Подсказки для поиска
Точное соответствие
Найдено еще 786 результатов

Словари

Глагол, совершенный вид, переходный
1.
(кого-что) Положив, поставив, поместив и т.п. куда-либо забыть или намеренно не взять с собой при уходе.
2.
Передать кому-либо для кого-либо при уходе, отъезде и т.п.; отложить, сохранить для кого-, чего-либо.
Всё об этом слове
Глагол, несовершенный вид, переходный
1.
(что) Придавать чему-либо стоячее положение, располагать, укреплять в стоячем положении.
разговорное
2.
(кого-что) Помещать куда-либо, располагать где-либо.
(что) Помещать на определённое время в необходимые условия, готовя к употреблению (пищу, питьё). (что) Подавать на стол для еды, питья. (что) разговорное Давать, подавать кому-либо какие-либо предметы. (что) разговорно-сниженное Угощать. Обычно спиртным.
Всё об этом слове
Глагол, совершенный вид, переходный
1.
Поставив что-либо вокруг, окружить, оградить.
2.
(что) Уставить, снабдить мебелью, обстановкой; меблировать (дом, квартиру и т.п).
театр Обеспечить, оборудовать постановочную и декоративную часть театрального представления.
Всё об этом слове
Метасловарь

Ответы справочной службы

Добрый день! Прошу помочь с пунктуацией в предложении: «Зуб болит (-) собака такая», а также оставить ссылку на правило.

Распространенные приложения, стоящие после определяемого слова — существительного или местоимения, а также отделенные от них другими членами предложения или относящиеся к отсутствующему члену предложения, обособляются запятыми.

В данном случае слова собака такая выступают в роли приложения. Поэтому верно: Зуб болит, собака такая.

29 марта 2020
Страница ответа
Здравствуйте. Нужно ли ставить слова в словосочетании "статский советник" в родительный падеж в этом предложении? Или же оставить в именительном? "В 1909 году вышел в отставку в чине статский советник".

Следует склонять: ...в чине статского советника.

17 июня 2020
Страница ответа
Здравствуйте, граждане языковеды! Объясните мне, неразумному, этимологию слова "моська". Mosca по-итальянски Москва. Если кто про Слона и Моську вспомнил, то может быть прав. Созвучное словечко. Возможно слово Моська от Москвы произошло, по отношению к Слону - Северной столице. Итальянцы Кремль строили - могли словцо в наследство оставить, вот и пригодилось. Иван Андреевич Крылов непростой парень был. Словами не разбрасывался. С уважением к трудам вашим праведным, Алексей Воробьёв.

Как указано в этимологическом словаре Макса Фасмера, вероятно, слово моська возникло как уменьшительно-ласкательное от мопс. Это соотносится и с информацией в толковом словаре.

12 июля 2020
Страница ответа
Здравствуйте, ответьте, пожалуйста, является ли речевой ошибкой заголовок "В отпуск с диабетом", или можно оставить так?

Речевой ошибки мы здесь не видим.

13 июля 2012
Страница ответа
Как более приемлемо писать сокращение NASA: по русски НАСА или оставить англоязычный вариант? И необходимы ли кавычки в случае русского написания?

Словари фиксируют эту аббревиатуру в написании кириллицей: НАСА. Кавычки не нужны.

27 августа 2013
Страница ответа
Проехали... то есть оставить в прошлом (напр. да ладно, проехали). Можно вместо "проехали" "проплыли"? Заранее спасибо.

Нет, в этом значении "проплыли" не используется.

27 августа 2013
Страница ответа
Он не знает много - Он не знает многого. Мне много не хватает - Мне многого не хватает. Как верно? "Многого"? Будет ли ошибкой, если оставить "много"? "Многого" - это род.п. прилагательного "многий" или наречия "много"?

Варианты корректны, но различаются оттенками значения (много - наречие; многое - субстантив).

16 ноября 2012
Страница ответа
Здравствуйте! Рассудите нас, пожалуйста, а то мы уже мильон копий сломали :-). В школьном тесте дано предложение: Ты заметил: лес ведь кончился. По-моему, если оставить так, как есть, теряется вопросительная интонация первой части. Если поставить в конце вопрос вместо точки - исказится смысл, поскольку изначально автор сентенции не спрашивает про то, кончился ли лес, а про то, заметил ли это его оппонент. В общем, вопрос такой: какая должна быть пунктуация в подобных случаях, когда первая часть предложения, до двоеточия, имеет одну интонацию (в данном случае вопросительную), а вторая часть, после двоеточия, - другую (повествовательную, например, как здесь). Или надо переделать предложение: Ты заметил? Лес ведь кончился. (Или поставить вместо точки "!", поскольку на это указывает слово "ведь" - то есть удивление, или "...", отражающее обомление.) P. S. О, какое существительное можно образовать от "обомлеть"? :-) Спасибо!

Чтобы читатель смог воспроизвести вопросительную интонацию, нужен знак вопроса: Ты заметил? Лес ведь кончился! Можно оставить лишь восклицательный знак (такой вариант хуже): Ты заметил, лес ведь кончился!

21 декабря 2012
Страница ответа
"Самой яркой И самой солнечной -- Жизни, полной подарков, Безоблачной!" Подскажите, пожалуйста, можно ли здесь оставить тире? Спасибо!

Тире возможно.

11 декабря 2012
Страница ответа
Уважаемые коллеги! Продолжает ли оставаться некорректным произнесение «два плюс три равно пять» и «угол АВС равен шестьдесят градусов»? Или норма «поплыла» под давлением бесчисленных случаев ее нарушения и дательный падеж в таких случаях перестал быть обязательным? Мой вопрос вызван Вашим ответом № 255497. Цитирую: Уважаемые сотрудники справочной службы! Пожалуйста, сообщите, можно ли написать такое предложение: Например, формулу Ln z = ln|z| + i Arg z мы предлагаем читать так: "Многозначный логарифм z равен логарифм модуля z плюс i умножить на многозначный аргумент z". Сомнение здесь вызывает следующее. С одной стороны, эту формулу в математике часто читают именно так (в том числе авторитетные преподаватели - профессора и т. д.), а с другой стороны, можно ли после слова "равен" использовать винительный, а не дательный падеж (то есть можно ли писать "равен логарифм", а не "равен логарифму"). Переделывать предложение (то есть заменять винительный падеж на дательный или, например, писать "равен сумме логарифма... и...") я не хотел бы именно потому, что я хочу написать предложение именно так, как оно действительно обычно читается в математике. Ситуацию можно упростить. Формулу 2 + 3 = 5 часто читают "два плюс три равно пять", а не "два плюс три равно пяти". Во-первых, можно ли так читать, и во-вторых, можно ли написать такое предложение (например, в учебнике русского языка для иностанцев): Формулу 2 + 3 = 5 читают "два плюс три равно пять" (или "два плюс три равно пяти"). Заранее большое Вам спасибо за ответ. Sergey Kostin Ответ справочной службы русского языка. Предложение, приведенное Вами, можно оставить без изменений. Падежное согласование в косвенных падежах существенно затруднит восприятие этой формулы читателем. Конец цитаты. Заранее спасибо. С искренним уважением к Вам и Вашей очень полезной и нужной работе, Василий

Строгая норма требует дательного падежа после слова равно: Два плюс три равно пяти. Но очевидно, что в реальности соблюдать это правило затруднительно, ведь после равно может стоять гораздо более сложное с грамматической точки зрения числительное. Поэтому использование именительного падежа нельзя назвать ошибкой.

11 декабря 2012
Страница ответа

Справочники

Камня на камне не оставить

Камня на камне не оставить – уничтожить, разрушить до основания, без остатка. Выражение из Евангелия. По преданию, Христос однажды предсказал гибель Иерусалима, обведя рукой его пышные постройки и сказав: «Видишь сии великие здания? Всё это будет разрушено так, что не останется камня на камне».

...Камня на камне не оставить – уничтожить,...

Журнал

Запятые при ссылках на великие умы: надо ли выделять оборот «по Аристотелю»?

В октябре пользователи интересовались выделением оборота «по кому-либо», падежными формами слова «попечение» и историей появления в России педагогичек.

...В октябре пользователи интересовались выделением оборота...

...и оставить на попечении....

...Оставить детей на п. бабушки....

... и оставить на попечение кому-л....

Якутский проект «Сохрани родной язык» собрал за год около 12 тысяч аудиозаписей

Проект «Сохрани родной язык» («Ийэ тылгын харыстаа») был запущен 13 февраля 2024 года, в День родного языка и письменности и день рождения основоположника якутской письменности Семена Новгородова. Над проектом, который реализуется в рамках федеральной программы «Приоритет-2030. Дальний Восток», работают Национальная библиотека Якутии и Арктический государственный институт культуры и искусств. На первом этапе проходит сбор ...

...может анонимно с помощью инструментов портала оставить...

Стартовал XXV Международный Пушкинский конкурс для учителей русского языка за рубежом

Цель конкурса — моральная и материальная поддержка самых энергичных и талантливых преподавателей русского языка и литературы. Принять участие в конкурсе может любой педагог-русист из стран ближнего и дальнего зарубежья. Для этого необходимо прислать эссе объемом до 10 тыс. знаков на заданную тему до 15 апреля. Тема эссе 2025 года приурочена к 80-летию окончания Второй мировой войны и Великой Отечественной войны и звучит так: «Победа. Что это значит для вас и ваших ...

...Узнать подробнее и оставить заявку можно на странице...

Кембриджская исследовательница запустила платформу для сохранения умирающего языка ромейка

Инициатива Crowdsourcing Romeyka, возглавляемая профессором Кембриджского университета Иоанной Ситариду, приурочена к Международному десятилетию языков коренных народов (2022–2032), объявленному ООН. Его цель — «привлечение внимания мировой общественности к критическому положению многих языков коренных народов и мобилизация заинтересованных сторон и ресурсов для их сохранения, возрождения и продвижения». Ромейка считается исчезающим ...

... любую информацию о себе), а затем оставить...

Орфография и пунктуация: обойдемся без паники

Пособие «Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник» под редакцией доктора филологических наук Владимира Лопатина вышло в 2006 году. Анонсированный в СМИ проект свода вызвал беспокойство у общества. Эта статья призвана объяснить, какие новвоведения были внесены и почему необходимо периодически упорядочивать систему письма. 

...Пособие «Правила русской орфографии и пунктуации...

...Эту дезинформацию нельзя оставить без внимания, она...

...При этом слово железнодорожный решено оставить в старом...

Минпросвещения хочет сократить часы английского в 5–7 классах

Изучение английского языка в классах с пятого по седьмой предлагается сократить до двух часов в неделю. С 2027 года аналогичные изменения ждут и программы по остальным иностранным языкам (немецкому, французскому, китайскому, испанскому). Проект приказа опубликован на портале нормативных актов. Сейчас он находится на стадии обсуждения. Такое решение в министерстве объясняют оптимизацией нагрузки и необходимостью рационального перераспределения учебного времени. Предполагается, что ...

...Изучение английского языка в классах с пятого по седьмой...

Единый свод правил орфографии и пунктуации

В связи с шестидесятилетием действующих правил правописания предлагаем вниманию читателей архивную статью Сергея Ефимовича Крючкова, опубликованную 26 мая 1956 года в «Учительской газете». В этой статье сообщается об утверждении нового свода правил русского правописания, который официально действует до сих пор (сам свод правил был принят весной и издан в августе 1956 года, к началу нового учебного года). Автор рассказывает о принципах унификации правописания, о практических шагах по введению нового свода.

...В связи с шестидесятилетием действующих правил правописания...

...принципу; например, из написаний жернов и жорнов надо оставить...

...посвященном правописанию сочетаний цы–цы8, следует оставить...

До последней запятой… и точка! Что нам говорят о знаках препинания устойчивые разговорные выражения?

В пятом номере журнала «Русская речь» за 2024 год мы выбрали три статьи: об образном использовании названий знаков препинания, о создании корпуса богослужебных текстов XI–XVII веков с помощью программы «Лингвистическая интеллектуальная среда» и о том, как Карамзин завуалированно отвечает  на критику Шишкова. С содержанием всех номеров можно ознакомиться на сайте журнала.

...В пятом номере журнала «Русская...

...А в выражении оставить за скобками слово...

«Лучшие корректоры — это люди с высоким интеллектом и умеренным самомнением»

Журнал «Нью-Йоркер» известен своим щепетильным отношением к языку. Мэри Норрис, много лет проработавшая в издании корректором и контрольным редактором, остроумно и с любовью размышляет об общении с текстами и их авторами, делится профессиональным взглядом на язык и новые технологии работы с ним. Грамота собрала и перевела некоторые высказывания «Королевы запятых».

...Журнал «Нью-Йоркер» известен своим щепетильным...

...Подумайте об этом так: вы должны оставить часть работы...

Новый учебный год и новое правописание

Ольга Евгеньевна Кармакова, учитель русского языка лицея № 1525 города Москвы, старший научный сотрудник отдела диалектологии Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, кандидат филологических наук, член Орфографической комиссии РАН, ответила на вопросы нашего корреспондента Марины Шевцовой.

...Ольга Евгеньевна Кармакова, учитель русского языка...

...Солженицын считает, что в наше нестабильное время лучше оставить...

1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2025 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше