суффиксы -енн (ый), -ственн(ый), -енн(ий) и -онн(ый) имен прилагательных, образованных от существительных, напр.: соломенный (от солома), обеденный (обед), жизненный (жизнь), свойственный (свойство), оспенный (оспа), ведренный (вёдро); умственный (ум), дарственный (дар); утренний (утро); позиционный (позиция), эмиграционный (эмиграция), экскурсионный (экскурсия); то же внутренний (от наречия: внутри, внутрь). Примечание В словах ветреный и ...

...Однако одно н пишется в словах ученик (от учить(ся)...

II. Двойные согласные

§ 58. Двойные согласные пишутся при сочетании приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной, например: поддержать, преддверие, ввести, оттереть, ссыпать, восстановить, беззаконный, контрреволюция. § 59. Двойные согласные пишутся при сочетании составных частей сложносокращенных слов, если одна часть кончается, а другая начинается одной и той же согласной, например: Моссовет, главврач. § 60. Двойное н и двойное с пишутся при сочетании ...

...изысканные манеры, отвлеченный вопрос, рассеянный ученик...

Когда нужны буквенные наращения после цифр?

Когда применять наращения? Наращение (буквенное падежное окончание) используется в записи порядковых числительных: 10-й класс «Б»; ученик 11-го класса; 1-й вагон из центра; 5-й уровень сложности; занять 2-е и 3-е места; в начале 90-х годов, 12-й маршрут. Наращение не используется: В записи количественных числительных: словарь в 4 томах; работа 2 сотрудников; серия из 12 упражнений. При записи календарных чисел: 22 марта 2003 года, 1 апреля, 10 января. 

...порядковых числительных: 10-й класс «Б»; ученик...

Кроме того / этого

КРОМЕ ТОГО / ЭТОГО, вводное сочетание Подробно о пунктуации при вводных словах и сочетаниях см. в Прил. 2. Из таких вагонных разговоров выяснилось, что кассир Притульев и торговый ученик Вася Брыкин – земляки, оба – вятские и, кроме того, уроженцы мест, которые поезд должен был миновать по прошествии некоторого времени. Б. Пастернак, Доктор Живаго. Таким образом, к смертной казни, которая должна совершиться сегодня, приговорены трое ...

...разговоров выяснилось, что кассир Притульев и торговый ученик...

По (с именем существительным в предложном падеже)

ПО, предлог (с именем существительным в предложном падеже) Обстоятельственные обороты, начинающиеся конструкцией «по + имя существительное в предложном падеже» и обозначающие действие, событие, после которого что-либо происходит (по завершении... по истечении... по окончании... по прошествии...), обычно не обособляются. Довожу до Вашего сведения, что все подразделения войск по охране тыла других фронтов по завершении операции необходимо немедленно высвободить, и не позднее 23.00 они ...

...разговоров выяснилось, что кассир Притульев и торговый ученик...

Якобы

ЯКОБЫ, союз и частица 1. Союз. Синтаксические конструкции, присоединяемые союзом «якобы», выделяются (или отделяются) запятыми. Еще снилось мне, якобы иду я по вековому лесу, растущему на болоте. М. Горький, Несколько дней в роли редактора провинциальной газеты. 2. Частица. Указывает на предположительность высказывания, на сомнение в его достоверности. Не требует постановки знаков препинания. Ученик V класса Маршутин Терентий якобы 

...Ученик V класса Маршутин Терентий якобы неумышленно...

Окончание

Окончание — формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа (хотя бы одно из них!) и служащая для связи слов в словосочетании и предложении, то есть являющаяся средством согласования (нов-ый ученик), управления (письмо брат-у) или связи подлежащего со сказуемым (я ид-у, ты ид-ешь). Окончание — формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа (хотя бы одно из них!) и служащая для связи слов в ...

...есть являющаяся средством согласования (нов-ый ученик...

...есть являющаяся средством согласования (нов-ый ученик...

Старославянизмы

Одним из мощнейших пластов заимствований является пласт старославянизмов – заимствований из старославянского языка. Старославянский язык не является языком-предком русского языка, это язык южнославянской группы. В IX веке нашей эры существовало славянское княжество Великая Моравия, в состав которого входили Моравия, Словакия, часть Чехии и Польши. Центральными областями были собственно Моравия и западная Словакия. В 863 году моравский князь Ростислав обратился к императору ...

...Предполагается, что ее создателем был ученик Мефодия...

Журнал

Появился новый подкаст о русском языке «Заметки на полях»

«Заметки на полях» — совместный проект Тотального диктанта и сервиса МТС «Строки». Научный руководитель Грамоты Владимир Пахомов ведет его вместе с писательницей Ириной Лейк. В первом выпуске ведущие обсудили интересные слова и выражения — как модные и современные, так и из лексикона Льва Толстого. 

...«Заметки на полях» — совместный проект...

...Обратившись к словарю, ученик и учительница выяснили...

Приложение на основе ИИ поможет школьникам в изучении русского языка

Приложение «Эльман», основанное на искусственном интеллекте, будет интегрировано в цифровые продукты издательства «Просвещение» для изучения русского языка. Ученики пятых классов смогут задавать чат-боту вопросы о выполнении заданий и получать подсказки, но не прямые ответы. В этом заключается принцип работы приложения: с помощью наводящих вопросов и примеров оно помогает ученикам самим находить решения. Если ученик отвечает верно, ИИ-помощник ...

...Если ученик отвечает верно, ИИ-помощник хвалит его,...

Опрос: 71% россиян поддерживает идею обучать школьников использованию ИИ

Большинство россиян (71%) считают нужным учить детей работе с искусственным интеллектом в школе. Такой вывод следует из опроса ВТБ, проведенного в августе 2025 года. Единого мнения о том, как именно включать ИИ в школьную программу, у респондентов нет. 34% выступили за то, чтобы встроить обучение в уже существующие предметы. 24% считают необходимым ввести отдельный урок по работе с нейросетями. Еще 22% убеждены, что ...

...может подсказать идею или структуру, но именно ученик...

На чемпионате сочинений «Своими словами» дети решают с помощью текстов реальные задачи

В этом году чемпионат проходит в России в четвертый раз. Это не совсем обычное соревнование: подростки могут здесь написать эссе по математике, трактат по физкультуре или концепцию музыкального фестиваля. О том, зачем понадобилась альтернатива школьному «итоговому сочинению», рассказал председатель экспертного жюри, доцент факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ и руководитель Лаборатории развития интеллектуальных состязаний Михаил Павловец.

...В этом году чемпионат проходит в России в четвертый...

...Скажем, ученик пишет, как важно бороться за свои права...

...коммуникативности, и то в каком-то специфическом понимании: ученик...

Как лингвистическая экспертиза может повысить качество учебников

Оценка языковой доступности учебных текстов для школьников сегодня не опирается на четкие критерии и прозрачную методологию. Так быть не должно, считает Антонина Лапошина — кандидат педагогических наук, специалист по компьютерной лингвистике из Института Пушкина. Она рассказала Грамоте о том, какие методы оценки текста есть в распоряжении экспертов и чем они могут быть полезны и школьникам, и авторам учебников.

...Оценка языковой доступности учебных текстов для школьников...

...Ведь одно дело — добиться того, чтобы ученик...

...определения или научного суждения, с которым ученик...

Римма Раппопорт: «Как найти баланс между доступностью школьной программы и научной картиной мира?»

То, как мы изучаем русский язык в школе, часто противоречит научному подходу. Одна из главных проблем, встающих перед учителем, — как преподносить темы, которые являются предметом лингвистических споров. 

...То, как мы изучаем русский язык в школе, часто противоречит...

...Представим, что ученик средней школы должен провести...

Единый свод правил орфографии и пунктуации

В связи с шестидесятилетием действующих правил правописания предлагаем вниманию читателей архивную статью Сергея Ефимовича Крючкова, опубликованную 26 мая 1956 года в «Учительской газете». В этой статье сообщается об утверждении нового свода правил русского правописания, который официально действует до сих пор (сам свод правил был принят весной и издан в августе 1956 года, к началу нового учебного года). Автор рассказывает о принципах унификации правописания, о практических шагах по введению нового свода.

...В связи с шестидесятилетием действующих правил правописания...

...В первом случае ученик будет писать по общим правилам...

...Слова второго пункта, если они встретятся, ученик усваивает...

В Тотальном диктанте — 2023 приняли участие 456 307 человек

Восьмого апреля в 43 странах прошла акция «Тотальный диктант». Четыре фрагмента текста Василия Авченко написали онлайн и на очных площадках.  «Участники из 43 стран написали двадцатый диктант в очном формате, 103 страны присоединились к акции в рамках онлайн-марафона и онлайн-диктанта. В России диктант фирменной юбилейной ручкой xGold на очных площадках написали более 125 000 человек. Больше всего участников в России традиционно собралось в Москве, куда пришли чуть ...

...государственной детской библиотеке: им стал Георгий Бесаев, ученик...

На что обратить внимание при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 2025 году? 

Единый государственный экзамен по русскому языку предстоит сдать каждому школьнику вне зависимости от того, в какой вуз он планирует поступать. О том, что нового в ЕГЭ по русскому языку в этом году, как к нему лучше подготовиться и избежать обидных ошибок, Грамоте рассказала филолог, учитель русского языка и литературы, методист, эксперт ЕГЭ Элина Стрейкмане. 

...Единый государственный экзамен по русскому языку предстоит...

...очень сложно проверить истинность информации, если ученик...

Разыскной или розыскной: почему с этим прилагательным все сложно

Многие пишущие по-русски уверены, что «разыскной» через А — безграмотность, правильно только «розыскной». На самом деле это слово является исключением из общего правила, согласно которому в русском правописании действует морфологический принцип. Нас сбивает наличие, с одной стороны, существительного «розыск», а с другой — глагола «разыскивать». Приставка, которую мы видим в этих словах, подчиняется особому правилу, которое связано с ударением.

...Многие пишущие по-русски уверены, что «разыскной...

...гласным в том же суффиксе в слове ­ученик...

Больше точных совпадений не найдено, показать близкие результаты?

Показать
1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2025 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше