Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Точное соответствие
Найдено еще 10 результатов

Метасловарь Всё о слове из всех словарей

Существительное, средний род, 2-е склонение
Подробнее
Существительное, средний род, 2-е склонение
Подробнее

Ответы справочной службы

Скажите, пожалуйста, как происходит усечение основы в слове ПРИОРИТЕТИЗАЦИЯ - почему рекомендуемым является вариант ПРИОРИТИЗАЦИЯ (ПРИОРИтеТИЗАЦИЯ), а не ПРИОРИТИЗАЦИЯ (ПРИОРИТЕтиЗАЦИЯ)?
Вероятно, причина усечения -- сложность произнесения варианта с полной основой. Страница ответа
Здравствуйте! Не подскажете, как правильно произносить слово "пятьдесят" или "шестьдесят"? Можно ли говорить "песят", "шесят"? И если можно, то насколько это употребимо в, так сказать, литературно-разговорном жанре (не в бытовом)? С уважением, Михаил.

Такое усечение слов не предусмотрено орфоэпическими словарями. Для слова пятьдесят предпочтительным является вариант пя[д'д']есят, а допустимым – пя[д']есят

Страница ответа
Здравствуйте, уважаемые сотрудники "Грамоты". Помогите, пожалуйста, разобраться со словом "викторная". Оранжерея с таким названием появилась относительно недавно в Москве, в Аптекарском огороде. Названа, видимо, в честь виктории амазонской, которую предполагается туда поместить. В словарях это слово не встретилось, наверное, сотрудники придумали его сами. Хотелось бы знать, можно ли было образовать такое слово от "виктории" (каким способом) и как правильно (с ударением на каком слоге) его произносить. Спасибо за ответ.

Образование слова викторный не противоречит законам русского литературного языка. Ср.: аудитория – аудиторный,  амбулатория – амбулаторный, обсерватория – обсерваторный. Словообразовательный формант – суффикс прилагательного н. При образовании прилагательных от существительных на -ия в данных словах происходит усечение конечных звуков основы [иj]. Ударение падает на гласный [о].

Страница ответа

Справочники

Словообразовательный разбор слова

Словообразовательный разбор производится по следующей схеме: Поставить исследуемое слово в начальную форму (для причастия и деепричастия — инфинитив). К исследуемому слову подобрать мотивирующее слово (слова), ближайшее по форме и связанное по смыслу с исследуемым словом; объяснить значение производного слова через значение производящего слова (слов); выделить исследуемую и производящую (производящие) основы. В исследуемом слове выделить средство словообразования, если слово образовано ...

...Словообразовательный разбор производится по следующей...

...Словообразовательный разбор слова...

Ни в зуб ногой

Ни в зуб ногой (разг.-прост., ирон.) - совершенно ничего не знать, не понимать, не смыслить в чем-нибудь, абсолютно не разбираться в чем-нибудь. Существует несколько версий происхождения этого фразеологизма: 1) этот оборот - усечение более пространного выражения ни в зуб толкнуть не смыслит, которое употреблялось в 19 в. Оборот относится ко времени крепостничества, и его первоначальное значение соответствовало духу времени: «при надобности даже дать зуботычину не ...

...Ни в зуб ногой (разг.-прост., ирон.) - совершенно...

...Ни в зуб ногой...

Как правильно употреблять аббревиатуры?

В чем разница между аббревиатурой и сокращением? Слово аббревиатура переводится на русский язык с итальянского как 'сокращение' (abbreviatura, от лат. brevis 'краткий'), с XVIII века по начало XX века это слово употреблялось в исходном, этимологическом значении, о чем свидетельствует, например, толкование этого слова в словаре Флорентия Павленкова: аббревиатура – 'сокращение в письме и печати' (Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. 1907).

...В чем разница между аббревиатурой и сокращением? Слово...

...Как правильно употреблять аббревиатуры?...