Подсказки для поиска
Точное соответствие
Найдено еще 12 993 результата

Словари

Глагол, несовершенный вид, переходный
1.
(кого-чего, что, с инф) Иметь желание получить что-либо, намерение делать что-либо; испытывать потребность, необходимость в ком-, чём-либо.
2.
(за кого-что) Оценивать в какую-л. сумму при продаже, требовать в обмен на кого-, что-либо.
Всё об этом слове
Частица
1.
Выражает полное отрицание того, что обозначает слово или сочетание, перед которым она стоит.
2.
между повторяющимися словами, при наречиях: очень, вполне, слишком. без. Выражает неопределённость, неполное отрицание или ограниченное утверждение.
Всё об этом слове
Метасловарь
не хочу

не хочу (сколько угодно, без ограничений), после пов. пишется через тире, напр.: ешь – не хочу, гуляй – не хочу

Ответы справочной службы

Здравствуйте, "Грамота". «Не хочу, чтобы то говорила "И всё?", когда мы разговаривали о нём». Речь идёт о положительных качествах человека. Подскажите, нужно ли здесь двоеточие (т.к. есть "говорила" - цитата) или следует написать без него (говорила (что), когда...)? И если без двоеточия, то с маленькой или большой буквы начинать фразу в кавычках? Примечание в § 51 (122) справочника Розенталя и § 149 Лопатина не дали чёткого ответа на вопрос, а большего я, к сожалению, ничего не нашёл.

Если прямая речь оказывается внутри слов автора, то она заключается в кавычки, а перед ней ставится двоеточие; прямая речь начинается с прописной буквы. После прямой речи ставится запятая, если она была необходима в месте разрыва вводящих слов автора: Не хочу, чтобы то говорила: "И всё?", когда мы разговаривали о нем.

21 сентября 2017
Страница ответа
Подскажите, пожалуйста, очень срочно, нужно ли тире между предл. с прямой речью в таком случае: Он говорит: "Давай выйдем!" (-) "Не хочу", - отвечает она. По правилу, вроде бы нет, т. к. есть указание на то, кому эти реплики принадлежат. Но очень уж странно смотрятся рядом эти кавычки, "отвернутые" друг от друга " "
Следует поставить тире: Он говорит: «Давай выйдем!» -- «Не хочу», -- отвечает она.
22 ноября 2007
Страница ответа
Здравствуйте. "Нам гулялось" — правильно, а "нам целовалось" — нет, потому что здесь исходный глагол содержит -ся? Или для каких-то типов глаголов на -ся такие конструкции с дат. падежом тоже возможны? И для всех ли глаголов на -ть/-ти они возможны? В общем, напомните правило, будьте добры.

Этот вопрос связан с употреблением возвратных глаголов разного типа. Речь идет о возвратных глаголах, у которых постфикс -ся не формирует страдательного значения, ср: Дом строится (страдательный залог); Я умываюсь (действительный залог). Возвратные глаголы, не связанные с образованием форм залога, могут относится к различным словообразовательным типам. Глаголы типа целоваться относятся к взаимно-возвратным (целоваться, обниматься и т. п.), функция постфикса -ся состоит у них в привнесении значения взаимности, отсутствующего у исходных переходных глаголов несовершенного вида (целовать, обнимать и т. п.). Эти глаголы используются в личных предложениях, поэтому использовать безличную конструкцию типа *нам целовалось нельзя.

Глаголы типа гуляться относятся к безлично-возвратным. Они образуются от непереходных глаголов несовершенного вида, используются преимущественно в отрицательных предложениях и в этом случае – помимо понижения степени зависимости предикативного признака от воли субъекта – выражают наличие каких-то препятствий к реализации желаемого или необходимого: ‘хочу, но не могу’,не хочу, но должен’: Мне не работалось. Сегодня плохо работается. Пошли гулять, но как-то не гулялось. Безлично-возвратные глаголы употребляются в безличных предложениях, при них часто (но не обязательно) есть дополнение в дательном падеже, обозначающее субъекта действия. Этот словообразовательный тип является достаточно продуктивным (не спится, не пишется, не читается и т. д.).

11 сентября 2024
Страница ответа

Справочники

Не хочу

НЕ ХОЧУ (в сочетании с глаголом в форме повелительного наклонения) Сочетания «бери не хочу», «ешь не хочу», «пей не хочу» и т. п. обособляются или оформляются как отдельное предложение. Между частями сочетаний возможно тире. Звери, забыв вековечные страхи, // С твердою верой, что всё по плечу, // Шкуры рванув на груди как рубахи, // Падают навзничь – бери не хочу! В. Высоцкий, Заповедник. Весь мир только для твоего наслаждения создан.

... Хлеба – ешь не хочу, брага не...

Бери не хочу

БЕРИ НЕ ХОЧУ (НЕ ХОЧУ (в сочетании с глаголом в форме повелительного наклонения)) Сочетания «бери не хочу», «ешь не хочу», «пей не хочу» и т. п. обособляются или оформляются как отдельное предложение. Между частями сочетаний возможно тире. Звери, забыв вековечные страхи, // С твердою верой, что всё по плечу, // Шкуры рванув на груди как рубахи, // Падают навзничь – бери не хочу! В. Высоцкий, Заповедник. Весь мир только для твоего ...

... Хлеба – ешь не хочу, брага не...

Ешь не хочу

(ЕШЬ) НЕ ХОЧУ (в сочетании с глаголом в форме повелительного наклонения) Сочетания «бери не хочу», «ешь не хочу», «пей не хочу» и т. п. обособляются или оформляются как отдельное предложение. Между частями сочетаний возможно тире. Звери, забыв вековечные страхи, // С твердою верой, что всё по плечу, // Шкуры рванув на груди как рубахи, // Падают навзничь – бери не хочу! В. Высоцкий, Заповедник. Весь мир только для твоего наслаждения ...

... Хлеба – ешь не хочу, брага не...

Учебник

НЕ с прилагательными

Это несложное правило. Ничуть не сложное. Чтобы выбрать слитное или раздельное написание НЕ, нужно обратить внимание на значение прилагательного и стоящие рядом слова.

...Это несложное правило. Ничуть не сложное. Чтобы выбрать...

...НЕ с прилагательными...

...Не с именами прилагательными пишется раздельно в следующих...

НЕ с существительными

Верно писать НЕ с существительными не удача и не везение, а результат внимательного чтения правил. А вот невнимательность может сыграть с пишущим злую шутку.

...Верно писать НЕ с существительными не удача и не везение...

...НЕ с существительными...

...НЕ с существительными пишется РАЗДЕЛЬНО в следующих...

НЕ с причастиями

Если это правило не освоено, есть недооценённый риск допустить ошибку, не радующую грамотного человека. Помогаем избежать нежеланных ошибок.

...Если это правило не освоено, есть недооценённый риск...

...НЕ с причастиями...

....Не с причастиями пишется раздельно в следующих случаях...

Журнал

Существует ли авторская пунктуация?

Изначально этот текст, написанный лет десять назад и называвшийся «Заметки графофила», имел ограниченное хождение среди моих друзей и знакомых. Позднее бóльшая его часть под заголовком «„И пучину взворотила и поставила вверх дном“? (заметки об авторской пунктуации)» была опубликована в газете «Русский язык» (№ 7 за 2002 год). Сокращения коснулись отступления про «авторскую орфографию», а также материалов, найденных в интернете. Авторская орфография заслуживает отдельного обстоятельного разбора, текстов из интернета я и сейчас тоже почти не касаюсь.

...Изначально этот текст, написанный лет десять назад...

...надо перед „что“ ставить запятую, там я не...

...хочу, чтобы мне ее ставили!...

Как лингвистическая экспертиза может повысить качество учебников

Оценка языковой доступности учебных текстов для школьников сегодня не опирается на четкие критерии и прозрачную методологию. Так быть не должно, считает Антонина Лапошина — кандидат педагогических наук, специалист по компьютерной лингвистике из Института Пушкина. Она рассказала Грамоте о том, какие методы оценки текста есть в распоряжении экспертов и чем они могут быть полезны и школьникам, и авторам учебников.

...Оценка языковой доступности учебных текстов для школьников...

...Грамота: Какие проблемы должна решать лингвистическая...

«На родной язык стараний не жалко»

Портал «Грамота.ру» следит за успехами проекта «Тотальный диктант». Ежегодная образовательная акция привлекает все больше участников. В 2014 году диктант писали 64 тысячи человек в 352 городах мира. Ключевые составляющие успешного проекта — оригинальный текст (в этом году автором текста был Алексей Иванов), грамотный менеджмент и лингвистическое обеспечение на академическом уровне. Мы поговорили с председателем экспертной комиссии Тотального диктанта Натальей Борисовной Кошкарёвой — не только о диктанте.

...Портал «Грамота.ру» следит за успехами...

...Лингвисты в полях Грамота: Наталья Борисовна, пользуясь...

1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2024 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!