Подсказки для поиска
Точное соответствие
Найдено еще 2 754 результата

Словари

Существительное, женский род, 1-е склонение
1.
французское
robe - платье. Грубая рабочая одежда.
Всё об этом слове
Существительное, мужской род, 2-е склонение
1.
прописными буквами. В России 1919 - 1925 годах:
части особого назначения (военно-партийные отряды, создававшиеся при заводских ячейках, горкомах, райкомах для помощи советским органам в борьбе с контрреволюцией).
Всё об этом слове
Существительное, мужской род, 2-е склонение
Всё об этом слове
Метасловарь
чтобы

что́бы и чтоб, союз (говори́ гро́мче, что́бы все́ слы́шали; хочу́, что́бы все́ э́то по́няли) и частица (что́бы я́ тебя́ зде́сь бо́льше не ви́дел!); но местоим. что́ бы (что́ бы предприня́ть?)

Ответы справочной службы

Здравствуйте! Согласно словарю, "полиглот" - человек, который знает много языков. Сколько языков он должен знать, чтобы называться полиглотом?

Точного числа («полиглотом человек имеет право называться, если он знает строго не менее ... языков») нет. В принципе, если человек свободно владеет 3-4 иностранными языками, его уже вполне можно назвать полиглотом. Хотя, конечно, полиглотами чаще называют людей, обладающих уникальными, с точки зрения большинства носителей языка, способностями, знающих более десяти (а иногда и несколько десятков) языков, способных выучить любой язык с нуля за очень короткое время.

3 февраля 2014
Страница ответа
Человек - люди, ребенок - дети. Есть еще подобные слова, чтобы формы единст. и множеств. числа не были однокоренными ( или созвучными)?

Образование форм одного и того же слова от разных основ называют супплетивизмом (от латинского suppletivus 'дополняющий'). Супплетивные формы не такая уж и редкость в языке, они могут быть не только у существительных в ед. и мн. числе, но и у слов других частей речи в других грамматических категориях: я – меня; иду – шел; плохой – хуже; мало – меньше.

3 февраля 2014
Страница ответа
Доброе утро! Вопрос такой: нужны ли выделенные запятые в данном предложении: "Мы действительно посвящаем себя тому, чтобы избавить Вас от организационных хлопот и(,) совершенно неуместных в день свадьбы(,) переживаний о сценарной и технической стороне торжества" Спасибо заранее!

Указанные запятые не нужны. Не обособляется определительный оборот, стоящий перед определяемым словом.

3 февраля 2014
Страница ответа
Здравствуйте. Подскажите, правильнее ли объединить эти два предложения в одно или оставить как есть: "Правило только одно: подол юбки должен быть немного шире рубашки, чтобы не образовывалось складок. Остальное зависит только от вашей фантазии."

И так и так правильно.

19 декабря 2013
Страница ответа
Здравствуйте! У нас с редактором возник спор по поводу правописания слова не правый в вопросе кроссворда: не правый враг таксиста (ответ: левак). Пожалуйста, подскажите, как все-таки это слово пишется, чтобы, в случае если я права, я могла аргументировано это доказать

При подчеркивании отрицания возможно раздельное написание прилагательного с частицей НЕ.

31 января 2014
Страница ответа
Здравствуйте! Давно мучает вот какой вопрос. В разговорной речи у нас принято в утвердительном и отрицательном предложении зависимое слово почему-то употреблять в разных падежах. Скорее всего, я выбираю неверные термины, но попробую объяснить на примере. "Моё опоздание вызовет гнев руководителя. - Моё опоздание не вызовет гневА руководителя". То есть, слово, употребляемое в повествовательном предложении в винительном падеже, в случае добавления частицы "не" автоматически переводят в родительный. Таких примеров масса: "Я делал это. - Я не делал этоГО." и т.п. На мой взгляд, это просторечная ошибка. А возникла она, как мне кажется, из-за одинаковых форм этого падежа для одушевленных предметов (Кого?). А там уж, просторечие поглотило и неодушевленные предметы. Хотя, возможно, это специально делается, чтобы устранить возможность двоякого толкования предложения, когда зависимое слово пишется в той же форме, что и основное. То есть, здесь уже проблема одинаковости обозначения неодушевленных предметов в именительном и винительном падежах, которая усложняет понимание того, какое из слов является главным, а какое - зависимым. Я имею в виду вот что. При сложившейся практике скажут: "Ураган не вызвал шторма", а если писать так, как я считаю правильным, то выйдет: "Ураган не вызвал шторм". И здесь так сразу не разберёшь, кто из них кого не вызвал. В общем, у меня получился даже и не вопрос, а размышления над вопросом. В любом случае прошу прояснить описанную мной ситуацию. Спасибо.

Игорь, приведенный Вами пример можно оставить и без частицы НЕ, при этом неоднозначность не исчезнет: Ураган вызвал шторм. Так что такая версия вряд ли обоснованна. Напротив, старая норма предписывала использовать только родительный падеж при отрицании в подавляющем большинстве случаев.

Сама грамматическая проблема выбора падежа довольно сложная, имеет долгую историю. На эту тему существует множество научных исследований. Библиографию можно найти, например, в следующем издании: Граудина Л. К., Ицкович В. А., Катлинская Л. П. Словарь грамматических вариантов русского языка. М., 2008. С. 44-45.

А здесь - о современном употреблении: http://gramota.ru/spravka/letters/?rub=otr

17 марта 2014
Страница ответа
Уважаемая редакция, как правильно в городе АстраханИ или в городе АстраханЬ? Очень нужна ваша профессиональная помощь. На какое правило можно сослаться, чтобы обосновать правильный ответ? Заранее благодарен

Правильно: в Астрахани и (в канцелярской речи) в городе Астрахани. Подробные рекомендации см. в «Письмовнике».

17 марта 2014
Страница ответа
Здравствуйте. По § 65. Подскажите, какие правила нужно знать, чтобы понять написание этих слов.

Речь об этом параграфе «Правил русской орфографии и пунктуации» 1956 года? Как правило, краткое отглагольное прилагательное можно заменить синонимичным именным оборотом (девочка воспитанна – у нее хорошее воспитание), а краткое причастие – глагольным оборотом (девочка воспитана бабушкой – ее воспитала бабушка).

§ 65. Двойное н пишется во множ. ч. и в женском и среднем роде ед. ч. кратких прилагательных, образовавшихся от страдательных причастий прошедшего времени, в полной форме которых – двойное н, например: группы дисциплинированны и организованны; девочка воспитанна и умна; они очень рассеянны.

Краткие же страдательные причастия пишутся с одним н, например: сломан, сломана, сломано, сломаны; юноша воспитан комсомолом; девочка изнежена воспитанием; мы ограничены временем; ученики организованы в группу.

11 марта 2014
Страница ответа
Здравствуйте! Как должен ответить школьник на вопрос о том, какой частью речи является причастие и на какие вопросы оно отвечает, чтобы на экзамене ответ был засчитан как правильный?

Нужно ответить честно :)

13 марта 2014
Страница ответа
Такое предложение. "Все тело с ног до головы было покрыто пылью". Возник спор: нужно ли выделять запятыми оборот "с ног до головы". Те, кто настаивает на постановке запятой, считают, что это уточняющий оборот, с этим и связывают постановку запятых. Тот, кто считает, что запятые не нужны, обосновывает так: " с ног до головы - это обстоятельство, которое можно заменить словом "целиком", чтобы стала понятна его роль в предложении. То есть запятые не нужны. Поясните, пожалуйста, кто прав?

Здесь нет уточняющего оборота, запятые не требуются.

26 февраля 2014
Страница ответа

Справочники

Для того(,) чтобы

ДЛЯ ТОГО(,) ЧТОБЫ, союз Придаточные предложения, присоединяемые союзом «для того(,) чтобы», выделяются (или отделяются) запятыми. При этом союз может целиком входить в придаточную часть (и не разделяться запятой), но может и расчленяться (в этом случае запятая ставится между частями союза, перед словом «чтобы»). О факторах, влияющих на расстановку знаков препинания, см. в Прил. 3. Лучше скажи мне, сколько людей понадобится для того, чтобы схватить ...

...ДЛЯ ТОГО(,) ЧТОБЫ, союз Придаточные предложения...

..., присоединяемые союзом «для того(,) чтобы»...

... Для того чтобы нам эвакуировать войска,...

Вместо того(,) чтобы

ВМЕСТО ТОГО(,) ЧТОБЫ, союз Придаточные предложения, присоединяемые союзом «вместо того(,) чтобы», выделяются (или отделяются) запятыми. При этом союз может целиком входить в придаточную часть (и не разделяться запятой), но может и расчленяться (в этом случае запятая ставится между частями союза, перед словом «чтобы»). О факторах, влияющих на расстановку знаков препинания, см. в Прил. 3. Сказавши это, он, вместо того чтобы идти домой, пошел ...

...ВМЕСТО ТОГО(,) ЧТОБЫ, союз Придаточные предложения...

..., присоединяемые союзом «вместо того(,) чтобы...

...Сказавши это, он, вместо того чтобы&...

Не сказать чтобы

НЕ СКАЗАТЬ ЧТОБЫ, неразложимое сочетание То же, что «не очень, не совсем, не вполне». Между частями сочетания знак препинания не ставится. Солнце стояло уже высоко, когда справа от дороги я увидел деревеньку дворов в пятнадцать, к которой вела не сказать чтобы торная колея. В. Пьецух. Памяти Кампанеллы. Забияку с Островов в городе не сказать чтобы любили, но не питали к нему и особенной неприязни. М. Семенова, Волкодав. ! Не смешивать с сочетанием глагола и союза (в знач. «

...НЕ СКАЗАТЬ ЧТОБЫ, неразложимое сочетание То же, что...

...Забияку с Островов в городе не сказать чтобы любили...

...Кое-кто отважился их погладить – не сказать, чтобы...

Нет чтобы

НЕТ ЧТОБЫ, частица (в сочетании с инфинитивом) Запятая перед словом «чтобы» не ставится. Ох уж эти мне сказочники! Нет чтобы написать что-нибудь полезное, приятное, усладительное, а то всю подноготную в земле вырывают!.. В. Одоевский, Живой мертвец. Есть ему захочется ― нет чтобы мамочку попросить… М. Салтыков-Щедрин, Дурак. Нет чтобы служить примером на производстве, а он делает такие безобразия. В. Катаев. Время, вперед! Нет чтобы работать, как все… ну уж ладно! Е.

...НЕТ ЧТОБЫ, частица (в сочетании с инфинитивом) Запятая...

...перед словом «чтобы» не ставится....

...И никакого знака нет, чтобы дом был жилой. П....

Ради того, чтобы

РАДИ ТОГО, ЧТОБЫ, союз Придаточные предложения, присоединяемые союзом «ради того, чтобы», выделяются (или отделяются) запятыми. При этом первая запятая обычно ставится не перед союзом, а между его частями (перед словом «чтобы»). Ради того, чтобы скопить на мотоцикл, мужик будет ходить в последних штанах, а рубль припрячет; он спит и видит се6я с мотоциклом, и на заплатки на штанах ему наплевать. В. Распутин, Деньги для Марии. Я готов предоставить всю мою организацию, а ...

...союзом «ради того, чтобы», выделяются...

...союзом, а между его частями (перед словом «чтобы...

...Но если он рискнет жизнью ради того, чтобы обратить...

С той целью, чтобы

С ТОЙ ЦЕЛЬЮ, ЧТОБЫ, союз Придаточные предложения, присоединяемые союзом «с той целью, чтобы», выделяются (или отделяются) запятыми. При этом первая запятая обычно ставится не перед союзом, а между его частями (перед словом «чтобы»). Егор Иваныч привез своего помощника с той целью, чтобы он сам переговорил со слепым Густомесовым. Д. Мамин-Сибиряк, Пир горой. Он и жена его ведут тесную дружбу с дьячком и дьяконом, нарочно с той целью, чтобы в конце обедни им, время от ...

...С ТОЙ ЦЕЛЬЮ, ЧТОБЫ, союз Придаточные предложения,...

...присоединяемые союзом «с той целью, чтобы»...

...Егор Иваныч привез своего помощника с той целью, чтобы...

С тем(,) чтобы

С ТЕМ(,) ЧТОБЫ, союз Придаточные предложения, присоединяемые союзом «с тем(,) чтобы», выделяются (или отделяются) запятыми. При этом союз может целиком входить в придаточную часть (и не разделяться запятой), но может и расчленяться (в этом случае запятая ставится между частями союза, перед словом «чтобы»). О факторах, влияющих на расстановку знаков препинания, см. в Прил. 3. [Калугин] рысцой ехал на бастион, с тем чтобы по приказанию генерала передать туда некоторые ...

...С ТЕМ(,) ЧТОБЫ, союз Придаточные предложения, присоединяемые...

...союзом «с тем(,) чтобы», выделяются (или...

...ставится между частями союза, перед словом «чтобы...

Журнал

Чтобы хорошо учиться, детям нужно больше слов

Словарный запас — ключевое условие успешной учебы, а потом и карьеры. Но чтобы его расширять, необходимы совместные усилия семьи и школы, а у родителей не всегда хватает времени и идей, чтобы систематически заниматься с ребенком. Британские исследователи проанализировали результаты опроса родителей и учителей и предложили свои рекомендации. 

...Словарный запас — ключевое условие успешной...

...проблему: школы могли бы сделать больше для того, чтобы...

...  Чтобы придумать, какие слова сейчас нужнее...

...Стратегия школ направлена на то, чтобы поощрять чтение...

Как работать с текстом презентации, чтобы все нужное поместилось и читалось

Специалист, работающий с текстом, часто совмещает очень разные роли и решает разноплановые задачи. Нередко он должен одновременно думать о том, чтобы выполнить пожелания клиента, быть понятным и убедительным для читателя и не усложнять жизнь дизайнеру. Копирайтер, редактор, автор книги «Слово на слайде» Александр Григорьев рассказал Грамоте о своих отношениях с языком и профессией.

...Специалист, работающий с текстом, часто совмещает очень...

...А затем «монтирую» их так, чтобы эти идеи...

...Я трачу довольно много времени на то, чтобы композиция...

...  Стремлюсь к тому, чтобы при скоростном чтении...

Чтобы добыть драгоценное слово…

Живучесть словесных игр, переходящих из поколения в поколение, свидетельствует об их необходимости для умственного развития детей. Играя, они тренируют умение быстро вспоминать и точно употреблять нужные слова по заданным признакам, то есть активно владеть своим словарным багажом.

...Живучесть словесных игр, переходящих из поколения в...

...собственных интеллектуальных усилий к тому, «чтобы...

...Для того чтобы школьник мог успешно запоминать словарные...

Билингвальному ребенку нужно создать в школе правильную среду, чтобы двуязычие стало его преимуществом

Круглый стол, организованный Федеральным институтом родных языков народов РФ, прошел 4 апреля в ЦВК «Экспоцентр» и на онлайн-платформе «ММСО.Коннект». В нем участвовала  Мария Лебедева — заведующая лабораторией когнитивных и лингвистических исследований Института Пушкина, а также руководитель образовательного направления Грамоты. Она рассказала о преимуществах билингвизма и о том, как можно ...

...Выход Мария Лебедева видит в том, чтобы работать...

...школа должна оказывать дополнительную поддержку, чтобы...

Национальный язык и национальная идея

В последние годы в России идет интенсивный поиск национальной идеи. Количество предлагаемых вариантов огромно — от «вливания» в Европу и евразийства до пития водки или пива. При всем обилии идей ни одна не становится пока доминирующей. В чем здесь дело?

...В последние годы в России идет интенсивный поиск национальной...

... Для того чтобы идея стала общенациональной, нужно...

..., чтобы она и выражена была «национально доступно...

...Надо, чтобы все понимали, о чем идет речь....

Филолог и педагог Станислав Иванов: «Нужно, чтобы в каждом классе стояло хотя бы десять словарей»

Совсем скоро выпускники будут сдавать ЕГЭ по русскому языку. Показывают ли результаты этого экзамена уровень знания предмета? Каких умений не хватает филологам-первокурсникам? Можно ли в школе научить не только грамотно писать, но и убедительно говорить? Об этом мы поговорили с экспертом Грамоты, кандидатом филологических наук, доцентом МПГУ Станиславом Викторовичем Ивановым.

...Совсем скоро выпускники будут сдавать ЕГЭ по русскому...

...что у них есть необходимое количество баллов, чтобы...

...  Словари должны быть в классе, чтобы учитель...

...  Для этого нужно, чтобы в каждом классе...

«Розенталь хотел, чтобы мы гибко подходили к языку»

24 февраля исполняется 125 лет со дня рождения Дитмара Эльяшевича Розенталя. Его книги по практической стилистике русского языка до сих пор считаются эталонными — как и многие другие написанные им справочные пособия. Грамота попросила Владимира Славкина, многие годы проработавшего бок о бок с Розенталем на кафедре стилистики русского языка факультета журналистики МГУ, а ныне заведующего этой кафедрой, рассказать о коллеге и учителе.

...24 февраля исполняется 125 лет со дня рождения Дитмара...

... потом давал развернутый точный комментарий, чтобы...

...со своими читателями, а это важно для того, чтобы...

...А он понимал: чтобы достичь практических целей...

Критический взгляд на текст: как увидеть искажения и ловушки

Каждый день мы сталкиваемся с огромным количеством больших и маленьких текстов, но не всегда нам удается сразу осознать прочитанное. Что такое читательская грамотность и почему ее важно развивать? Грамота публикует статью нашего партнера, Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами», которая помогает увидеть сбои в логике, фантазии, преувеличения и неправомерные обобщения там, где при обычном чтении мы не замечаем ничего подозрительного.

...Каждый день мы сталкиваемся с огромным количеством...

...Почему мы можем неверно понять текст Чтобы разобраться...

...nbsp;   Как развивать навык понимания текстов Чтобы...

...Чтобы узнать свой уровень читательской грамотности,...

Цифровые инструменты в помощь редактору

Инструменты, о которых пойдет речь ниже, не сделают всю работу за редактора, но способны существенно упростить ему жизнь. Они не только возьмут на себя рутинные задачи, такие как проверка орфографии и степени оригинальности текста, оформление списка литературы или замена кавычек, но и подскажут удачные решения в более сложных областях.

...Инструменты, о которых пойдет речь ниже, не сделают...

...laquo;Свежий взгляд» не требует установки, но чтобы...

...алгоритмам: автоматическая проверка нужна для того, чтобы...

...Чтобы навести финальный глянец, текст предстоит очистить...

Словесные игры расширяют лексический запас и тренируют навыки коммуникации

Словесные игры — это развлечение для ума и души. Массовый успех простой онлайн-игры «Вордли», в которую играли миллионы людей по всему миру во время пандемии, доказал, что составлять слова интересно всем. Но играть всегда лучше в компании, а словесные игры идеально подходят для того, чтобы развлечься в пути, провести вечер с друзьями на даче или сблизить незнакомых людей на вечеринке. Мы собрали игры разного типа, чтобы вы могли выбрать свой набор в зависимости от ваших склонностей и обстоятельств. 

...Словесные игры — это развлечение для ума...

...Игроки по очереди добавляют по одной букве, чтобы составить...

...Можно устанавливать ограничения по времени, чтобы игра...

...Цель игроков — придумать такие вопросы, чтобы...

1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2025 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше