Подсказки для поиска
Точное соответствие
Найдено еще 11 203 результата

Словари

Существительное, женский род, 1-е склонение
1.
Учебное заведение, которое осуществляет общее образование и воспитание молодого поколения; здание, в котором помещается это заведение.
2.
Система общего образования, совокупность соответствующих учреждений и учебных заведений.
Всё об этом слове
Существительное, мужской род, 2-е склонение
1.
в значении наречия
Ответно, в свою очередь.
2.
в функции сказуемого
В качестве ответа.
Всё об этом слове
Существительное, женский род, 1-е склонение
1.
мансийское хантыйское
johyl. На Севере и Дальнем Востоке России: вяленая или копчёная рыба.
Всё об этом слове
Метасловарь

Ответы справочной службы

Уважаемая Справка! Как правильно написать о школе в селе Березовка - Б(б)ерезовская средняя школа? Спасибо за ответ.
Если это не является официальным названием учреждения, корректно написание с маленькой буквы.
30 января 2007
Страница ответа
Скажите пожалуйста, если посёлок Песочный, то как можно назвать школу этого посёлка: песоченская или песочинская школа? Понимаю, что, скорее всего, школа посёлка Песочный, ну а всё-таки? Заранее спасибо за ответ.
Лучше: песочнинская школа.
19 декабря 2007
Страница ответа
Здравствуйте! С прописной или строчной буквы пишутся названия научных, художественных школ (как направлений): т(Т)артуско-московская школа семиотики, м(М)осковская архитектурная школа, п(П)сковская школа зодчества? Спасибо.

В правилах орфографии прямых указаний нет. Однако в словаре В. В. Лопатина, И. В. Нечаевой, Л. К. Чельцовой «Прописная или строчная?» зафиксированы названия некоторых художественных и научных школ со строчной буквы (барбизонская школа жи­вописи, венецианская шко­ла живописи, владимиро-суздальская школа (зодчества и иконописи) и др.). На эти написания можно опираться как на прецедентные. 

8 апреля 2020
Страница ответа
Здравствуйте, если клуб называется "Адаптер", то необходимо ли склонять название применимо к школе этого клуба: школа клуба "Адаптер", но школа "АдаптерА" или школа "Адаптер"?

Поскольку «Адаптер» — название клуба, а не школы, то верно: школа (чья?) «Адаптера».

6 февраля 2025
Страница ответа
Здравствуйте! Может ли прилагательное "русскоговорящий" быть использовано в качестве определения к слову "школа"? Конкретнее: школа русскоговорящая или русскоязычная? Актуально для школы, работающей за рубежом... Заранее благодарю за ответ!

Прилагательное русскоговорящий сочетается только со словами, обозначающими говорящих на языке. Для определения школы корректно использование слова русскоязычная.

27 сентября 2025
Страница ответа
Какое окончание должно быть у существительного "школа": Награждается ученица 3 класса МОУ школа №29 или школы №29

Здесь верно: Награждается ученица 3 класса МОУ "Школа № 29".

16 марта 2010
Страница ответа
Дубль два. Подскажите, малокомплектка - малокомплектная школа - заключать в кавычки или нет? Надеюсь получить ответ.
См. ответ № 214217.
26 января 2007
Страница ответа
Подскажите, пожалуйста, как будет правильно учитель "Ивановской основной школы" - филиала МБОУ "Петровская средняя школа" или учитель "Ивановская основная школа" - филиала МБОУ "Петровская средняя школа"

Название без родового слова следует склонять: учитель «Ивановской основной школы» — филиала МБОУ «Петровская средняя школа».

17 марта 2022
Страница ответа
Как правильно подписать тетрадь: Ученика ГБОУ «Школа 878» или Ученика ГБОУ «Школы 878»?

Грамматически правилен первый вариант. Но мы полагаем, что на тетради достаточно написать: ученика школы № 878

27 августа 2018
Страница ответа
Доброго времени суток, уважаемые сотрудники грамоты.ру. Ответьте, пожалуйста, как пишется название школы: в кавычках или без? ГБОУ "Школа № 399" или ГБОУ школа № 399. А также, подскажите, пожалуйста, как пишется название школы, если школа носит имя какого-либо человека. Например школа № 356 им. Н.З. Коляды. Заранее благодарна.

Как правило, название пишется без кавычек, но уставом образовательной организации может быть предусмотрено и написание в кавычках. Т. е. нужно читать устав.

31 августа 2016
Страница ответа

Справочники

Пиар, да не тот

Из письма читателя портала Грамота.ру:  Читая "Историю моего современника" В. Короленко, в главе "Детская любовь" я наткнулся на следующее предложение: "Особенно запомнилась мне поэма, в которой описывались детские годы в школе иезуитов или пиаров". Неужели во времена Короленко существовали школы, в которых готовили специалистов по связям с общественностью? Я нашел вот что: "Пиар, или пиарист – член католического монашеского ордена ...

...Из письма читателя портала Грамота.ру:  Читая...

IX. Запятые при вводных предложениях и вводных словах

§ 155. Запятыми выделяются вводные предложения и вводные слова, например: Аркадий, мне кажется, во всех отношениях похож на кусок очень чистого и очень мягкого воска. Писарев Это была работа чистая, покойная и, как говорили наши, спорая. Чехов Казаки, слышно было, сделали отличную атаку. Л. Толстой Ты, сказывают, петь великий мастерище. Крылов Он, признаюсь, тогда меня смутил. Пушкин Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть. Крылов Этот, по словам Аркадия ...

...§ 155. Запятыми выделяются вводные предложения...

Наш ответ Чемберлену

Наш ответ Чемберлену - лозунг, который появился в связи с нотой правительства Великобритании советскому правительству от 23 февраля 1927 года за подписью министра иностранных дел О. Чемберлена. «Наш ответ на английскую ноту» - заглавие публикации в «Правде» от 27 февраля. «Привет Кантону! Вот наш ответ Чемберлену!» - заметка в «Правде» от 2-го марта.

...Наш ответ Чемберлену - лозунг, который появился...

В ответ на (что)

В ОТВЕТ НА (что), предлог Обороты, присоединяемые предлогом «в ответ на», обычно не обособляются. Он не сдвинулся с места и вяло покивал в ответ на удивление художника. В. Аксенов, Пора, мой друг, пора. В ответ на мой запрос Центральный партийный архив Института марксизма-ленинизма ГДР… смог сообщить следующее... Д. Гранин, Зубр. И в ответ на недоуменный взгляд бабушки дедушка сказал, что сейчас у Якоба и Рахили ...

...В ОТВЕТ НА (что), предлог Обороты, присоединяемые...

Отдать отчет

Вопрос Как правильно: отдавать отчет в своих действиях или своим действиям? Устойчивое словосочетание дать (отдать) себе отчет в значении «понять, осознать что-нибудь» управляет предл. п.: дать или отдать себе отчет в чем-нибудь - отдавать себе отчет в своих действиях Правильно дать (отдать) себе отчет в чем.    

...Вопрос Как правильно: отдавать отчет в своих...

Изучать микробов или микробы? Одушевленность существительных

1. Что такое одушевленность существительных? «Категория одушевленности-неодушевленности существительных является грамматическим выражением противопоставления живого и неживого, но понимаемого не в научном плане (в смысле живой и неживой природы, то есть органического и неорганического мира), а в плане бытовом, житейском». (Еськова Н. А. Краткий словарь трудностей русского языка. 6-е изд., испр. М., 2008.) 2. Как выражается одушевленность? «

...1. Что такое одушевленность существительных? «...

Безударные частицы не и ни

§ 77. Существуют две разные по значению и употреблению частицы — не и ни. Ср. случаи, когда они выступают под ударением: Он не´ был сегодня в школе. Кто бы он ни´ был, с ним необходимо поговорить. Но в большинстве случаев частицы не и ни безударны и в произношении неразличимы. Для выбора правильного написания надо определить, какая именно частица употреблена в том или ином конкретном случае. Основная функция частицы не — отрицание. Отрицательная частица может ...

...§ 77. Существуют две разные по значению и употреблению...

Предисловие

Правила орфографии и пунктуации тесно связаны с состоянием и законами развития грамматического строя языка и его словарного состава. Орфографические и пунктуационные изменения в известной мере отражают развитие структуры языка. Современное русское правописание, подвергшееся упрощению в 1918 году (когда были устранены в нем архаические пережитки, например: написание -аго в форме род. пад. прилагательных, -ыя в формах женского и среднего рода множественного числа прилагательных, буквы ...

...Правила орфографии и пунктуации тесно связаны с состоянием...

Какими бывают деловые письма?

Письмо – это обобщенное название различных по содержанию документов, пересылаемых по почте. Деловые письма решают организационные вопросы, правовые проблемы, а также вопросы экономических отношений корреспондентов. Информация в деловом письме носит протокольный характер. Поэтому письма регистрируются и факт устного сообщения не исключает необходимости почтового отправления. По тематическому признаку деловые письма делятся на коммерческие письма (составляются при заключении и ...

...Письмо – это обобщенное название различных...

Предназначено

Вопрос Как правильно: предназначено кому или для кого? В значении «заранее предопределено (о судьбе)» правильно предназначено кому — Ему было предназначено спасти родную деревню; Ему была предназначена тяжелая участь. В значении «назначено для использования кем-нибудь или где-нибудь»: предназначено для кого-чего и предназначено кому-чему — книги предназначены для студентов и книги ...

...Вопрос Как правильно: предназначено кому ...

Учебник

Обособленные согласованные определения

Стоящее перед главным словом причастие не выделяется запятыми. А вот причастие, стоящее после главного слова, выделяется. Еще несколько сюжетов из жизни обособленных определений – в правиле.

...Стоящее перед главным словом причастие не выделяется...

...Обособленные согласованные определения...

....Некоторые согласованные определения выделяются запятыми...

Нормы постановки знаков препинания в сложносочинённых предложениях

Продолжить изучение стоит правилом:

...Нормы постановки знаков препинания в сложносочинённых...

....Обычно запятая в сложносочинённом предложении разделяет...

Сложносочинённое предложение

В сложносочиненном предложении несколько частей, и обычно они разделяются запятыми. А когда запятая не ставится или нужен другой знак? Объясняем, почему в предыдущем предложении нет запятой.

...В сложносочиненном предложении несколько частей, и...

...Сложносочинённое предложение...

....Обычно запятая в сложносочинённом предложении разделяет...

Сложное бессоюзное предложение

Встретилось бессоюзное предложение – готовимся выбирать знак: двоеточие ли нужно поставить, тире, запятую или точку с запятой. Вариантов много; каждый мы разложили по полочкам.

...Встретилось бессоюзное предложение – готовимся выбирать...

...Сложное бессоюзное предложение...

...Запятая.Между частями бессоюзного сложного предложения...

Сочетание знаков препинания

В каком, ну в каком порядке ставить знаки препинания, когда они оказываются рядом в одном предложении?! В этом параграфе научимся не только сносить жестокие удары русской пунктуации, но и правильно оформлять сноски.

...В каком, ну в каком порядке ставить знаки препинания...

...Сочетание знаков препинания...

...Сочетание знаков при оформлении прямой речи.Изобразим...

Оформление диалога

— Итак, диалог!
— ?
— Разберёмся, как оформляется диалог на письме.
— Прямо-таки «разберёмся»?
— Ну уж точно не запутаемся.

...— Итак, диалог!— ? — Разберёмся, как оформляется диалог...

...Оформление диалога...

.... Каждая реплика даётся с нового абзаца. В таком случае...

Журнал

Ответы редакции журнала «Русский язык в школе» на вопросы читателей

«Грамота.ру» продолжает публикацию материалов из архива журнала «Русский язык в школе». Предлагаем вашему вниманию ответы редакции журнала на вопросы учителей русского языка. Эти ответы были опубликованы почти 80 лет назад, в № 4 за 1937 год, но будут интересны и современному читателю. В тексте сохранены особенности орфографии и пунктуации тех лет.

...«Грамота.ру» продолжает публикацию материалов...

...К какому роду относятся имена существительные, употребляемые...

10–19 июля в Москве пройдет Летняя лингвистическая школа

Летняя лингвистическая школа — это выездное научное мероприятие, в котором участвуют школьники, студенты и преподаватели. В течение десяти дней несколько десятков человек, интересующихся лингвистикой, учатся, общаются, отдыхают и работают над научными проектами. Преподают в Летней школе ведущие ученые-лингвисты и популяризаторы науки. Кроме собственно лингвистических лекций на ЛЛШ проводятся лекции по математике, антропологии, переводоведению и 

...Летняя лингвистическая школа — это выездное...

Министерство просвещения объявило конкурс «Лучшая русская школа за рубежом»

Центр международного сотрудничества Министерства просвещения России объявил о старте международного конкурса «Лучшая русская школа за рубежом». Об этом сообщил в конце сентября телеграм-канал Ассоциации русских школ за рубежом «Мир образования». К участию приглашают учебные заведения и преподавателей русского языка и других дисциплин на русском языке, работающих в системе общего и дополнительного образования. Цель проекта — поддержка педагогов и коллективов ...

...Центр международного сотрудничества Министерства просвещения...

Макс Фасмер как филолог русской школы

«О составлении „Этимологического словаря русского языка“ как о главной цели своей научной деятельности я мечтал еще во время первых исследований, посвященных влиянию греческого языка на славянские (1906-1909), — писал Макс Фасмер о своем труде. — Многие пожелания, высказанные в рецензиях на мой словарь, несомненно, будут полезными для последующего русского этимологического словаря, в котором должно быть уделено особое внимание многочисленным словам, названным здесь неясными. Если бы мне пришлось начать работу снова, я уделил бы большее внимания калькам и семасиологической стороне».

...«О составлении „Этимологического словаря...

...Известный ученый-славист В. Кипарский, пытаясь...

Вышел в свет «Объяснительный орфографический словарь» для начальной школы

  Друзья! В день рождения «Грамоты.ру» (14 ноября порталу исполнилось 22 года) делимся с вами радостной новостью: вышел в свет «Объяснительный орфографический словарь (1–4 классы)». Его авторами стали старший научный сотрудник Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, заместитель главного редактора портала «Грамота.ру» кандидат филологических наук Е. В. Арутюнова и научный сотрудник Института русского языка им. В. В.

...  Друзья! В день рождения «Грамоты.ру...

«Пространство грамотности в современной школе» обсудят с участием Грамоты 1 ноября

Панельная дискуссия «Пространство грамотности в современной школе как инструмент повышения образовательных результатов в целом» пройдет 1 ноября в 16:30–18:00 в выставочном комплексе «Гостиный двор». Основные темы для обсуждения: Грамотность как базовый навык и основа для освоения всех предметов в школе.  Как сделать русский язык и литературу интересными? Инновационные методы и инструменты преподавания. Роль привлекательного образовательного ...

...Панельная дискуссия «Пространство грамотности...

Преподавание русского языка в школе: концепция — обязательный минимум — программа

Программа создана в рамках проекта «Разработка новых концепций и базовой программы преподавания русского языка для московских школ» в 2000–2001 годах. Настоящий проект разрабатывался сотрудниками лаборатории словесности МИРОСа, соисполнителем является кафедра русского языка Института лингвистических проблем РГГУ. Программа может быть использована целиком или отдельными фрагментами, учителю предоставляется возможность самому распределить материал и количество часов по классам, особо пристальное внимание уделяя «дорогим его сердцу» темам. Сами авторы, преподающие в школе, используют ее в своей работе.

...Программа создана в рамках проекта «Разработка...

...I. Концепция Русский язык как школьный предмет...

Вышла коллективная монография о научных школах петербургского Института лингвистических исследований РАН

Ответственный редактор монографии — академик Николай Николаевич Казанский, специалист по классической филологии и индоевропеистике. Книга рассчитана на широкий круг читателей, которые интересуются российской наукой и ее историей. 

...Ответственный редактор монографии — академик...

...Институт лингвистических исследований имеет богатую...

В средних школах Великобритании появится экзамен по жестовому языку

В конце декабря 2023 года министерство образования Великобритании ввело британский жестовый язык в программу для получения общего сертификата среднего образования (GCSE). Это означает, что любой учащийся 14–16 лет (на этот возраст рассчитана программа) сможет освоить жестовый язык как предмет по выбору. Такое решение власти страны приняли отчасти благодаря усилиям семнадцатилетнего Дэниела Джиллингса. Он последовательно выступал за включение жестового языка в школьный ...

...В конце декабря 2023 года министерство образования...

Билингвальному ребенку нужно создать в школе правильную среду, чтобы двуязычие стало его преимуществом

Круглый стол, организованный Федеральным институтом родных языков народов РФ, прошел 4 апреля в ЦВК «Экспоцентр» и на онлайн-платформе «ММСО.Коннект». В нем участвовала  Мария Лебедева — заведующая лабораторией когнитивных и лингвистических исследований Института Пушкина, а также руководитель образовательного направления Грамоты. Она рассказала о преимуществах билингвизма и о том, как можно ...

...Круглый стол, организованный Федеральным институтом...

1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2025 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше