Если не учитывать историю происхождения слов, то даже в тех случаях, когда их родство очевидно носителям русского языка, их формально нельзя назвать однокоренными. Лингвист Борис Иомдин в журнале «Русская речь» предлагает использовать более гибкую методику оценки школьных заданий на сравнение корней.
...Если не учитывать историю происхождения слов, то даже...
...«Давать» и «дарить»: какие слова можно считать однокоренными...
...А если мы считаем, что у обоих слов корень -вороб-, то у слова воробей появляется морфема -ей. Этой морфеме трудно приписать конкретное значение, но при этом она по определению (минимальная значимая часть слова) не может быть бессмысленной....
В серии классических учебников МГУ «Фундамент будущего», которую выпускает издательская группа URSS, появился первый том фундаментального учебного пособия, написанный авторским коллективом отделения теоретической и прикладной лингвистики филологического факультета. Пилотный вариант учебника выходил в 2019 году и не был доступен широкой аудитории. Новое издание было существенно переработано и дополнено.
...В серии классических учебников МГУ «Фундамент...
...Вышел обновленный учебник для вузов «Введение в науку...
...И это, разумеется, помимо базовых сведений о языке, которые необходимы любому студенту-языковеду или филологу: что такое фонема и морфема, как устроена структура предложения и откуда берется его значение....
Программа создана в рамках проекта «Разработка новых концепций и базовой программы преподавания русского языка для московских школ» в 2000–2001 годах. Настоящий проект разрабатывался сотрудниками лаборатории словесности МИРОСа, соисполнителем является кафедра русского языка Института лингвистических проблем РГГУ. Программа может быть использована целиком или отдельными фрагментами, учителю предоставляется возможность самому распределить материал и количество часов по классам, особо пристальное внимание уделяя «дорогим его сердцу» темам. Сами авторы, преподающие в школе, используют ее в своей работе.
...Программа создана в рамках проекта «Разработка...
...Преподавание русского языка в школе: концепция — обязательный...
...Морфема как минимальная значимая часть слова. Словоизменительные и словообразовательные морфемы. Основа слова и окончание. Корень и аффиксы. Однокоренные слова. Этимология — наука о происхождении и развитии слов. Этимологические словари....
...Морфема как минимальная значимая часть слова. Словоизменительные и словообразовательные морфемы. Основа слова и окончание. Производные и непроизводные основы. Корень и аффиксы. Понятие нулевой морфемы. Связанные и свободные корни. Однокоренные слова....
Предлагаем вниманию читателей статью Сергея Петровича Обнорского, опубликованную в журнале «Русский язык в школе» (№ 5–6, 1939). Статья представляет собой текст доклада, прочитанного на заседании Правительственной комиссии по разработке единой орфографии и пунктуации 7 октября 1939 года. В этой работе рассматриваются спорные орфографические вопросы, стоявшие перед лингвистами в 1930-е годы, при подготовке общеобязательного свода правил русского правописания.
...Предлагаем вниманию читателей статью Сергея Петровича...
...Основные принципы орфографической нормализации...
...Последняя реформа правописания 1918 года ввела в качестве обязательной нормы письма написание вместо з глухого согласного с в префиксах из-, воз-, низ-, раз-, без-, чрез-, если далее следует морфема, начинающаяся с глухого же согласного, ср. наши написания с одной стороны извоз, воздух...
...Дело в том, что в словах с другими префиксами, например, об-, под-, над-, конечные согласные префиксов не изменяются, какая бы далее за ними морфема ни следовала, с звонкой или глухой начальной согласной, и мы писали и пишем поэтому не только обделать, подбросить, надбавить, с б, д, но сохраняем...
Предлагаем вниманию читателей статью Рубена Ивановича Аванесова, опубликованную в журнале «Русский язык в школе» (№ 4, 1948). В ней даны основные сведения об ударении и его типах. Автор объясняет, что такое фразовое, логическое, тактовое, экспираторное ударение, чем русское ударение отличается от ударения в других языках и как связано ударение с долготой и краткостью гласных.
...Предлагаем вниманию читателей статью Рубена Ивановича...
...Об ударении в русском языке...
...При этом не подлежит сомнению, что в обоих случаях корневая морфема рук- тождественна, равна сама себе....
...Это значит, что в обоих случаях эта морфема состоит из одного и того же последовательного ряда фонем р + у + к, к которому в первом случае прибавляется ударенность корневого -у-, в то время как во втором случае ударенность прибавляется к гласной флексии -и....
Представление о том, что такое хорошая речь, исторически изменчиво. В XX веке не может быть признана хорошей та речь, которая была образцовой не только для XVIII, но и для первой половины XIX века. Даже если мы читаем тексты «создателя современного русского языка», каковым по праву считается А. С. Пушкин.
...Представление о том, что такое хорошая речь, исторически...
...Основные критерии хорошей речи...
...Довольно частотны отклонения от кодифицированных норм в тех случаях, когда кодификация не имеет четких оснований: почему можно говорить декан и д[э]кан, декада и д[э]када, но только декоратор, музей, тенор, крем, морфема и только фон[э]ма, фон[э]тика, т[э]мбр, т[э]мп....