Подсказки для поиска
Точное соответствие
Найдено 148 результатов

Словари

Существительное, женский род, 3-е склонение
1.
Возможность, умение производить какие-либо действия, делать что-либо, осуществлять какую-либо деятельность, вести себя каким-либо образом и т.п.
Свойство или состояние, дающее возможность осуществлять что-либо.
2.
спосо́бности, -ей. Индивидуальные особенности человека, обусловливающие предрасположенность к осуществлению какого-либо вида деятельности; природная одарённость, талантливость.
Всё об этом слове
Метасловарь
способность

СПОСО́БНОСТЬ, спосо́бности, мн. спосо́бности, спосо́бностям \\ спосо́бно[с’]ть; в форме спосо́бностьюспосо́бнос[т’й]ю и спосо́бнос[т’]ю.

способность

СПОСО́БНОСТЬ, спосо́бност|и, ж., нд., III ж.

1.0. Возможность и/или умение осуществлять какую-л. деятельность, вести себя как-л. и т. п.   Ант. <неспосо́бность>.

Необыкновенная (удивительная, замечательная, непостижимая, редкая, счастливая, высокая, низкая, его …) способность; коммуникативные (речевые, мыслительные, интеллектуальные, аналитические, познавательные …) способности. Способность человека (животных …); способность запоминания (быстрого восприятия …). Способность [кого-л.] к труду

Ответы справочной службы

Здравствуйте! Можно ли считать слово "ароматерапия" сложным или оно целиком заимствовано из французского ( этот термин появился в начале ХХ века во Франции). Если он целиком заимствован, нарушает ли это принцип синхронного словообразования? И второй вопрос. В предложении "Он поспешил одеться" СГС? В справочнике лингвистических терминов, Розенталь Д. Э, Теленкова М.А говорится следующее: "... глаголы с модальным значением(обозначающие желание, возможность или намерение совершить действие, способность или предрасположенность к его совершению, волеизъявление, долженствование), а также глаголы, выражающие процессы мысли, эмоциональные значения и т.д". Каждый спешил рассказать о себе, о своей жизни (Кочетов). Исходя из примера из справочника можно сделать вывод, что глагол "спешить" в моем примере выражает не только действие (идти быстро) но и отношение к действию-инфинитиву (спешить сделать что-то = стремиться поскорее выполнить действие). На этом основании это СГС.

Сложносокращенное слово ароматерапия можно разделить на морфемы потому, что оно отражает имеющуюся в русском языке словообразовательную модель ― производство слов с помощью аббревиации (сокращения слов). Ср.: запчасти, роддом, оргработа. Слова аромалампа и ароматерапевт образованы по той же модели.

Слово ароматотерапия образовано при помощи другой словообразовательной модели ― чистое сложение (с использованием соединительной гласной о) ср.: лесозаготовки, хлебозавод, быстродействие и т. п.

Слова ароматерапия и ароматотерапия фиксируются в словарях как нормативные. Согласно данным «Фармацевтического энциклопедического словаря» под ред. Г. Л. Вышковского, Ю. А. Куликова (М., 2015), они являются полными синонимами.

 Это действительно СГС. Единственное уточнение: в вашем примере глагол поспешить не выражает действия «идти быстро».

4 октября 2025
Страница ответа
Есть слово «неурожайность»? Вы уверены?

Слово неурожайность зафиксировано «Русским орфографическим словарем» под редакцией В. В. Лопатина и О. Е. Ивановой. Урожайность — это способность давать урожай, ничто не мешает образованию от этого слова антонима с приставкой не- (ср. способность / неспособность).

3 октября 2025
Страница ответа
Здравствуйте! Как произвести морфемный анализ слова ЧУВСТВУЮ? Какой корень? Какой суффикс/суффиксы? Какое окончание?

Для определения морфемного состава слова необходимо выполнить формообразовательный и словообразовательный анализ.

Формообразовательный анализ:

[у] ― окончание, показатель формы глагола 1 лица ед.ч.;

у[j] ― формообразующий суффикс, показатель основы настоящего времени (о модификация глагольной основы с помощью формообразующих суффиксов подробнее см. пособие Е. И. Литневской  «Русский язык: краткий теоретический курс для школьников»: https://gramota.ru/biblioteka/spravochniki/russkij-yazyk-kratkij-teoreticheskij-kurs-dlya-shkolnikov/formoobrazuyushchiy-suffiks-modifikatsii-glagolnoy-osnovy ).

Словообразовательный анализ (производится на основе начальных форм слова):

чу[j-а]ть → чу-в-ств-о → чу-в-ств-ова-ть

Глагол чувствовать образован с помощью суффикса -ова- от существительного чувство. Ср.: баловство → бал-ова-ть.

Существительное чувство при синхроническом словообразовательном анализе образовано от глагола чуять с помощью суффикса -ств-. Ср.: руковод-ить → руковод-ств-о.

При образовании слова чувство происходит усечение производящей глагольной основы и появляется асемантический элемент в, назначение которого в современном языке остаётся не до конца ясным. Лингвисты либо предлагают ввести для таких элементов отдельный термин интерфикс (подробнее об интерфиксах см. пособие Е. И. Литневской  «Русский язык: краткий теоретический курс для школьников»: https://gramota.ru/biblioteka/spravochniki/russkij-yazyk-kratkij-teoreticheskij-kurs-dlya-shkolnikov/soedinitelnye-elementy-v-slove-interfiksy ), либо присоединяют «избыточный» элемент к одной из соседних морфем. Поэтому трактовка подобных асемантических элементов в словарях может быть различной.

Этимологически слово чувство — суффиксальное производное от чувъспособность чувствовать’, которое в свою очередь было образовано от глагола от чути ‘чувствовать, слышать, ощущать, познавать’ при помощи исторического суффикса -в-.

18 сентября 2025
Страница ответа
Здравствуйте! К какому разряду относится прилагательное «невысокий». Можете ответить с пояснением. Спасибо!

Прилагательное невысокий относится к тому же разряду, что и прилагательное высокий, от которого оно образовано, то есть является качественным, поскольку характеризует предмет по высоте вне его отношения к другим предметам. Способность образовывать антонимичные слова с приставкой не- — одно из характерных свойств качественных прилагательных.

11 сентября 2025
Страница ответа
  Здравствкйте! В школе пишут, что в данном предложении "тоже" является союзом. Так ли это? (Кажется, что скорее усилительная частица). Если союз, то что он соединяет, ведь уже имеется союз "да и"? Твоих усилий было недостаточно, да и терпения то(же).

Действительно, в школьных учебниках обычно пишут, что также и тоже входят в состав сочинительных соединительных союзов. Это характеристика, которая дается, так сказать, «не от хорошей жизни» — потому что, строго говоря, не вполне ясно, куда еще их можно отнести.

В академической «Русской грамматике» используется понятие функционального аналога союза — и вот эта квалификация применительно к словам тоже и также намного более удовлетворительна. По функции эти слова действительно близки к союзам, но от подлинных сочинительных союзов их отличает то, что они не могут занимать позицию между связываемыми компонентами, а должны находиться внутри второго из них. Между тем подлинные сочинительные союзы (одиночные) находиться внутри какого-либо из конъюнктов (связываемых компонентов) не могут. Кроме того, эти слова выражают идею тождества (полного или неполного), и их способность заменять собой союз опирается на эту особенность их значения — в то время как у подлинных соединительных союзов подобных семантических особенностей нет.

Однако применение к словам тоже и также квалификации, предложенной в «Русской грамматике», не решает вопроса о морфологической природе этих слов. И этот вопрос остается открытым. И останется открытым, по всей вероятности, еще очень долго. Дело в том, что в языке довольно много слов, морфологическая природа которых противоречива, а функции слишком разнообразны, чтобы можно было однозначно отнести их к какой-либо определенной части речи. Об этом многократно писали крупнейшие отечественные лингвисты, начиная с Л. В. Щербы.

По поводу усилительной частицы можно заметить следующее. В вашем примере можно видеть усиление. Но в примере Папа очень любит мороженое, я, кстати, тоже его люблю усиление увидеть затруднительно. Следовательно, системно у слова тоже усилительной функции, присущей частицам, нет. Это оттенок смысла, вносимый в вашем примере контекстом. Что же касается присутствия в одном предложении более одного союза, эта ситуация не уникальна: союзы могут сочетаться друг с другом (ср.: Спектакль прекрасный, но и ужасный, я до сих пор не могу прийти в себя).

Я бы охарактеризовал слово тоже так: это служебное слово местоименного происхождения, регулярно выступающее как функциональный аналог союза.

29 августа 2025
Страница ответа
Кроме них, к философским относятся догматизм (опора на раз и навсегда утвержденные истины), эклектика (искусств и субъект научно-познавательской деятельности... Скажите, пожалуйста, корректно ли употребление слова "познавательской" в данном примере? Большое спасибо.

Словосочетание научно-познавательская деятельность корректно. Термин познавательский в сочетании с такими существительными, как деятельность, активность, способность, уровень, перспектива, позиция, цель, и сложные производные прилагательные учебно-познавательский, информационно-познавательский, теоретико-познавательский, исследовательско-познавательский используются в профессиональной речи (в частности, философов, социологов, психологов, педагогов).

6 августа 2025
Страница ответа
Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, неразрешенный - это прилагательное? Как отличить от причастия?

Прилагательное неразрешенный имеет значения ‘запрещенный’ или ‘неясный’ (подробнее см. «Большой толковый словарь» под ред. С. А. Кузнецова) и обозначает постоянный признак предмета.

Причастие разрешенный с отрицательной частицей не обозначает временный признак предмета, связанный с его участием в действии.

Разница в значении прилагательных и причастий проявляется в их грамматических особенностях. Причастия обладают категорией вида, залога (действительные и страдательные причастия) и времени (причастия настоящего и прошедшего времени), прилагательные этими категориями не обладают. Синтаксической особенностью причастий является их способность иметь зависимые слова, прилагательные таким свойством не обладают. Ср.:

Ум его в плену. В нем мысль великая и неразрешенная (Ф. Достоевский) ― прилагательное (нет глагольных категорий, нет зависимых слов).

Вопрос о происхождении связей так называемых родственных языков очень сложный и в полном объеме не разрешенный и в наши дни (В. Алпатов) ― причастие (совершенный вид, страдательное, прошедшего времени; зависимые слова: не разрешенный (как?) в полном объеме, не разрешенный (когда?) в наши дни).

Подскажите, пожалуйста, чем отличаются понятия "навык" и "умение"?

В обыденной речи слова навык и умение часто используются как синонимы. В профессиональной речи два термина могут употребляться для обозначения различающихся понятий. Безусловно, понятийные различия следует уточнять не у лингвистов, а у специалистов, оперирующих этими понятиями. Общеизвестно, что навык — это автоматизированное действие, которое сформировалось вследствие многократного повторения. Навыки обычно не требуют сознательного контроля, они приобретаются и закрепляются с помощью практики. Умение — это способность выполнять какую-либо задачу или деятельность, основанная на сознательном применении знаний и опыта. Умение связано с осознанной деятельностью и может включать в себя использование навыков. Из этого рассуждения можно сделать вывод о том, что умение — более широкое понятие, включающее совокупность знаний, опыта и навыков для выполнения задачи, тогда как навык — часть умения, которая выполняется автоматически.

12 февраля 2025
Страница ответа
Какой разряд у прилагательных голый, босый и слепой? Почему?

Разряд прилагательного определяется по способу обозначения признака предмета и грамматическим свойствам.

Прилагательные голыйбосой (босый) и слепой являются качественными прилагательными, потому что называют признак непосредственно; иначе говоря, характер обозначаемого ими свойства заложен в самом значении прилагательного. Основа этих прилагательных обозначает признак не через отношение к предмету, так как этот признак непосредственно воспринимается органами чувств.

Эти прилагательные обладают многими грамматическими признаками качественных прилагательных:

1. Прилагательные голыйбосой и слепой имеют не только полную, но и краткую форму: голый – голбосой – босслепой – слеп.

2. Эти прилагательные непроизводны, а непроизводными могут быть только качественные прилагательные.

3. От них образуются адъективные словообразовательные дериваты, выражающие различные «степени качества»: голенькийбосенькийслепенький.

Ряд грамматических признаков качественных прилагательных у слов голыйбосой и слепой отсутствует: нет степеней сравнения, нет производных качественных наречий, нет сочетаемости с наречиями степени. Однако и ряд других качественных прилагательных обладает только частью грамматических признаков, свойственных качественным прилагательным. Это связано прежде всего с тем, что данные признаки отражают различные аспекты семантики качественности. Так, способность изменения по степеням сравнения и сочетаемость с наречиями степени обусловлена наличием или отсутствием у обозначаемого признака шкалы градаций (ср. отсутствие этих свойств у прилагательных голыйбосой и слепойобозначающих признаки, которые не могут проявляться в разной степени).

23 января 2025
Страница ответа
Как одним словом обозначить способность распознавать что-то? Можно ли сказать распознавательность? Можно ли одним словом обозначить способность предсказывать что-то - предсказательность?

Возможно: распознавание, предсказывание, предсказание.

18 января 2025
Страница ответа

Справочники

Тире между подлежащим и сказуемым

§ 10. Между подлежащим и именным сказуемым на месте отсутствующей связки ставится тире, если подлежащее и сказуемое выражены существительными в форме именительного падежа: Флигель у дома на Садовой по проекту Михаила Александровича Врубеля — единственное строение из владений Мамонтовых, почти сохранившее свой внешний вид до наших дней (Кис.); Пушкинский край — край камней (Гейч.); Портрет этот — единственное живописное изображение дочери Анны Петровны Керн (Гейч.); ...

....); ...Моя способность держать при себе прошлое &mdash...

Знаки препинания при обособленных несогласованных определениях

§ 53. Несогласованные определения, выраженные существительными в форме косвенных падежей с предлогами и относящиеся к нарицательным именам существительным, обособляются: 1) если определяемое слово уже имеет впереди стоящие согласованные определения: Дверь отворяется, и в комнату входит маленький, сухой старик, с острой, седой бородкой, в тяжелых очках на красном, хрящеватом носу, в белом, длинном переднике и с лампой в руке (М. Г.); В альбоме был большой фотографический ...

...определяемом имени, не обособляются: Но, может быть, моя способность...

IX. Запятые при вводных предложениях и вводных словах

§ 155. Запятыми выделяются вводные предложения и вводные слова, например: Аркадий, мне кажется, во всех отношениях похож на кусок очень чистого и очень мягкого воска. Писарев Это была работа чистая, покойная и, как говорили наши, спорая. Чехов Казаки, слышно было, сделали отличную атаку. Л. Толстой Ты, сказывают, петь великий мастерище. Крылов Он, признаюсь, тогда меня смутил. Пушкин Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть. Крылов Этот, по словам Аркадия ...

...Тургенев Во-первых, обстоятельства, во-вторых, способность...

Ползти по-пластунски

Ползти по-пластунски - ползти на локтях, не отрывая тело от  земли. Пластуны - военные разведчики казацкого войска Новой Запорожской (Кубанской) Сечи. Во время военных действий пластуны, притаившись в камышах, часами следили за действиями противника. За эту способность лежать пластом в течение длительного времени их и назвали пластунами.

...За эту способность лежать пластом в течение длительного...

Степени сравнения прилагательных

Качественные прилагательные имеют непостоянный морфологический признак степеней сравнения. Школьная грамматика указывает (см., например, комплекс 2), что существует две степени сравнения — сравнительная и превосходная. Более корректным является выделение трех степеней сравнения — положительной, сравнительной и превосходной. Положительной степенью сравнения является исходная форма прилагательного, по отношению к которой мы осознаем другие формы как выражающие бoльшую / ...

...Это 1) неизменяемость, 2) способность управлять...

Категория состояния

Комплексы 1 и 2 выделяют особую группу слов — неизменяемые слова, выступающие как сказуемые безличных односоставных предложений. В комплексе 1 эти слова выделены в самостоятельную часть речи — категорию состояния. В комплексе 2 эти слова называются «словами состояния» и описаны в разделе, посвященном наречиям. Комплекс 3 об этом явлении не упоминает. Слова категории состояния обозначают состояние природы (Было холодно), человека (У меня на душе 

...является то, что они не сочетаются с подлежащим и теряют способность...

Переходность / непереходность глагола

Переходность — способность глагола управлять существительным со значением объекта в В. п. без предлога (читать книги). При отрицании форма В. п. меняется на Р. п. (не читать книг); к переходным также относятся глаголы, присоединяющие Р. п., совмещающий значение объекта и количества (выпить воды). Глаголы, которые могут управлять существительными в указанных формах, называются переходными. К непереходным относятся остальные глаголы (лежать), в том ...

...Переходность — способность глагола управлять...

Морфологический разбор спрягаемых форм глагола и инфинитива

Разбор формы инфинитива производится по следующей схеме: 1. Глагол. Начальная форма. 2. Морфологические признаки: а) постоянные: — переходность, — возвратность, — вид, — спряжение, б) непостоянные: — в форме инфинитива. 3. Синтаксическая роль в предложении. Разбор спрягаемых форм глагола производится по такой схеме: 1. Глагол. Начальная форма. 2. Морфологические ...

..., что переходность — это потенциальная способность...

Журнал

У слонов обнаружили способность называть друг друга по имени

Появление языка — один из поворотных моментов эволюции, выделивший человека среди других видов. Но можно ли считать язык исключительно нашим ноу-хау? Последние научные данные говорят о том, что элементы довольно сложных систем коммуникации есть и у других животных. Например, недавно у кашалотов выделили нечто похожее на алфавит. И вот теперь на очереди — слоны. Ранее было известно, что бутылконосые дельфины способны привлекать внимание конкретного ...

... Однако теперь, вероятно, эту способность следует...

...Почему же именно слоны смогли развить способность к...

Исследование: языковая способность появилась у человека 135 тысяч лет назад или раньше

Когда у людей появился язык? Ученые расходятся во мнениях по этому вопросу. Обычно их оценки основываются на данных, полученных в ходе изучения окаменелостей и культурных артефактов. Авторы нового исследования из Массачусетского технологического института выбрали иной подход. Они предположили, что если все языки имеют общее происхождение, то ключевой вопрос заключается в том, когда произошло первое разделение популяций Homo sapiens. Исследователи проанализировали данные 15 

...Когда у людей появился язык? Ученые расходятся во мнениях...

Физические упражнения улучшили понимание речи у пожилых людей

Снижение способности понимать речь может ухудшить качество жизни в пожилом возрасте. Специалисты в области нейронаук ранее предполагали, что способность мозга обрабатывать речь связана с аэробной выносливостью. Например, в одном из прошлых исследований было обнаружено, что пожилые люди с более высокой аэробной подготовкой реже испытывают неприятное ощущение, что слово вертится на кончике языка (эффект tip of the tongue, сокращенно ToT), а это ощущение относится к числу самых распространенных ...

...Специалисты в области нейронаук ранее предполагали, что способность...

...проверить, влияет ли повышение аэробной выносливости на способность...

...участники прошли тестирование, которое оценивало их способность...

Отсутствие внутренней речи мешает запоминать слова и находить рифмы

«И я думаю: как прекрасен этот мир», — пел Луи Армстронг. Способность размышлять, строить планы, оценивать мир с помощью слов для большинства из нас совершенно естественна. Но есть те, кому внутренняя речь недоступна — вплоть до того, что они считают ее художественным вымыслом. Авторы недавнего исследования решили проверить, как отсутствие внутренней речи влияет на способность запоминать слова и решать другие когнитивные задачи. Это состояние, при ...

...Способность размышлять, строить планы, оценивать мир...

...проверить, как отсутствие внутренней речи влияет на способность...

...определить, влияет ли отсутствие внутренней речи на способность...

Нейросеть научилась восстанавливать поврежденные древнеримские тексты

Международная группа математиков и историков из Великобритании и США представила систему искусственного интеллекта, способную восстанавливать частично утраченные надписи на латинском языке. Разработка, получившая название «Эней» (в честь легендарного героя Троянской войны), уже продемонстрировала высокую точность реконструкции — 90% успешных случаев. Об этом сообщает публикация в авторитетном научном журнале Nature. Для обучения ...

...высокую точность работы ИИ, но и его способность...

...Особенно впечатляющей оказалась способность системы...

Чувствительность мозга к орфографическим ошибкам формируется в подростковом возрасте

Орфографическая чувствительность — одно из уникальных человеческих свойств, связанное с восприятием письменной речи. Эта способность позволяет отличать не только слова от случайных наборов букв, но и правильно написанные слова от слов с ошибками. Чувствительность к орфографическому облику слова начинает формироваться обычно в младшем школьном возрасте, когда дети осваивают письмо. А в каком возрасте реакция на ошибки доводится до автоматизма? Это ...

...Эта способность позволяет отличать не только слова...

...о том, что в младшем школьном возрасте способность...

Переключение между языками может способствовать большей собранности у детей

Специалисты в области изучения мозга давно предполагают, что владение двумя и более языками хорошо сказывается на исполнительных функциях (ИФ, англ. executive functions). Это группа процессов, которые регулируют целенаправленное поведение. Благодаря ИФ мы можем переключаться между задачами, тормозить ненужные или неуместные реакции и сосредоточивать внимание на чем-то. Некоторые исследования выявляют связь между ИФ и владением языками, другие не показывают такой связи. Самые убедительные ...

...Главная мысль [теории] в том, что способность...

...к торможению — или способность удержаться...

Младенцы способны обобщать информацию о звуках языка уже в четыре месяца

Наша чувствительность к языкам — удивительная черта, которая позволяет нам быстро овладевать речью. Считается, что раннее освоение языка состоит из двух этапов. В ходе первого младенцы учатся отличать звуки родительского языка от посторонних звуков, другими словами, развивают чувствительность к звучанию именно того языка, на котором будут говорить. Этот процесс принято называть перцептивной настройкой (от perception — восприятие, схватывание). На втором этапе ребенок ...

...У него появляется способность формировать фонологические...

...возрасте четырех – шести месяцев появляется способность...

Что лингвистическая теория может дать школьному образованию?

На первый взгляд теоретические вызовы, стоящие перед современной лингвистической наукой, бесконечно далеки от проблем школьного русского. Но если предложить школьникам задуматься над почему-вопросами об устройстве языка, это расширит их научную картину мира и сделает освоение родного языка более увлекательным, считает доктор филологических наук, заведующий кафедрой теоретической и прикладной лингвистики филологического факультета МГУ Сергей Георгиевич Татевосов.

...На первый взгляд теоретические вызовы, стоящие перед...

...может быть сформулирован так: язык — это способность...

...В чем состоит языковая способность Как получается...

...Это та же способность, которая позволяет запоминать...

Екатерина Асонова: «Развитие функциональной грамотности — это в том числе работа с личным опытом»

Функциональная грамотность отличается от умения читать и писать, то есть от просто грамотности. Она имеет прямое отношение к тому, как человек работает с информацией: извлекает ее, обрабатывает, оценивает, излагает, применяет на практике, решает с ее помощью бытовые задачи. Как обстоит дело с функциональной грамотностью и чем отличаются в этом смысле подростки и взрослые? Мы поговорили об этом с заведующей лабораторией социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования Московского городского педагогического университета Екатериной Асоновой.

...Функциональная грамотность отличается от умения читать...

...Екатерина Асонова: Функциональная грамотность — это способность...

...Способность самостоятельно применить знания и навыки...

...глобальные компетенции, такие как креативное мышление и способность...

Больше точных совпадений не найдено, показать близкие результаты?

Показать
1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2025 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше