СОПОСТАВЛЯТЬ, сопоставляю, сопоставляет \\ сопоста[в]лять; в формах с сочетанием ющ: сопоставляющий... – сопоставля[йу]щий и сопоставля[и]щий.
СОПОСТАВЛЯТЬ, несов. (сов. сопоставить), что с чем. Сравнивать (сравнить) что-л. с чем-л., соотнося друг с другом, выявляя сходство и различие [impf. to compare (with), confront (with); * to identify with some-body or something, feel one shares (the ideas, feelings, problems, etc.) of someone (esp. a person in a story)]. Его открытия сопоставляли с величайшими открытиями мира. Охотник сопоставил плюсы и минусы теперешнего своего положения и решил пока остаться в избушке.
Ответы справочной службы
Оба варианта предложения некорректны, так как сопоставить ("сравнивая, соотнести друг с другом для получения каких-л. выводов") можно только вещи одного порядка. Сопоставлять растения и особенности так же невозможно, как сравнивать, например, мягкое и быстрое.
Слово эрудиция шире по значению, чем близкие по тематике слова познания и кругозор. Типичные сочетания с глаголом, такие как обладать эрудицией, показывать эрудицию, продемонстрировать эрудицию, блеснуть эрудицией, поразить эрудицией, свидетельствуют о том, что речь идет не только о впечатляющем багаже знаний, но и о навыках интеллектуальной работы с информацией, способности своевременно и в полном виде воспроизводить ее, сопоставлять сведения и выстраивать обоснованные умозаключения. Обратимся к цитате, в которой отражена суть понятия «эрудиция». Об одном из возможных претендентов на вакантное место доцента химии в Петербургском университете сказано следующее: «...его труд, показывающий богатую эрудицию, дает возможность видеть в авторе полное знакомство с литературой, счастливую способность ясно группировать факты и, что всего важнее, уменье и настойчивость в самостоятельной работе». Строки написаны в 1866 году и принадлежат профессору Д. И. Менделееву. Итак, подведем итоги нашего обсуждения. Очевидно, что можно обогатить багаж знаний, но в случае, если речь идет и о развитии навыков работы с таким багажом, глагол обогатить оказывается не вполне точным.
Если патрулирование осуществляют стратегические комплексы (военная техника), то правильно патрулирование (чем?) стратегическими комплексами. Если стратегические комплексы (объекты) патрулируются, то – патрулирование (чего?) стратегических комплексов. Обратите внимание: предложение построено неудачно, нельзя сопоставлять маршрут с территорией.
Журнал
Функциональная грамотность отличается от умения читать и писать, то есть от просто грамотности. Она имеет прямое отношение к тому, как человек работает с информацией: извлекает ее, обрабатывает, оценивает, излагает, применяет на практике, решает с ее помощью бытовые задачи. Как обстоит дело с функциональной грамотностью и чем отличаются в этом смысле подростки и взрослые? Мы поговорили об этом с заведующей лабораторией социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования Московского городского педагогического университета Екатериной Асоновой.
...Функциональная грамотность отличается от умения читать...
...Екатерина Асонова: «Развитие функциональной грамотности...
...Если мы будем сопоставлять читающего взрослого и читающего ребенка, то читающий ребенок, скорее всего, лет в тринадцать уже освоил и аудиокниги, и чтение с экрана....
Изучение систем коммуникации животных по понятным причинам долгое время ограничивалось наблюдениями. Затем появилась аппаратура, записывающая аудио- и видеоинформацию, возникла идея экспериментального подхода, и, наконец, на помощь специалистам пришли цифровые технологии и искусственный интеллект. Грамота рассказывает, как специалисты сегодня применяют эти методы и что узнаю́т с их помощью.
...Изучение систем коммуникации животных по понятным причинам...
...Какими методами можно изучать язык животных...
...Нервная активность меняется по мере того, как птицы учатся сопоставлять свои песни с шаблоном. Наконец, еще один передовой метод — оптогенетика. Она позволяет управлять активностью определенных нейронов с помощью света....
Сборник работ Виктора Петровича Григорьева «Будетлянин» посвящен творчеству русского поэта Велимира (Виктора Владимировича) Хлебникова. Грамота публикует одну из статей, вошедших в этот сборник.
...Сборник работ Виктора Петровича Григорьева «...
...Веха — чудо XX века...
...Возводить же парадигму или только словотворчество квазиархаиста Хлебникова к опытам Шишкова, хоть и пошло, но, разумеется, спокойнее, чем по-новому, без предвзятости сопоставлять целостные миры гениев русской словесности, забыв на время о достойном адмирале....