Подсказки для поиска
Точное соответствие
Найдено еще 452 результата

Словари

Существительное, мужской род, 2-е склонение
1.
Всякое конкретное материальное явление, воспринимаемое органами чувств и мышлением как нечто существующее особо.
2.
Вещь (преимущественно бытового обихода, трудовой деятельности и т.п.), обслуживающая ту или иную потребность, продукт.
Всё об этом слове
Существительное, мужской род, 2-е склонение
1.
В крайней степени напряжения.
2.
В крайней степени раздражения.
Всё об этом слове
Существительное, мужской род, 2-е склонение
Всё об этом слове
Метасловарь

Ответы справочной службы

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, требуется ли запятая в следующем предложении: "Слова обозначающие предмет." Заранее спасибо, Артёмов Игорь

Нужна запятая перед обозначающие.

28 марта 2020
Страница ответа
Нужно ли обособить оборот "прежде всего" в таком предложении: "Книга, безусловно, является сложным товаром, качество которого нельзя оценить по цене, весу или размеру: подходя к кассе книжного магазина, человек приобретает материальный предмет – но прежде всего он приобретает знания."

Слова прежде всего выделяются в значении 'во-первых, главное' и не выделяются в значении 'сперва, вначале, в первую очередь' (см. в «Справочнике по пунктуации»). Здесь логичнее не ставить запятые («в первую очередь он приобретает знания»). Но окончательное решение принимает автор текста.

Можно ли говорить "рунный предмет", "рунная магия", "рунный посох" (имеются в виду прилагательные, образованные от слова "руна")? Или же в данных случаях нужно использовать прилагательное "рунический"? Спасибо

Прилагательное рунный сотносится по смыслу только со словом руно.

29 августа 2010
Страница ответа
Общеизвестно, что при подчеркнуто-уважительном обращении к адресату, местоимение "вы" пишется с заглавной буквы. Если тут же в тесте встречается слова "ваш" (предмет, а не, например, мнение), как оно пишется?
Как правильно просклонять слово "любимец" в предложении "...выбрали в качестве транспортного средства компактный, но исключительно вместительный Skoda Roomster, любимец европейских молодых семей"? Здесь ведь "любимец" обозначает неодушевленный предмет, можно ли вообще в таком случае употребить здесь это слово? Спасибо.

В данном случае нужно перестроить фразу, так чтобы избежать использования винительного падежа.

10 октября 2012
Страница ответа
Доброго времени суток, у меня вопрос. Нужно ли ставить в кавычки слово воздух во втором предложении? Весы - знак, представляющий неодушевленный предмет. Это знак "воздуха".

Не видим оснований для кавычек в этом случае.

23 октября 2010
Страница ответа
Здравствуйте, уважаемые грамотеи! Сегодня моя дочь затеяла спор с учительницей русского языка на предмет ударения в слове иваси. Дочь, пользуясь словарем Ожегова поставила ударение так: ивасИ. Учительница же заявила, что недавно было принято правило ставить ударение так: Иваси. Лично я в шоке. Всегда считала, что ивасИ. А вы?

Во всех доступных нам словарях (печатных и электронных) только один вариант – иваси. Учительница не назвала словарь, в котором ей встретился иной вариант постановки ударения?

10 сентября 2012
Страница ответа
Нужна ли запятая в предложении? Этот предмет известен нам(,) в том числе благодаря ведущему программы "Сам себе режиссер" Алексею Лысенкову.

Здесь нет присоединительного оборота, поэтому запятая не требуется.

27 апреля 2020
Страница ответа
Добрый день! Возник спор с коллегой на предмет того, как правильно указывать обозначения глубин и высот в тексте. А именно: моя версия - на глубине/высоте сто метров, версия коллеги - на глубине/высоте в сто метров (использование предлога «в»), либо, если без предлога, на глубине/высоте ста метров (тридцати и т.д.). Подскажите, пожалуйста, кто прав в данном случае. Спасибо!

См. ответ на вопрос № 249623.

30 января 2023
Страница ответа
Добрый день! Подскажите пожалуйста, нужна ли запятая перед фразой "и почему". Вот в таком контексте: "Поделитесь с нами воспоминаниями — какой предмет был вашим самым любимым в школе(?) и почему?" Буду очень благодарна, если напишете вкратце, почему да или почему нет.

Запятая не нужна, так как союзом и связаны двух вопросительных предложений (второе из них представлено только вопросительным местоимением почему, но в данном случае это неважно). Правило приведено в п. 5 параграфа 112 полного академического справочника «Правила русской орфографии и пунктуации» под ред. В. В. Лопатина (М., 2006 и след.). Обратите внимание, что перед этой конструкцией лучше поставить двоеточие: Поделитесь с нами воспоминаниями: какой предмет был вашим самым любимым в школе и почему?

13 октября 2023
Страница ответа

Справочники

Предмет и основные понятия словообразования

Словообразованием называется как процесс образования производных слов, так и раздел языкознания, изучающий этот процесс. Для чего образуются слова в языке? Образование новых слов может иметь несколько целей: первая цель — обозначение реалий действительности сворачиванием в одно слово синтаксических конструкций (выключатель — то, чем выключают); вторая цель — перемещение в иную синтаксическую позицию того или иного смысла (например, от глаголов образуются существительные со ...

...Словообразованием называется как процесс образования...

Предмет морфемики. Морфема. Чередование гласных и согласных в морфемах

В морфемике решаются два основных вопроса: 1) как классифицируются морфемы русского языка, 2) как слово членится на морфемы, то есть каков алгоритм морфемного членения. Основная единица морфемики — морфема. Морфема – это минимальная значимая часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание). В этом определении одинаково важны оба определения — минимальная и значимая; морфема — наименьшая единица языка, которая имеет значение. Минимальной единицей звукового потока ...

...В морфемике решаются два основных вопроса: 1) как...

Журнал

В средних школах Великобритании появится экзамен по жестовому языку

В конце декабря 2023 года министерство образования Великобритании ввело британский жестовый язык в программу для получения общего сертификата среднего образования (GCSE). Это означает, что любой учащийся 14–16 лет (на этот возраст рассчитана программа) сможет освоить жестовый язык как предмет по выбору. Такое решение власти страны приняли отчасти благодаря усилиям семнадцатилетнего Дэниела Джиллингса. Он последовательно выступал за включение жестового языка в школьный ...

...рассчитана программа) сможет освоить жестовый язык как предмет...

Самый важный предмет. Функциональный подход к обучению русскому языку

Мария Лебедева заведует лабораторией в Институте Пушкина и руководит образовательным направлением Грамоты. Она считает русский язык самым важным школьным предметом. Почему? И как сделать его живым, интересным и практически ценным для каждого школьника? Об этом она рассказала в лекции для преподавателей русского языка, прочитанной в рамках проекта «Тотальный диктант». Грамота предлагает краткий конспект этой лекции.

...Мария Лебедева заведует лабораторией в Институте...

...Как сегодня учат русскому языку в школе 1. Один...

Власти Татарстана добились возвращения понятия «родной язык» в название школьного предмета

Приказом Министерства просвещения с нового учебного года предмет «Родной язык» был переименован в «Язык народа РФ и (или) государственный язык республики Российской Федерации». Изучать его можно будет факультативно, как прежде родной язык, но теперь на него отводится не два часа в неделю, а один. Формулировка «язык народа» подверглась критике со стороны депутатов Госсовета Татарстана. Министерство пошло ...

...Министерства просвещения с нового учебного года предмет...

...Министерство пошло навстречу — предмет теперь...

Метапредметный подход в обучении русскому языку: один за всех, все за одного

Русский язык как школьный предмет в основном сводится к правилам орфографии и пунктуации, разбору по составу, диктантам и пересказам. Но на самом деле речь — метапредметный навык, а русский язык — это еще и инструмент освоения всех остальных предметов. Как богатый словарный запас, умение анализировать текст и формулировать мысли помогают на математике, географии, обществознании? И можно ли развивать языковые компетенции на других уроках, а не только на русском? 

...Русский язык как школьный предмет в основном сводится...

...Этот предмет не предполагает лексико-тематических областей...

...знание русского языка: «Я бы сказала, что сам предмет...

Ночевала тучка золотая...

Метафора (греч. metaphorá «перенос») — троп, перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства. Из других видов иносказания метафора родственна сравнению. Она замечательна своим лаконизмом, недоговоренностью и тем самым — активизацией читательского восприятия.

...Метафора (греч. metaphorá «перенос»...

...Пройду, как образ входит в образ И как предмет сечет...

...предмет....

...и др.), в том числе заезженные метафоры, — предмет...

Развитие речи как цель и как содержание школьного предмета «Русский язык»

Какие аспекты знаний о языке и связанные с ними типы умений позволяют наиболее успешно решать коммуникативные задачи? Игорь Григорьевич Милославский считает, что это умение выделять семантические компоненты в значении слова, опознавать субъективное мнение и оценку,  различать гипонимы и гиперонимы, использовать морфологические характеристики для решения содержательных задач.

...Какие аспекты знаний о языке и связанные с ними типы...

...школьному преподаванию русского языка жизнь, по-моему, не предмет...

...Предмет для дискуссии — как наилучшим образом...

Черная роза и драдедамовый платок

Эпитет (от гp. epitheton ‘приложение’) — вид тропа. Это слово или словосочетание, называющее какой-то признак предмета и тем самым его выделяющее, подчеркивающее: море синее; радость легкокрылая (А. С. Пушкин); мысли, дышащие силой (М. Ю. Лермонтов); чародейка зима; волны несутся, гремя и сверкая (Ф. И. Тютчев). Грамматически эпитет чаще всего — имя прилагательное, но в этой же роли (как видно из приведенных примеров) могут выступать существительное, причастие, наречие, деепричастие.

...Эпитет (от гp. epitheton ‘приложение’)&...

...эпитет характеризует, оценивает, индивидуализирует предмет...

...Цель последнего — отделить данный предмет...

...Определения, индивидуализирующие предмет и, соответственно...

Что лингвистическая теория может дать школьному образованию?

На первый взгляд теоретические вызовы, стоящие перед современной лингвистической наукой, бесконечно далеки от проблем школьного русского. Но если предложить школьникам задуматься над почему-вопросами об устройстве языка, это расширит их научную картину мира и сделает освоение родного языка более увлекательным, считает доктор филологических наук, заведующий кафедрой теоретической и прикладной лингвистики филологического факультета МГУ Сергей Георгиевич Татевосов.

...На первый взгляд теоретические вызовы, стоящие перед...

...показать школьникам, чем занимаются математики, каков их предмет...

...Такой предмет, как русский язык, решает несколько критически...

...вопросу, который задает себе любая наука: почему ее предмет...

Курсы лекций Ирины Кобозевой и Андрея Кибрика доступны на платформе Teach-in

С наукой о языке слушателей знакомят известные специалисты, которые преподают на кафедре теоретической и прикладной лингвистики филологического факультета МГУ. Из лекций можно получить представление об устройстве языкового знака, означающем и означаемом, характеристиках лексических единиц, узнать, что такое языковой ареал и как в науке принято классифицировать языки. Курсы выложены в видеоформате в разделе «Филология» открытого лектория Teach-in.

...С наукой о языке слушателей знакомят известные специалисты...

... Предмет изучения семантики — содержание...

...значение (‘то, что данное явление, понятие, предмет...

Минпросвещения хочет сократить часы английского в 5–7 классах

Изучение английского языка в классах с пятого по седьмой предлагается сократить до двух часов в неделю. С 2027 года аналогичные изменения ждут и программы по остальным иностранным языкам (немецкому, французскому, китайскому, испанскому). Проект приказа опубликован на портале нормативных актов. Сейчас он находится на стадии обсуждения. Такое решение в министерстве объясняют оптимизацией нагрузки и необходимостью рационального перераспределения учебного времени. Предполагается, что ...

...для учеников 5–7 классов будет введен новый предмет...

1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2025 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше