Подсказки для поиска
Точное соответствие
Найдено 32 результата

Словари

Глагол, несовершенный вид, непереходный
1.
Направлять чью-л. деятельность, быть во главе чего-либо.
2.
(кем-чем) Являться побудительной причиной чьих-л. действий, поступков.
Всё об этом слове
Метасловарь
руководить

РУКОВОДИ́ТЬ, руковожу́, руководи́т (! неправ. руково́дит...) \\ р[у]ководи́ть, в беглой речи возможно р[ə]ководи́ть.

руководить
РУКОВОДИ́|ТЬ, руковожу́, руковод|и́т, -я́т, несов., V б, неперех.

1.0. Направлять деятельность кого-чего-л.; быть во главе чего-л., играть определяющую роль в чём-л.   Син. возглавля́ть, завора́чивать, кома́ндовать, распоряжа́ться.

Руководить аспирантом (людьми, страной, государством, какой-л. организацией, какой-л. партией, какой-л. работой, строительством чего-л., собранием, какой-л. борьбой, боем, какой-л. операцией …). Руководить кем-чем-л. где-л. (напр., в институте, в Москве, на заводе, на Урал

руководить
РУКОВОДИ́ТЬ, -вожу́, -води́шь; нсв. кем-чем. 1. Направлять чью-л. деятельность, быть во главе чего-л. Р. аспирантами. Р. отделом. Р. сражением, строительством. Р. действиями своих подопечных. 2. кем-чем. Являться побудительной причиной чьих-л. действий, поступков. Его действиями руководил расчёт. Вами руководил эгоизм. Что руководит тобой?

Ответы справочной службы

Как наиболее корректно описывать такие действия, как управление, руководство, администрирование и менеджмент чего-либо, в форме глаголов совершенного вида? Хотелось бы избежать громоздких формулировок типа «выполнил(а)/провёл(-ела)/организовал(а)/осуществил(а) управление/руководство/администрирование/менеджмент», но «от/про/сруководил(а)» и подобное для данных действий звучит неестественно и, возможно, даже является некорректными. Вопрос касается в первую очередь заполнения пунктов в списке профессиональных достижений в резюме. Несколько примеров с другими глаголами для демонстрации: «проектирование электросети» превращается в «спроектировал(а) электросеть», «написание технического задания» становится «написал(а) техническое задание», «контроль сроков выполнения» — «проконтролировал(а) сроки выполнения» и т.д.

Глаголы управлять, руководить, администрировать не имеют видовых пар совершенного вида, которые могли бы употребляться в рамках литературной нормы. Единственный выход — использование тех самых «громоздких формулировок», о которых Вы пишете.

28 сентября 2025
Страница ответа
Здравствуйте! 1) Подскажите, пожалуйста, выражение "капля по капле" - устойчивое, нужно выделять его запятыми или нет? Он, не отступая, понемногу, капля по капле, добивался воплощения в реальность своих идей. 2) Корректно ли вместе употреблять через дефис словосочетание "научно-обоснованно" или нужно разделить слова запятыми, как однородные члены? И насколько вообще по стилистике здесь подходит употребление этого словосочетания "научно-обоснованно"? Масштабность в делах и мыслях, знания и практический опыт позволили ему грамотно, научно-обоснованно руководить сложными проектами. Спасибо!

1. Запятая нужна: Он, не отступая, понемногу, капля по капле, добивался воплощения в реальность своих идей. Капля по капле — устойчивое выражение. 

2. Корректно: Масштабность в делах и мыслях, знания и практический опыт позволили ему грамотно, на научной основе руководить сложными проектами.

30 октября 2024
Страница ответа
Добрый день. Уточните, пожалуйста, управление в русском языке слова Лидировать. В последнее время неоднократно слышу в деловой лексике выражения "лидировать направление", "лидировать проект" в значении "руководить направлением, проектом". Можно ли считать это новой языковой нормой?

Слово лидировать существует, но в литературном языке этот глагол непереходный, то есть нельзя сказать лидировать что-то.

Это калька с английского, и она не вошла в языковую норму. Верно: руководить проектом, возглавлять проект.

31 июля 2019
Страница ответа
Как правильно: Руководить разработкой планов и осуществлять контроль... (за их выполнением, над выполнением, за выполнением, их выполнения)

Возможно: контроль за выполнением, контроль выполнения.

23 февраля 2018
Страница ответа
Этот проверенный временем и тщательно отобранный набор из 72 коучинговых моделей позволит вам коучить, руководить и направлять отдельных людей, команды и организации, помогая им достигать значительно более высоких результатов, в какой бы ситуации эти модели не применялись. НЕ применялись или нИ применялись? Спасибо!

Верно: ...в какой бы ситуации эти модели ни применялись.

31 октября 2017
Страница ответа
К вопросу № 290971 Скажите, почему нужны и почему ответ так однозначен? По какому правилу, с вашей точки зрения, там запятые нужны? Разве не подходит по смыслу "в качестве", отождествление? Мнение филологов разделилось. Верно ли, что в зависимости от смысла, вкладываемого писателем, запятые факультативны?

Действительно, вопрос непростой. В «Справочнике по пунктуации: для работников печати» Д. Э. Розенталя (М., 1984) указано: «Всегда обособляется приложение при личном местоимении». В качестве иллюстрации приведен пример: Мне, как лицу высокопоставленному, не подобает ездить на конке (Ч.).

В «Полном академическом справочнике» под ред. В. В. Лопатина (М., 2006), в параграфе 63, формулируется следующее правило: «При отнесенности к личным местоимениям место приложения не играет роли, оно обособляется всегда».

При этом в обоих справочниках есть особое правило об оборотах с союзом как. Д. Э. Розенталь формулирует его так: «Обособленное приложение может присоединяться союзом как (с дополнительным значением причинности), а также словами по имени, по фамилии, по прозвищу, родом и др. (независимо от того, какой частью речи выражено определяемое слово): Илюше иногда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать все самому (Гонч..); Как старый артиллерист, я презираю этот вид холодного украшения (Ш.); Леонтьев увлекся этой мыслью, но, как человек осторожный, пока что о ней никому не рассказывал (Пауст.)... Примечание. Если союз как имеет значение «в качестве», то присоединяемый им оборот не обособляется: Полученный ответ рассматривается как согласие (Аж.)... Не обособляется и приложение с союзом как, характеризующее предмет с какой-либо одной стороны: Читающая публика успела привыкнуть к Чехову как юмористу (Фед.).

В «Полном академическом справочнике» подчеркивается: «Приложение с союзом как надо отличать от оборота со значением 'в качестве'. Ср.: Он, как инженер, должен быть руководителем стройки (будучи инженером, должен руководить; приложение). — Он приехал на стройку как инженер (в качестве инженера...)».

Сравним с приведенным в вопросе предложением: Я (?) как читатель (?) обращаю. «Как читатель» означает ‘будучи читателем’. Как и в предложении Он, как инженер, должен быть руководителем стройки слова как инженер означают ‘будучи инженером’.

Обратим внимание и на то, что необособляемые обороты с как в значении ‘в качестве’ в обоих справочниках занимают позицию конца предложения и являются частью сказуемого. В «Полном академическом справочнике» дается прямая отсылка к следующему правилу (§ 90, б): «Обороты со сравнительными союзами (частицами) как, словно, будто, точно, как будто, что не выделяются запятыми <...> при передаче значения 'в качестве' (оборот является частью сказуемого): Сергей Лазо был прислан комитетом как главнокомандующий (Фад.); ...Тамара Ивановна поняла этот голос как посланное ей вдогонку прощание (Расп.)». Подобная отсылка есть и у Д. Э. Розенталя.

В заключение добавим, что, по нашему мнению, отсутствие запятых в приведенном предложении не должно считаться грубой ошибкой и служить поводом для снижения оценки пишущиму, т. к. правила, регламентирующие пунктуацию в подобных конструкциях, чрезвычайно сложны и не изучаются в школе. Возможно даже, что данная норма нуждается в пересмотре. Спор профессиональных филологов заставляет по крайней мере усомниться в ее существовании. 

15 ноября 2016
Страница ответа
Здравствуйте, уважаемая "Грамота"! Подскажите, пожалуйста: Руководить объединенным(и) первым и вторым цехом (цехами)... Спасибо!

Лучше: руководить объединенными первым и вторым цехами.

29 июня 2012
Страница ответа
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как отличить указательные местоимения (например, это, вот) от указательных частиц. Спасибо.

На практике можно руководствоваться таким принципом. Частицы - служебные части речи; они не являются членами предложения, к ним не задаются вопросы от других членов предложения. С местоимениями все иначе: они выступают как полноправные члены предложения.

Наконец, в случае сомнений нужно заглянуть в словарь. Там обычно есть подсказки:

1. ЭТО. частица.
1.
Усиливает вопросительное местоимение или наречие, а также другие отдельные слова в предложении. Кто это пришёл? Куда это ты идёшь? Ведь это я тебе звонил.
2. (при сказуемом, выраженном сущ., инф. или предикат. нареч.).
Употр. как связка. Музыка - это блаженство. Руководить - это быть всегда впереди. Путешествие - это всегда интересно.

2. ЭТО. I.
1. местоим. сущ.
к Этот.
2.
Употр. как указательное слово на границе двух предложений, из которых второе является объяснением, истолкованием первого. Рентген был известный физик, это он открыл гамма-излучение. II. это, этого; ср.
1.
То, о чём говорится в предшествующем или последующем предложении. Экономический кризис - об этом пишут все газеты.
2.
Всё то, что было перечислено в предшествующей речи. Музыка, голоса - всё это сливается в общий шум. Пляж, море, танцы - это мне знакомо.

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, какие варианты являются правильными? руководство к действию руководство по применению руководство к применению И есть ли тут какое-то правило сочетаемости? Спасибо Анастасия Боровая

На выбор варианта управления влияет значение слова.

РУКОВОДСТВО, -а; ср.
1.
к Руководить (1 зн.). Взять на себя р. поисковыми работами. Доверить кому-л. р. институтом.
2.
То, чем руководствуются или следует руководствоваться. План - р. к действию. Ваши советы служат руководством на будущее.
3.
Учебник, пособие для изучения чего-л. Р. по машинному вязанию. Р. по электронике. Учебное, техническое р.
4. собир.
Руководители. Руководство Союза писателей. Художественное р. театра. Новое р. института. Отвечать перед руководством за что-л. < Под руководством кого-чего, в зн. предлога.
Под началом кого-л. Диссертация выполнена под руководством профессора Колесова. Программа осуществляется под руководством министерства.

2 декабря 2009
Страница ответа
Здравствуйте! Скажите, надо ли это предложение изменить или дополнить (добавив, к примеру, слова - независимо от того): Нами должны руководить не наши неустойчивые эмоции, а указания партии, согласуются с ними наши чувства или нет.

Лучше перестроить фразу.

Справочники

Знаки препинания при обособленных приложениях

§ 61. Распространенные приложения, стоящие после определяемого слова — существительного или местоимения, а также отделенные от них другими членами предложения или относящиеся к отсутствующему члену предложения, обособляются запятыми: Володя, семнадцатилетний юноша, некрасивый, болезненный и робкий, сидел в беседке (Ч.); Вспомнилась маленькая девочка, племянница Спирьки (Шукш.); В «Последнем сроке» от нас вот так ушла старуха Анна, в «Прощании с Матёрой»

...быть руководителем стройки (будучи инженером, должен руководить...

Двигаться: двигается и движется

Вопрос Как правильно: поезд двигается или движется? Глагол двигаться относится к так называемым избыточным, или изобилующим, глаголам, то есть к глаголам, имеющим параллельные формы в настоящем времени, в повелительном наклонении, а также деепричастные и причастные формы. Параллельные формы избыточных глаголов могут различаться стилистически и по смыслу. Стилистически различаются, например, формы настоящего времени следующих глаголов: алкать: 

...nbsp;содействовать развитию чего-либо, побуждать, руководить...

Пользователь

Вопрос Как правильно: пользователь компьютером или пользователь компьютера? Существительное пользователь в значении не сохраняет управление глагола, от которого оно образовано (пользоваться чем), а требует род. п.: пользователь чего – пользователя компьютера, пользователь Интернета, пользователь телефонной сети. Ср.: руководить кем-чем, но руководитель кого-чего. Правильно пользователь чего.

...: руководить кем-чем, но руководитель кого-чего...

Женотделить

ЖВН – одно из возможных прочтений – жатка волновая навесная (так эта аббревиатура расшифрована на www.sokr.ru). В другом источнике: ЖВН – жена врага народа (Росси Ж. Справочник по ГУЛАГу. В 2-х ч. М., 1991). А вот какие сокращения зафиксированы в "Толковом словаре языка Совдепии" (СПб.,1998): женделегатка (делегат-женщина), женолп (женский отдел лагерного пункта); женорг (женский организатор); женотдел (отдел в ...

...пропагандистскую работу среди женщин); женотделить (руководить...

На (тот) случай(,) если

НА (ТОТ) СЛУЧАЙ(,) ЕСЛИ, союз Придаточные предложения, присоединяемые союзом «на (тот) случай(,) если», выделяются (или отделяются) запятыми. При этом, если слово «тот» отсутствует, союз может целиком входить в придаточную часть (и не разделяться запятой), но чаще расчленяется (в этом случае запятая ставится между частями союза, перед словом «если»). О факторах, влияющих на расстановку знаков препинания, см. в Прил. 3. «A propos, –

...Цыпкина выздоровела и захочет с сегодняшнего дня ими руководить...

Страдательные причастия

Страдательные причастия обозначают признак того предмета, на который направлено действие: книга, читаемая мальчиком. Страдательные причастия настоящего времени образуются от переходных глаголов НСВ, от основы настоящего времени с помощью суффикса -ем- (иногда -ом) для глаголов I спряжения: чита-ем-ый, вед-ом-ый, -им- для глаголов II спряжения: хран-им-ый. Страдательные причастия могут образовываться от единичных непереходных глаголов: руководимый и 

...управляемый образованы от непереходных глаголов руководить...

...: руководить, управлять заводом)....

Переходность / непереходность глагола

Переходность — способность глагола управлять существительным со значением объекта в В. п. без предлога (читать книги). При отрицании форма В. п. меняется на Р. п. (не читать книг); к переходным также относятся глаголы, присоединяющие Р. п., совмещающий значение объекта и количества (выпить воды). Глаголы, которые могут управлять существительными в указанных формах, называются переходными. К непереходным относятся остальные глаголы (лежать), в том ...

...предлогом или в другом падеже с предлогом или без (руководить...

Журнал

В октябре в Переделкине пройдет мастерская перевода древнегреческой литературы

С 1 по 8 октября 2025 года в Доме творчества Переделкино пройдет мастерская, посвященная переводу литературы с древнегреческого языка. Руководить мастерской будет Лия Ермакова — кандидат филологических наук, доцент департамента филологии НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, специалист в области классической, византийской и новогреческой филологии, исследователь трагедий Эсхила в переводе Вячеслава Иванова. Подать заявку на участие в мастерской могут переводчики из любой страны старше 18 лет. В ...

...Руководить мастерской будет Лия Ермакова — кандидат...

Простая железнодорожница, неоднозначная машинистка, обидная директриса: чем нас могут удивить феминитивы

Некоторые феминитивы не вызывают у говорящих никаких возражений, а другие образуются с трудом или раздражают. При этом наши представления о том, когда появились в русском языке профессиональные обозначения для женщин и для каких занятий они использовались, часто не соответствуют реальности. Лингвист Ирина Фуфаева разбиралась в языковой судьбе слов — возмутителей спокойствия.

...Некоторые феминитивы не вызывают у говорящих никаких...

...совсем неочевидно — директрисы прошлого могли руководить...

Как работает редактор в медиа? Избегает прилагательных и делает глагол главным

У редакторов, которые работают в печатных и электронных медиа, часто нет ни журналистского, ни редакторского образования, но это не мешает им быть настоящими профессионалами. Заместитель главного редактора портала «Такие дела» Инна Кравченко рассказала Грамоте, что работать с фактурой, внимательно относиться к деталям и думать про драматургию текста она научилась на телевидении и в бизнес-изданиях, а еще в ГИТИСе и на сценарных курсах.

...У редакторов, которые работают в печатных и электронных...

...далека, но согласилась на эту авантюру — стала руководить...

Больше точных совпадений не найдено, показать близкие результаты?

Показать
1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2025 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше