Цифровая коммуникация регулируется множеством неформальных правил, которые возникают на наших глазах. Мы обсуждаем время отправки сообщений, скорость реакции на них, уместность эмодзи, стикеров и скобочек, но самую важную роль играют слова. Рассказать о словесных кодах рабочих чатов Грамоте помогла Ольга Лукинова — эксперт по цифровым коммуникациям, автор телеграм-канала «Цифровой этикет».
...Речевой этикет в цифровую эпоху...
...Цифровая коммуникация регулируется множеством неформальных...
...Развернутое сообщение предполагает достаточно подробный ответ, а на текст лучше отвечать текстом, а не голосовым. 4. Краткость Сообщение должно быть коротким и понятным....
...Не пренебрегайте возможностью отредактировать сообщение, если увидели ошибки или неточности....
...Если вы решили написать коллеге и видите, что две недели назад не ответили на его сообщение, правильно будет сначала извиниться и только потом переходить к делу. Никто не любит, когда путают или неправильно пишут его имя....
...Прежде чем нажать кнопку «Отправить», проверьте, кому вы собираетесь отправить сообщение. Верные средства, чтобы вызвать раздражение Микросообщения: Привет!, Есть задача, Ты успеешь? и т. п. — раздражают адресатов, особенно если вы ждете ответа на ваш Привет!....
...Церемонии в рабочем чате...
В одном из недавно опубликованных словарей — Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Т. Ф. Ефремовой — письмо трактуется как «бумага с написанным на ней текстом, посылаемая кому-либо с целью сообщения о чем-либо, изложения своих мыслей, выражения чувств». Как специфическая разновидность письменного текста сегодня письмо переживает в интернете свое второе рождение.
...Появление электронной почты дало импульс к возрождению...
...В одном из недавно опубликованных словарей —...
...Так, в Mail.ru речь идет о письмах, а вот в Outlook Express предлагают «создать сообщение». Это не случайное расхождение....
...Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» определяет значение слова «письмо» следующим образом: сообщение на бумаге, письменная речь, беседа, посылаемая от одного лица к другому. Однако на протяжении XX века жанр письма претерпевает серьезные изменения....
...Напиши мне письмецо...
Может ли язык, используемый журналистами, повлиять на то, как будут восприниматься утверждения, вынесенные в заголовок новости? Очевидно, что может, поэтому заголовкам СМИ всегда уделяли много внимания. Оказалось, что для сообщений о научных фактах выбор слов тоже важен. Ученые давно знают? Ученые считают? Ученые уверены? Исследователи из Стэнфордского университета выяснили: выбор формулировки может существенно влиять на то, как читатель воспримет информацию: будет ли он ...
...Некоторые распространенные формулировки заставляют...
...Когда в заголовках стояли глаголы знают, доказали, читатели чаще воспринимали сообщение как вопрос знания, а не веры. Авторы работы также отметили, что некоторые СМИ намеренно используют расплывчатые формулировки там, где утверждения не подкреплены серьезной фактической базой....
...«Знают» или «считают»: выбор глагола в заголовке влияет...
Сложно организованные сообщества требуют сложных систем коммуникации. Хотя многие животные выработали свои способы обмена информацией, можно ли сказать, что хоть один из видов приблизился в этом к людям? Исследователи из Лаборатории искусственного интеллекта Массачусетского технологического института и международной инициативы CETI изучили вокализации (звуковые сигналы) кашалотов и пришли к выводу, что они похожи на настоящий язык. Авторы работы отталкивались от ...
...Исследователи вычислили базовые звуки, из которых киты...
...Первая означает, что средства языка позволяют «упаковывать» в сообщение много дополнительной информации (например, к какому клану принадлежит говорящий, в каком статусе он находится)....
...Искусственный интеллект помог создать фонетический...
Публицистический стиль речи — один из функциональных стилей, который используется в ситуациях, когда нужно не просто донести информацию, но и повлиять на читателя или слушателя, сформировать мнение по поводу общественно важного вопроса. Этот стиль можно встретить не только в СМИ, но и в речах политиков или в книгах.
...Он предназначен для СМИ, выступлений и публицистической...
...Публицистический стиль речи — один из функциональных...
...В устной форме существуют телевизионные и радиопередачи (аналитическая программа, диалог или полилог в прямом эфире, информационное сообщение), ораторские выступления (дебаты, выступления на митингах), коммуникация в реальном времени (конференция, телемост)....
...Чтобы показать уважение к покупателю, реклама может обращаться к клиенту на «Вы», но бывает и наоборот: фамильярное «ты» стирает границы и создает эффект сближения, а кроме того, потенциальный покупатель воспримет сообщение как адресованное лично ему....
...Функции и характерные черты публицистического стиля...
Чужой опыт, рекомендации придерживаться определенных правил вряд ли могут сыграть решающую роль в такой свободолюбивой среде, как Глобальная Сеть. И все же наблюдение за процессом рождения правил поведения в интернете, которые заметно отличаются от этикета внесетевой реальности и уже даже получили специальное название — Netiquette, не только представляет академический интерес для лингвистов и культурологов, но и является важным с практической точки зрения.
...В Сети границы между жанрами зачастую мягче и подвижнее...
...Чужой опыт, рекомендации придерживаться определенных...
...Практическое описание, а следовательно, и рекомендации по составлению текстов можно сделать, опираясь на ряд характеристик: цель взаимодействия; соотношение в тексте таких компонентов, как сообщение, воздействие и самовыражение; тип взаимодействия (деловой/фатический) внутри каждого из компонентов...
...А поговорить? Интернет как лингвистический феномен...
Предлагаем вашему вниманию статью Романа Робертовича Гельгардта, опубликованную в журнале «Русский язык в школе» (№ 3, 1968). Что мешает читателю текста в точности понять смысл, заложенный автором? Что имел в виду Пушкин в строке «Вина кометы брызнул ток» и почему при чтении стихов Брюсова читатель может вспомнить химическую формулу HDO?
...Что мешает слушателю или читателю текста в точности...
...Предлагаем вашему вниманию статью Романа Робертовича...
...Предисловие «Грамоты.ру» Роман Робертович...
...Помехи в понимании речевых сообщений...
Надписывать кнопки — что в этом сложного? С этим справится любой копирайтер. Но это, наверное, скучно? Для копирайтеров, а также редакторов, корректоров и журналистов, которые хотят стать UX-редакторами, есть две новости: это интересная и востребованная профессия, но думать только про слова не получится. Текст — это очевидный результат, но за хорошим текстом стоит погружение в технологии, умение переводить с технического на простой и привычка ставить себя на место самого неискушенного пользователя.
...Почему надписать кнопку в интерфейсе бывает так трудно...
...Надписывать кнопки — что в этом сложного? С этим...
...Сообщение Что-то пошло не так не дает пользователю достаточно информации, более понятной будет надпись Ссылка устарела. Если пользователь ошибся, нет смысла обвинять его в этом, полезнее будет предложить ему способ исправить ошибку и вернуться на правильный путь....
...Три кита UX-редактуры: цели разработчика, удобство...
Публицистика как вид литературы сохраняет свои основные черты на протяжении столетий. Однако время вносит серьезные изменения в характер функционирования публицистических произведений. Нестабильность социальной ситуации переживаемого нами периода оказывает немаловажное влияние на публицистику, на ее речевой облик, стилевые устремления, язык.
...Проблема автора — одна из главных...
...Публицистика как вид литературы сохраняет свои основные...
...Он выполняет определенную общественную миссию (сообщение новостей, просвещение, развлечение, убеждение и т. д.)....
...Современная публицистическая картина мира...
Одной из любопытных особенностей современных СМИ является широкое использование устаревшей лексики, что обусловлено социокультурными и политическими переменами, происходящими в нашем обществе. Новая социокультурная ориентация проявляется, в частности, в том, что новые явления и предметы общественной жизни получают названия, существовавшие в дореволюционной политической лексике: Дума, губернатор, суд присяжных и другие.
...Конфессиональная и церковнославянская лексика востребована...
...Одной из любопытных особенностей современных СМИ является...
...Таким случаям дано следующее определение: «Помехи: незапланированные искажения в прогрессе передачи информации, приводящие к тому, что адресат получит не то сообщение, которое передал отправитель»1....
...Библейская лексика на страницах современных СМИ...