Подсказки для поиска
Точное соответствие
Найдено 347 результатов

Словари

Глагол, совершенный вид, переходный
1.
сов. к глаголу Брать.
2.
(с союзами: и, да и, да и другим глаг.) выражает внезапное или неожиданное действие.
Всё об этом слове
Метасловарь
взять

ВЗЯТЬ, возьму́, возьмёт; взял, взяла́ (! неправ. взя́ла), взя́ло и взяло́, взя́ли; взя́тый; взят, взята́ (! неправ. взя́та), взя́то (! не рек. взято́), взя́ты и допуст. взяты́ \\ в формах с сочетанием вз: взять... – [в]зять и допуст. старш. [в’]зять; в формах с сочетанием зьм:  возьмёшь... – во[з’]мёшь (! неправ. во[з]мёшь).

взять
взять, возьму́, возьмёшь; взял, взяла́, взя́ло, взя́ли

Ответы справочной службы

При изучении с десятиклассниками ошибок, связанных с речевой избыточностью, столкнулись со словосочетанием "пристально разглядывать". Есть ли здесь плеоназм? В толковании слова звучит понятие "пристально всматриваться". Если можно, поясните на конкретных примерах отсутствие ошибки. Благодарю!

В речи распространены обороты, претендующие на характеристику «плеонастический»: спуститься вниз, подняться наверх, увидеть своими глазами, слышать собственными ушами, взять рукой и т. п. Выражение пристально разглядывать можно отнести к этой же разновидности сочетаний, в которых одно из слов может оцениваться как излишнее, но в то же время сообщает о такой детали в действиях человека, какая автору видится важной. Сравним два вопроса: Что это вы разглядываете? и Что это вы так пристально разглядываете? Без сомнения, это разные по смысловым особенностям вопросы. Именно смысловые отличия высказываний, в которых нет подобных «лишних» слов и в которых они употреблены, служат аргументами в обсуждении их лексического состава. Вывод: оценку словосочетанию следует давать только с учетом контекста высказывания и стилистических особенностей всего текста.

24 ноября 2025
Страница ответа
Почему говорим "этот мышь"- мужской род, а если взять лишь слово "мышь" по окончанию и вопросу это женский род Так как в итоге правильно???

В литературном языке слово мышь является словом женского рода — эта мышь. Как слово мужского рода слово мыш широко распространено в диалектах — этот мыш, этого мыша́. Оно же может использоваться в речи носителей литературного языка как элемент языковой игры или в художественных текстах как стилистическое средство. В этом случае оно пишется без мягкого знака.

4 ноября 2025
Страница ответа
Здравствуйте, подскажите, можно ли здесь поставить запятую или все же нужно двоеточие? "Они не будут по пять минут выбирать, взять с собой новомодный раф или отдать предпочтение капучино". Спасибо!

Корректные варианты:

  • Они не будут по пять минут выбирать, взять с собой новомодный раф или отдать предпочтение капучино.
  • Они не будут по пять минут выбирать: взять с собой новомодный раф или отдать предпочтение капучино?
1 ноября 2025
Страница ответа
Здравствуйте! "в бардачке моей машины лежал запас пикников и твиксов" — нужно название батончиков взять в кавычки?

Выбор написания зависит от контекста и авторского замысла. Если стоит задача передать на письме бытовую, непринужденную речь, такое написание (строчными и без кавычек) уместно. Если контекст выходит за рамки обиходно-разговорного, понадобятся кавычки и прописные буквы.

22 октября 2025
Страница ответа
1) Если не собираешься в тексте писать после даты слово год, можно ли произвести наращивание в духе «в 2015 я сделал невероятное открытие»? Или таки «в 2015-м я...»? 2) В своëм вопросе выше я использовал словосочетание «слово год»: нужно ли «год» ad hoc заключать в кавычки? В каких ситуациях это нужно, а когда — нет? 3) Приветствуется ли использование «ë» в научных, новостных, технических текстах? Не будет ли это ошибкой? Желательно ли использовать «ë› вместо «е»?

1. При обозначении года без употребления слова год рекомендуется использовать наращение: в 2015-м я сделал… 2. Слово год надо выделить курсивом или взять в кавычки, потому что оно в данном случае не является обозначением временного отрезка, а воспроизводит элемент лексической системы языка. 3. Правила устанавливают случаи, когда употребление буквы ё является обязательным. В остальных случаях ее употребление остается на усмотрение автора текста или издателя.

22 октября 2025
Страница ответа
Здравствуйте! Нужна ли тут запятая — «Взять и сделать». Например, «Взять и помыть полы», «Взять и закупиться по полной»

Запятая не требуется: взять и сделать; взять и помыть полы; взять и закупиться по полной.

6 октября 2025
Страница ответа
Скажите, пожалуйста, какого рода и числа существительное "моти" (десерт из рисового теста)? Вкусный / вкусное / вкусные моти?

Заимствованное из японского языка слово моти, подобно другим неизменяемым существительным, употребляется с грамматическим значением формы множественного (японские моти) и единственного (моти делается из истолчённого в пасту клейкого риса) числа. С определенностью говорить о роде этого неологизма едва ли возможно: его родовую принадлежность могут определять существительные-гиперонимы лепешка, пирожок, десерт, пирожное. Традиция относить неизменяемые неодушевленные существительные к среднему роду здесь также может играть свою роль. В текстах нам встретились следующие примеры: взять еще одну моти; поджаренный моти; последнее моти сберечь; моти, обернутое в соленый лист сакуры.

5 октября 2025
Страница ответа
Последнее время слышу такое употребление "взял квартиру за наличные", "клиент (риэлтора) с наличными" в таком смысле, что необходимая сумма имеется на счёте целиком и покупателю не нужно брать кредит, поэтому он покупает "за нал", "за наличные". То есть имеется в виду не антоним - наличные/безналичные деньги, а антоним взять в кредит/взял за наличные. Насколько грамотно употреблять это словосочетание таким образом?

Такое значение слова наличные не зафиксировано нормативными словарями, но может быть характерно для профессионального сленга (риелторов или других специалистов). В рамках профессионального жаргона использование слова наличные в значении 'собственные средства' можно считать грамотным, но это не так, если мы говорим о литературной норме.

28 сентября 2025
Страница ответа
Спасибо огромное за прошлый ответ! Ещё вот успел возникнуть вопрос, какая будет словообразовательная цепочка у слова "весовщик". Взять, к примеру, слово "сортировщик", там понятно сорт - сортировать - сортировщик, а с весовщиком никак не получается.

Существительные с суффиксом -щик- обозначают лицо или предмет, осуществляющий действие, названное производящим глаголом. В качестве производящих глаголов в этой словообразовательной модели выступают глаголы обоих видов, относящиеся к разным формообразовательным классам. Конечная гласная инфинитивной основы не сохраняется (усечение производящей основы). Словообразовательный процесс часто сопровождается наращением производящей основы. Сортировщик ← сортирова-ть (усечение глагольной основы), весовщик ← веси-ть (усечение и наращение глагольной основы). Ср. также: прицепщик ← прицепить (усечение), лакировщик ← лакировать (усечение), наклейщик ← наклеить (усечение и наращение), присмотрщик ← присмотреть (усечение), обманщик ← обмануть (усечение), набойщик ← набить (усечение и наращение) и т. п.

18 сентября 2025
Страница ответа
Здравствуйте! Допустим, я хочу назвать вино вишневым, имея в виду не то, что его сделали из вишен, а то, что при брожении виноградный сок получил вишневый привкус. Правильно ли я понимаю, что мне нужно взять прилагательное в кавычки?

Да, Вы правы.

12 сентября 2025
Страница ответа

Справочники

Наречия

Вводные замечания Наречия, образованные с помощью приставок от слов различных частей речи, в соответствии с общими правилами слитного и раздельного написания пишутся слитно. Однако существует объективная сложность разграничения в языке наречий с приставками и сочетаний существительных с предлогами, выражающих, как и наречия, обстоятельственные значения. Кроме того, среди наречий есть значительное количество единиц, традиционное раздельное написание которых не соответствует как общему принципу ...

...acute; чках, на кулички и на куличках, на побегушки (взять...

Знаки препинания при однородных членах предложения

§ 25. Однородные члены предложения (главные и второстепенные), не соединенные союзами, разделяются запятыми: В кабинете стояли коричневые бархатные кресла, книжный шкап (Наб.); После обеда он сидел на балконе, держал на коленях книгу (Бун.); Холодом, пустотой, нежилым духом встречает дом (Сол.); Впереди цветение вишенья, рябины, одуванчиков, шиповника, ландышей... (Сол.); Остается только безмолвие воды, зарослей, вековых ив (Пауст.); Щербатова рассказывала о своем детстве, о ...

...се, и туда и сюда, ни два ни полтора, ни дать ни взять...

Безударные частицы не и ни

§ 77. Существуют две разные по значению и употреблению частицы — не и ни. Ср. случаи, когда они выступают под ударением: Он не´ был сегодня в школе. Кто бы он ни´ был, с ним необходимо поговорить. Но в большинстве случаев частицы не и ни безударны и в произношении неразличимы. Для выбора правильного написания надо определить, какая именно частица употреблена в том или ином конкретном случае. Основная функция частицы не — отрицание. Отрицательная частица может ...

...отца, ни в склад ни в лад, ни да ни нет, ни дать ни взять...

Знаки препинания при прямой речи

§ 133. Прямая речь, т. е. речь другого лица, включенная в авторский текст и воспроизведенная дословно, оформляется двумя способами. Если прямая речь идет в строку (в подбор), то она заключается в кавычки: «Я жалею, что не знала вашего отца, — сказала она погодя. — Он, должно быть, был очень добрым, очень серьезным, очень любил вас». Лужин промолчал (Наб.). Если прямая речь начинается с абзаца, то перед ней ставится тире (кавычки отсутствуют): Федя и Кузьма ...

...скорее добраться до «конторы», скорее взять...

I. Общие правила

§ 49. Чтобы правильно написать согласную в конце слова или перед другими согласными (п или б, ф или в, т или д, с или з, к или г, ш или ж), нужно взять другую форму того же слова или подобрать другое слово того же корня, где после согласной оказалась бы гласная, и писать ту согласную, которая пишется перед гласной, например: дуб, дубки (дубы), рукав, рукавчик (рукава), лиф, лифчик (лифы), молотьба (молотить), низкий, низший (низок), высший(высокий), когти (коготь), ложка (ложечка), плошка ...

...или в, т или д, с или з, к или г, ш или ж), нужно взять...

III. Запятая между однородными членами предложения

§ 143. Запятая ставится между однородными членами предложения, не соединенными посредством союзов, например: Со всех сторон слышались смех, песни, веселье. Л. Толстой В комнате все смотрело уютно, чисто, светло. Салтыков-Щедрин У ног его две большие связки разных ключей, надетых на кольца из проволоки, исковерканный самовар из жести, молоток, подпилки. М. Горький Примечание 1. Два или несколько прилагательных, согласованных с одним и тем же существительным и не соединенных между ...

...мертв, ни взад ни вперед, ни рыба ни мясо, ни дать ни взять...

ХIII Неударяемые частицы НЕ и НИ

§ 48. Следует различать правописание неударяемых частиц не и ни. Частицы эти различаются по значению и употреблению. 1. Частица не употребляется для отрицания, например: Не я говорил об этом. Я не говорил об этом. Я говорил не об этом. Необходимо обратить внимание на отдельные случаи употребления этой частицы: а) При наличии отрицательной частицы не и в первой, и во второй части составного глагольного сказуемого предложение получает ...

...ни мертв; ни то ни се; ни рыба ни мясо; ни дать ни взять...

Взять на цугундер

Взять на цугундер  (устар.) – подвергнуть наказанию; привлечь к ответу. Происхождение фразеологизма связывается с временами немецкой муштровки в русской армии, а цугундер – искаженное zu hundert, что буквально означает «к сотне» (ударов) и является приказом о наказании провинившегося. Впрочем, есть и другая версия, согласно которой цугундер – искаженное немецкое zu Hunden (буквально «к собакам», в ...

...Взять на цугундер  (устар.)...

Брать/взять на карандаш

Брать/взять на карандаш что-либо (публ). – делать запись, заметку для памяти, записывать что-либо. Выражение возникло в среде журналистов, репортеров, писателей, которые по роду своей деятельности оперативно записывают свои жизненные наблюдения. Краткие заметки на месте наблюдения за какими-либо событиями служат материалом для дальнейшей работы. Предполагают также, что выражение образовано усилением образной основы слова заметка в обороте брать на заметку 

...Брать/взять на карандаш что-либо (публ)....

Облиневанный факт

Облиневанный факт  - достоверные, точные и всем известные сведения. Облиневанный - от устаревшего глагола облинеить - «взять в рамку, отбить чертой по длине строки».

...устаревшего глагола облинеить - «взять...

Журнал

Евгений Головко о связи лингвистики с науками о человеке и обществе

Лингвистика не существует в вакууме и активно взаимодействует с другими науками. Чем занимается социолингвистика и антропологическая лингвистика? Почему важно документировать языки народов России? Об этом ведущие подкаста «Глагольная группа» лингвисты Дмитрий Коломацкий и Игорь Исаев поговорили с членом-корреспондентом РАН Евгением Головко — специалистом в области алеутского языка, социолингвистики и языковых контактов.

...Лингвистика не существует в вакууме и активно...

...кого можно забрать в армию и с кого взять...

...оказалось «на пять человек больше», надо взять...

Имя собственное или нарицательное?

Любители словарных игр просят специалистов разобраться в вопросе о торговых названиях: являются ли они именами собственными (и, следовательно, в игру не принимаются) или нарицательными (и тогда имеют право на жизнь)? Им отвечает доктор филологических наук, специалист по терминологии Владимир Моисеевич Лейчик.

...Любители словарных игр просят специалистов разобраться...

...Взять, например, лекарства....

... Или взять такой случай....

23 октября в Доме Пашкова Грамота проведет открытый разговор о русском языке

В рамках VII Недели осведомленности о дислексии «100 ответов о дислексии. Встречаемся в Ленинке» Ассоциация родителей детей с дислексией и Грамота приглашают в Дом Пашкова на открытый разговор о русском языке. Речь пойдет о грамматике, но не только. Наиболее устойчивая часть языка меняется медленно, но некоторые новшества можно заметить прямо сейчас. В чем изменения в грамматике языка похожи на становление речи ребенка? Какую роль в этих изменениях играют мемы? Как рождаются ...

...мероприятие можно на сайте РГБ, с собой необходимо взять...

«Дорогие дети! Я в вас верю, всё будет в порядке!»

30 мая российские школьники будут сдавать ЕГЭ по русскому языку. Всё, что можно было выучить, выяснить и повторить, уже сделано, подготовка практически завершена. Осталось подойти к экзамену в бодром, уверенном и по возможности не слишком тревожном состоянии. Как родители и учителя могут поддержать ребенка в эти дни? Что можно посоветовать самим выпускникам? Грамота спросила об этом психолога Елену Морозову —  кандидата психологических наук, доцента Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования.

...30 мая российские школьники будут сдавать ЕГЭ по русскому...

...Можно взять ментоловый карандаш и вдохнуть несколько...

...Можно взять с собой что-то маленькое и ценное как талисман...

Сможет ли искусственный интеллект заменить писателей?

Уже сейчас писатели издают книги, которые написаны ими в соавторстве с нейросетями. Спецпроект «Писатели vs Нейросети», созданный изданиями «Системный Блокъ» и «Подтекст», анализирует, какие этапы создания художественного текста может упростить нейросеть и насколько полезны языковые модели. 

...Уже сейчас писатели издают книги, которые написаны...

...Поэтому целесообразно взять модель, уже обученную на...

Спрос на копирайтеров сокращается. Эксперты винят нейросети

Число вакансий для копирайтеров за первые восемь месяцев 2024 года оказалось меньше на 23% по сравнению с тем же периодом прошлого года. А число вакансий для редакторов уменьшилось почти вдвое. Просели и размеры вознаграждения: на 21% у копирайтеров и на 13% — у редакторов. Такие данные со ссылкой на сервис поиска работы HeadHunter приводит «Коммерсантъ». Эксперты рынка, опрошенные изданием, связывают это падение с распространением ...

...Устименко, пока работу копирайтеров не могут полностью взять...

Владимир Плунгян: «Русистам смотреть на другие языки не всегда привычно»

Про русский язык сегодня известно очень много. Чтобы сделать в русистике что-то действительно новое, хорошо бы посмотреть на описание языка радикально иначе. Такой взгляд со стороны типологии, как мне кажется, может быть продуктивным.

...Про русский язык сегодня известно очень много. Чтобы...

...  Нельзя взять в узоре одну ниточку и вытянуть...

«Почему он не читает?» Книга советов Алихана Динаева для родителей, учителей и других взрослых

Книга учителя обществознания из Чечни Алихана Динаева вышла в издательстве «Альпина Дети» в начале декабря. Ее благородная цель — помочь родителям превратить нечитающего ребенка в ребенка с книгой. Нам так понравились идеи и советы автора, что мы добавили к ним один собственный.

...Книга учителя обществознания из Чечни Алихана Динаева...

...мы знаем, что лучше убрать подальше телефон и взять...

В Метасловаре Грамоты появилась возможность проверять ударения при подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Приближается экзамен по русскому языку, и многие выпускники хотят сейчас повторить самое важное и сложное. Грамота решила им помочь и добавила в Метасловарь специальные цветные плашки «ЕГЭ».  Так мы отметили те слова, которые включены в орфоэпический словник ЕГЭ: ударение в них может вызвать трудности, но на экзамене нужно обязательно знать, как правильно.

...Приближается экзамен по русскому языку, и многие...

...Браться Бухгалтер Верный Вероисповедание Взять...

Исследование: мы больше доверяем тем людям, чья речь похожа на нашу

Известный факт: мы больше доверяем людям, похожим на нас. Это верно и по отношению к тем людям, чья речь похожа на нашу: выбором слов, грамматических конструкций, произношением. Но какие механизмы социальной психологии стоят за этим? Ответить на эти вопросы помогла недавняя работа междисциплинарной исследовательской группы под руководством Терезы Матцингер из Венского университета. Группа рассматривала две версии. Согласно первой, люди доверяют тем, кого интуитивно ...

...информации участники должны были решить, кого они хотят взять...

Больше точных совпадений не найдено, показать близкие результаты?

Показать
1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2025 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше