Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Точное соответствие
Найдено 438 результатов
сми

СМИ, нескл., мн. (сокр.: средства массовой информации)

сми
СМИ [сми], нескл., мн. — средства массовой информации

Ответы справочной службы

В последнее время разного рода СМИ часто употребляют сочетания типа "пожилая учитель", "внимательная врач". Какой-либо из официально принятых справочников допускает подобную норму или это просто тиражируемая ошибка?

Литературной норме отвечает следующее согласование:

Определение

а) необособленное определение ставится в форме мужского рода (даже при наличии в предложении собственного имени): Уже известный читателям автор Н. Петрова предложила новую статью.

б)  обособленное определение ставится в форме женского рода, если оно стоит после собственного имени: Автор Н. Петрова, уже известная читателям, предложила новую статью.

в) определение-причастие ставится в форме женского рода независимо от порядка слов: Предложившая новую статью автор Н. Петрова уже известна читателям. Автор Н. Петрова, предложившая новую статью, уже известна читателям.

Сказуемое

а) сказуемое в книжно-письменных стилях (особенно в строгой официально-деловой речи) ставится в форме мужского рода: 1) при отсутствии собственного имени; 2) если сказуемое предшествует сочетанию «рассматриваемое слово + собственное имя»: Диссертант изложил интересные наблюдения. Уже известный читателям автор предложил новую статью. Увлекательные заметки предложил редакции известный автор Н. Петрова.

б) сказуемое ставится в форме женского рода, если оно стоит после собственного имени: Автор Н. Петрова предложила редакции увлекательные заметки. Диссертант Иванова изложила интересные наблюдения.

в) сказуемое может быть поставлено в женском роде, если его форма является единственным показателем того, что речь идет о женщине, а пишущему важно это подчеркнуть: Автор – штурман авиационного женского полка ночных бомбардировщиков – посвятила свою повесть памяти боевых подруг.

Постановка определения или сказуемого в форме женского рода в условиях, не отвечающих перечисленным выше, свойственна разговорному стилю.

Страница ответа
Популярное ныне словосочетание «правильное питание» часто встречается и в разговорной речи, и в СМИ, и в печатных изданиях. Но как же писать сокращенный вариант этого словосочетания — пп/п.п./ПП/П.П.?

Пока что словарями такое сокращение не зафиксировано. Считается, что приемлемы лишь такие сокращения, которые в текстах, предназначенных для широкого читателя, понятны читающему без расшифровки, что едва ли можно сказать о любом варианте сокращения термина "правильное питание". Впрочем, на сайте https://sokr.ru/ (который не является нормативным источником) приведен вариант ПП.

Страница ответа
Как поставить ударение: собралИсь или собрАлись? Во всех ли орфоэпических словарях рекомендуется "собрАлись"? Почему?

Предпочтительно: собрали́сь, этот вариант соответствует строгой литературной норме, а в словарях, адресованных работникам СМИ, он указан в качестве единственно верного. В менее строгой речи допустимо ударение собра́лись. Такой вариант фиксирует, например, «Большой орфоэпический словарь русского языка» М. Л. Каленчук, Л. Л. Касаткина, Р. Ф. Касаткиной.

Страница ответа

Справочники

Пиар и компромат

Пиар – именно в таком виде, от английской аббревиатуры Р. R. (которая читается как [пи ар]), заимствовано это слово в русский язык. Значение – "связи с общественностью", public relations. Как результат буквенной транслитерации это слово на кириллице писалось паблик рилейшнз (релейшнз). Но корректно писать это сочетание либо на латинице, либо по-русски на кириллице – пиар. Словарные фиксации и толкования. В 2000 г. зафиксировано в "Толковом словаре иноязычных ...

...В "Кратком словаре современных понятий и терминов": "1) сотрудник, чиновник по связи со СМИ и общественностью; пресс-секретарь отдела общественненной информации учреждений и организаций и сама пресс-служба; 2) (разг.) целенаправленная информация СМИ и пр. для создания паблисити, имиджа...

...В этом же словаре (4-е изд., испр. и дораб.): "Целенаправленная информация СМИ и пр. для создания паблисити, имиджа как часть избирательной технологии)..; черный пиар – вброс в общество чаще всего недостоверных сведений (документов, материалов), компрометирующих того или иного кандидата в...

...Пиар и компромат...

Какие выражения используются в деловой переписке?

Первой частью любого письма (аспекта) является мотивация, объясняющая побудительные мотивы, причины составления текста. Стандартные выражения, указывающие на причину По причине задержки оплаты... В связи с неполучением счета-фактуры... Ввиду несоответствия Ваших действий ранее принятым договоренностям... Ввиду задержки получения груза... Вследствие изменения цен на энергоносители... Учитывая, что производственные показатели снизились на... Учитывая социальную значимость объекта... При ...

...Для наиболее полного освещения деятельности Вашей oрганизации в СМИ. Для решения спорных вопросов... В целях безопасности прохождения груза... В ответ на Ваш запрос... Во избежание конфликтных ситуаций......

...Какие выражения используются в деловой переписке?...

Достигнуть и достичь

Вопрос Есть ли разница в употреблении глаголов достигнуть и достичь? В русском языке встречаются двоякие формы инфинитивов нескольких глаголов: с формантами -бегнуть (напр., избегнуть - избечь)  с формантами -стигнуть (напр., достигнуть - достичь) глагола стынуть - стыть. В современном литературном языке вариативны только последние два форманта. Причем среди приставочных глаголов с корневой морфемой стыть сегодня уже не имеет ...

...Более употребительный в языке СМИ глагол достичь преобладает в бессуфиксном варианте. В разговорном языке для обоих глаголов явно предпочитается более короткий вариант: достичь, постичь. Правильно Равноправные варианты: достигнуть и достичь...

...Достигнуть и достичь...

Журнал

Легко ли быть грамотным?

Грамотные люди вызывают у окружающих сложные чувства. С одной стороны, они пользуются авторитетом, к ним испытывают уважение. С другой, грамотная устная и письменная речь некоторым кажется излишеством: раз меня все равно понимают, зачем мучиться и учить правила? Кроме того, одни, как принято думать, обладают врожденной грамотностью, а другие не могут справиться с буквами из-за дислексии и дисграфии. И все-таки грамотность сегодня становится таким же полезным навыком, как умение строить отношения с коллегами или говорить на иностранном языке. Какая грамотность нам нужна в эпоху спелл-чекеров и чатботов? Попробуем подступиться к этой важной теме.

...Грамотность можно измерять, развивать и извлекать из...

...Грамотные люди вызывают у окружающих сложные чувства...

...Впрочем, такие понятия, как инфостиль и простой язык, появились совсем недавно, так что есть надежда на то, что хороших текстов в разных жанрах, от законов до научных статей и публикаций в СМИ, будет все больше....

...Шаклеина «Не говори шершавым языком» собраны и проанализированы десятки случаев нарушений норм русского литературного языка, допущенных работниками СМИ, а также российскими политиками, бизнесменами, военными и деятелями культуры 90-х годов....

...Легко ли быть грамотным?...

Функции и характерные черты публицистического стиля речи

Публицистический стиль речи — один из функциональных стилей, который используется в ситуациях, когда нужно не просто донести информацию, но и повлиять на читателя или слушателя, сформировать мнение по поводу общественно важного вопроса. Этот стиль можно встретить не только в СМИ, но и в речах политиков или в книгах.

...Он предназначен для СМИ, выступлений и публицистической литературы...

...Этот стиль можно встретить не только в СМИ, но и в речах политиков или в книгах....

...Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ. М. : Флинта : Наука, 2008.  Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. М. : Педагогика-Пресс, 1994.  Лазуткина Е. М....

...Задачи и сферы использования Так как публицистический стиль предназначен прежде всего для СМИ (газет, журналов, телевидения, радио, интернет-порталов и блогов) и направлен на массовую аудиторию, это определяет две его главные функции: информирование и воздействие, причем баланс между...

...Функции и характерные черты публицистического стиля...

Новый учебный год и новое правописание

Ольга Евгеньевна Кармакова, учитель русского языка лицея № 1525 города Москвы, старший научный сотрудник отдела диалектологии Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, кандидат филологических наук, член Орфографической комиссии РАН, ответила на вопросы нашего корреспондента Марины Шевцовой.

...Интервью с филологом и школьным учителем Ольгой Кармаковой...

...Ольга Евгеньевна Кармакова, учитель русского языка...

...Демократия у нас понимается как вседозволенность и распущенность, поэтому во многих СМИ используется ненормативная лексика, что, на мой взгляд, недопустимо....

...Новый учебный год и новое правописание...

Больше точных совпадений не найдено, показать близкие результаты?

Показать