Подсказки для поиска
Точное соответствие
Найден еще 181 результат

Словари

Существительное, средний род, 2-е склонение
1.
Способность воспринимать явления окружающего мира; усвоение, осознание.
2.
психология философия Форма чувственного отражения действительности в сознании, включающая в себя понимание и осмысление её на основе предшествующего опыта.
Всё об этом слове
Существительное, средний род, 2-е склонение
Всё об этом слове
Глагол, совершенный вид, переходный
Всё об этом слове
Метасловарь

Ответы справочной службы

Уважаемые коллеги! Продолжает ли оставаться некорректным произнесение «два плюс три равно пять» и «угол АВС равен шестьдесят градусов»? Или норма «поплыла» под давлением бесчисленных случаев ее нарушения и дательный падеж в таких случаях перестал быть обязательным? Мой вопрос вызван Вашим ответом № 255497. Цитирую: Уважаемые сотрудники справочной службы! Пожалуйста, сообщите, можно ли написать такое предложение: Например, формулу Ln z = ln|z| + i Arg z мы предлагаем читать так: "Многозначный логарифм z равен логарифм модуля z плюс i умножить на многозначный аргумент z". Сомнение здесь вызывает следующее. С одной стороны, эту формулу в математике часто читают именно так (в том числе авторитетные преподаватели - профессора и т. д.), а с другой стороны, можно ли после слова "равен" использовать винительный, а не дательный падеж (то есть можно ли писать "равен логарифм", а не "равен логарифму"). Переделывать предложение (то есть заменять винительный падеж на дательный или, например, писать "равен сумме логарифма... и...") я не хотел бы именно потому, что я хочу написать предложение именно так, как оно действительно обычно читается в математике. Ситуацию можно упростить. Формулу 2 + 3 = 5 часто читают "два плюс три равно пять", а не "два плюс три равно пяти". Во-первых, можно ли так читать, и во-вторых, можно ли написать такое предложение (например, в учебнике русского языка для иностанцев): Формулу 2 + 3 = 5 читают "два плюс три равно пять" (или "два плюс три равно пяти"). Заранее большое Вам спасибо за ответ. Sergey Kostin Ответ справочной службы русского языка. Предложение, приведенное Вами, можно оставить без изменений. Падежное согласование в косвенных падежах существенно затруднит восприятие этой формулы читателем. Конец цитаты. Заранее спасибо. С искренним уважением к Вам и Вашей очень полезной и нужной работе, Василий

Строгая норма требует дательного падежа после слова равно: Два плюс три равно пяти. Но очевидно, что в реальности соблюдать это правило затруднительно, ведь после равно может стоять гораздо более сложное с грамматической точки зрения числительное. Поэтому использование именительного падежа нельзя назвать ошибкой.

11 декабря 2012
Страница ответа
Уважаемая грамота! Подскажите, пожалуйста, какой из вариантов верен: "качество ... и восприятие... являются важнЫМ инструментОМ продаж" или "качество ... и восприятие... являются важнЫМИ инструментАМИ продаж"? Спасибо!

Лучше: являются важными инструментами.

27 марта 2013
Страница ответа
Здравствуйте. Верно ли расставлены знаки препинания: У нас есть задумка - организовать занятия об изменениях кинематографа, показать, как монтаж и сценарий меняют восприятие фильма. Заранее спасибо.

Ваш вариант пунктуационного оформления возможен.

Добрый день! Очень срочно! Я уже писала вам, но не получил ответа. Какой знак препинания - запятая или точка с запятой - ставится при перечислении десятичных дробных чисел, идущих одной строкой, например: 1,05;(,) 5,45;(,) 1,25? Редактор настаивает на запятой, но, по-моему, в данном случае она затрудняет восприятие информации. Спасибо!

Не следует использовать один и тот же знак как знак перечисления и как знак-разделитель между целой и дробной частью числа. Постановка точки с запятой оправданна.

27 октября 2014
Страница ответа
Подскажите, пожалуйста, допустимо ли в содержании книги после _Глава 1_ ставить двоеточие и далее писать название главы с прописной буквы? Или же всегда нужно ставить только точку? Пример: Глава 1: Восприятие совершенства Или же Глава 1. Восприятие совершенства И ещё вопрос: с прописной или со строчной указывается часть главы? Пример: Глава 1. Восприятие совершенства (часть 1) Или же Глава 1. Восприятие совершенства (Часть 1) Большое спасибо!

Между наименованием главы и рубрикой ставится точка. Корректно:

Глава 1. Восприятие совершенства

Часть первая 

3 февраля 2018
Страница ответа
В предложениях типа "Искусный рыболов", книга(,) которую написал Исаак Уолтон, [...]" необходима ли запятая, вводящая придаточное в рамках уточняющего оборота? Мне кажется, её постановка затруднит восприятие предложения из-за сложившегося нагромождения запятых. Как следует поступить и по какому правилу?

Запятую перед придаточным предложением следует ставить по общему правилу. 

22 июня 2016
Страница ответа
Добрый день, подскажите, пожалуйста, нужны здесь запятые - От того,(?) как в эстетическом плане оформлен документ,(?) во многом зависит восприятие и, соответственно, отношение как к тексту, так и к автору послания. Спасибо!

Указанные запятые нужны. Однако с точки зрения стилистики слова в эстетическом плане лучше заменить. Возможный вариант: От того, насколько аккуратно (красиво) оформлен документ, во многом зависит восприятие...

30 июня 2016
Страница ответа
Здравствуйте! Нужна ли точка внутри закрывающей скобки после слов "информации", "оценка" (публикуется список тем): 6 класс «Все обо всем» (словари, справочники. Виды справочных изданий по содержанию). 8 класс «Информационный запрос». (Правила оформления записи источника информации); «Анализ текста». (Восприятие, истолкование оценка). Какой вариант предпочтительней использовать: как для 6-го класса (без точки после темы и с маленькой буквы после скобки) или как для 8-го? Допустимы ли разные варианты в одном тексте?

Верный вариант оформления: 6 класс: «Все обо всем» (словари, справочники, виды справочных изданий по содержанию). 8 класс: «Информационный запрос» (правила оформления записи источника информации), «Анализ текста» (восприятие, истолкование, оценка). 

24 марта 2020
Страница ответа
Здравствуйте! Во фразе "конструктивное восприятие проблем, как источника новых возможностей" перед КАК требуется запятая?

Запятая не нужна.

Периодическое издание установило внутреннее правило: ни в каких случаях не выделять кавычками обороты "кроме..." и "помимо..." . Журналы налогового характера, много текстов сложных, с придаточными предложениями и деепричастными оборотами, и употребление этих запятых совсем затрудняет восприятие текстов. Насколько допустимо такое "самоуправство"? Можем ли мы оставить это правило для внутреннего потребления? Будем благодарны за совет.

Вы имеете в виду выделение запятыми (не кавычками)?

Названные Вами обороты по рекомендациям справочных пособий обособляются факультативно, но фактически (на практике) они обособляются в большинстве случаев. Думаем, целесообразно оставить этот вопрос на усмотрение авторов текстов. В ряде случаев и отсутствие запятой может затруднить восприятие текста читателем, поэтому вызывает сомнения жизнеспособность этого внутреннего правила издания.

18 августа 2009
Страница ответа

Журнал

Новые возможности восприятия книг: что лучше, буквы или звуки?

Новые технологии «отвязали» текст не только от бумажного носителя, но и от букв, и теперь у нас есть возможность выбирать между собственно чтением и слушанием. У каждого способа есть свои преимущества и ограничения, но в целом восприятие текста мало зависит от того, по какому каналу — зрительному или слуховому — он попадает в наш мозг. 

...Новые технологии «отвязали» текст не только...

...При всех достоинствах аудиокниг надо отметить, что восприятие...

...Результаты эксперимента позволяют предположить, что восприятие...

На восприятие эмодзи влияют пол, возраст и национальность участников общения

За последние 30 лет эмодзи (смайлы) стали универсальным феноменом. К 2015 году, согласно исследованиям, 92% людей использовали их в онлайн-общении. Одна из причин популярности эмодзи в том, что они могут быть понятны каждому — по крайней мере базовые символы, обозначающие радость, грусть или гнев. Но даже их люди могут интепретировать по-разному, как выяснили авторы статьи в журнале PLOS ONE. К исследованию привлекли 253 добровольцев из ...

...За последние 30 лет эмодзи (смайлы) стали универсальным...

Экономические истории: как язык влияет на экономику

Возможно, метафоры и нарративы — не первое, что приходит на ум, когда мы думаем про рынки и инвестиции. Но экономика завязана на обмене информацией, и лексика или тональность новостных сообщений играют в экономическом взаимодействии более существенную роль, чем кажется на первый взгляд. Грамота рекомендует несколько публикаций издания «Эконс», которые показывают отношения между языком и экономикой с неожиданной стороны.

...Возможно, метафоры и нарративы — не...

...притчи» и использовать метафоры, а восприятие...

...читателем экономических моделей похоже на восприятие...

А Васька слушает, да ест! Искусство говорить как путь к успеху

В коммуникации важную роль играет риторика, напоминает журнал «Наука и жизнь». Внимательное отношение к выбору слов и выражений, к логике высказывания, а также к дикции и интонации — ключ к успеху.

...В коммуникации важную роль играет риторика, напоминает...

...многочисленные примеры ошибок, которые могут повлиять на восприятие...

Точка, точка, запятая

«Привет» или «ПРИВЕТ»? А может быть, «првиет!»? Вариантов поздороваться в онлайн-переписке, как и написать любое другое слово, множество, пишет «Системный Блокъ». Причем каждый из них обладает своим эмоциональным оттенком и передает настроение собеседника.

...«Привет» или «ПРИВЕТ»? А может...

...новые правила языку, направляет его и меняет наше восприятие...

В плену грамматики и словаря

Каким образом можно увидеть разницу в картине мира на конкретных языковых примерах? Журнал «Наука и жизнь» приводит интересные случаи такого рода в английском и русском языках.

...Каким образом можно увидеть разницу в картине мира...

...языка, на котором мы говорим и пишем, влияют на наше восприятие...

Я вижу, значит, я понимаю: как устроены метафоры восприятия

Язык дарит свободу общения, но при этом предлагает ограниченный набор звуков, слов и грамматических конструкций. В основе этого парадокса лежит удивительная способность языка наделять уже знакомые слова новыми значениями и ассоциациями. Один из механизмов, которые связывают речь и мышление, — метафора. О том, где мы можем заметить работу этого механизма, рассказывает лингвист Валерий Шульгинов.

...Язык дарит свободу общения, но при этом предлагает...

...отражает реальность, но и активно структурирует ее восприятие...

...фундаментальные когнитивные структуры, формирующие наше восприятие...

Как дети учатся читать и что нам говорит об этом наука

О трех важных этапах, которые проходит ребенок, когда он учится читать, рассказывает статья онлайн-журнала «Системный Блокъ».

...О трех важных этапах, которые проходит ребенок, когда...

...Пока ребенок тратит много усилий на восприятие слов...

Будущие учителя литературы не справились с пониманием художественного текста

В исследовании участвовала группа из 34 студентов бакалавриата МГППУ — будущие учителя начальных классов. В течение двух лет с ними работали специалисты по педагогической психологии, изучая их восприятие художественных произведений. Результаты показали, что бакалавры недостаточно готовы к самостоятельной работе с художественными текстами. Так, четверть студентов не поняла основную идею рассказа, который им предложили для анализа. Около половины не смогли верно определить чувства и ...

...специалисты по педагогической психологии, изучая их восприятие...

Исследование: носители разных языков по-разному воспринимают оттенки цвета

Известный факт: количество названий цветов и оттенков цвета в разных языках отличается. Эти различия в языке, как выясняется, влияют и на наше зрительное восприятие цвета. Совместное исследование Норвежского университета естественных и технических наук и Университета Осло показало, что люди, говорящие на языках с несколькими словами для обозначения оттенков, воспринимают их быстрее. Например, носители русского языка, в котором есть слова голубой и 

...как выясняется, влияют и на наше зрительное восприятие...

1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2025 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше