Подсказки для поиска

Можно использовать знаки подстановки

Точное соответствие
Найдено 23 результата

Словари

Глагол, несовершенный вид, непереходный
1.
Злоупотребить
Всё об этом слове
Метасловарь
злоупотреблять

ЗЛОУПОТРЕБЛЯТЬ, злоупотребляю, злоупотребляет \\ зл[əу]потреблять и зл[уу]потреблять, в беглой речи возможно зл[у]потреблять; злоупо[т]реблять; злоупотре[б]лять и допуст. устарелое злоупотре[б’]лять; в формах с сочетанием ющ: злоупотребляющий... – злоупотребля[йу]щий и злоупотребля[и]щий.

злоупотреблять

ЗЛОУПОТРЕБЛЯТЬ см. злоупотребить.

|| Морф. зл=о=у=потребл=я-ть.

Ответы справочной службы

Здравствуйте! Прочитала ответы на вопросы № 318339 и № 310197, но так и не взяла в толк... Получается, что прописная буква — "также сигнал необычного значения" (№ 310197)? И "в одних случаях достаточно одной прописной в начале названия, в других — использования кавычек или других выделительных средств" (№ 318339)? То есть с теми же Радужными столбами допустимо первое слово писать с прописной, как и сокращённое название (Столбы)? Например. Он давно пытается разгадать тайны Радужных столбов, но пока тщетно. Ни один Столб не отреагировал на его заклинания, и это пугало мага...

Мы при всем желании не дадим Вам короткого однозначного ответа на этот вопрос — такого, который охватывал бы все возможные случаи. Безусловно, прописная буква может служить сигналом необычного употребления слова, но злоупотреблять этим сигналом не следует, ведь выделительных средств много (кавычки, курсив, разрядка и мн. др.). В разных текстах и в разных ситуациях может оказаться уместным использование разных средств выделения.

Окончательное решение часто остается за автором, только он определяет границы имени собственного и решает, какой способ орфографического оформления выбрать. Но выбор автора должен оправдываться текстом и последовательно соблюдаться в тексте. Если говорить о прописных буквах, то орфографисты сейчас особо подчеркивают: характерная для современных текстов ситуация, когда авторы присваивают статус имени собственного любому словосочетанию и пишут каждое слово внутри сочетания с прописной, не отвечает традициям русского письма. 

Предложенный Вами вариант оформления (Радужных столбов; Столб) возможен.

6 ноября 2024
Страница ответа
Можно ли написать Мама, Папа и тд. с большой буквы ?

В особом стилистическом употреблении - можно. Но не следует этим злоупотреблять.

30 марта 2019
Страница ответа
Добрый день! Ответьте, пожалуйста: в программе концерта дано название песни "Планета детей". Автор настаивает, чтобы и второе слово было с большой буквы, т.е. "Планета Детей". Грамотно ли это?

В принципе можно использовать прописную букву для выделения слов, которые употребляются в особом, высоком значении. Но злоупотреблять этим не следует.

16 ноября 2012
Страница ответа
Здравствуйте. У меня возник вопрос, связанный со словом "злоупотреблять". Можно злоупотребить чьим-то доверием. А можно злоупотребить КЕМ-ТО (в личных целях, например). Будет ли это корректным выражением?

Сочетание злоупотребить кем-то некорректно. Можно перефразировать: злоупотребить чьим-либо вниманием, доверием, положением и т. д. 

29 августа 2010
Страница ответа
Здравствуйте, М.А. Кронгауз в своей недавней книге пишет следующее: "...и еще об одном примере избыточной вежливости. В рекламных текстах <...> можно увидеть местоимения Вы и Ваш, написанные с прописной буквы. Они обращены к читателю и, по-видимому, по замыслу авторов, подчеркивают то самое исключительное уважение и одновременно уникальность адресата. В действительности же здесь демонстрируется только неграмотность, поскольку грубо нарушаются сраз два правила написания вежливого Вы. Оно используется как форма вежливости, во-первых, только при обращении к одному конкретному лицу, а во-вторых, только в личных письмах или официальных документах. Очевидно, что рекламные тексты и сайты не относятся к этим жанрам и адресованы большому количеству людей". Хочу узнать, что думаете вы. Как автору рекламных текстов мне приходится писать тексты, обращенные как к группе людей, так и к отдельному читателю. Во втором случае я предпочитаю писать Вы, Ваш и так далее. Ошибка ли это? Спасибо!

На наш взгляд, в данном случае не может быть строгой и однозначной рекомендации. Употребление прописной или строчной буквы в описанном случае имеет чисто стилистическую, а отнюдь не орфографическую значимость. Если автор рекламного текста желает подчеркнуть, что он уважительно обращается к Данному Конкретному Читателю, он вправе использовать прописную букву (тем более, если "индивидуализация" следует из содержания всего предшествующего и последующего текста рекламы). Но при этом нужно помнить, что хороший текст, как и хорошее кулинарное блюдо, важно "не пересолить", злоупотреблять прописными буквами не следует.

2 сентября 2009
Страница ответа
Здравствуйте, скажите пожалуйста, нужно ли выделять запятой междометие - чур- в предложениях: Чур, не я! или Чур, злоупотреблять!
Правильно с запятой.
14 августа 2007
Страница ответа

Журнал

Владимир Плунгян: «Первый урок корпуса — не злоупотреблять нормализаторством»

Как изменилось наше представление о языке после появления корпусов текстов, в частности Национального корпуса русского языка? Использование корпуса в практике лингвистических исследований уже стало общепринятым, а что дают корпусные данные теоретикам? Какие явления следует изучать в первую очередь и почему лингвисты не должны опираться на интуицию? Об этом Грамота поговорила с академиком РАН, заместителем директора Института русского языка им. В. В. Виноградова Владимиром Александровичем Плунгяном.

...Как изменилось наше представление о языке после появления...

... Это был очень наглядный урок: не злоупотреблять...

Проект по изучению языка Wordfreq закрылся из-за загрязнения данных нейросетями

В середине сентября Робин Спир, создательница проекта Wordfreq, который анализировал использование языка в интернете, объявила о том, что размещенная на нем информация больше не будет обновляться. В своем посте на платформе для разработчиков GitHub она объяснила свое решение тем, что среди данных для анализа оказалось слишком много «мусорных», и обвинила крупные компании, разрабатывающие генеративные нейросетевые модели, в создании «беспорядка»

...примера она привела «склонность» ChatGPT злоупотреблять...

Орфографические словари: как не ошибиться в написании слова

Даже грамотные носители русского языка сталкиваются с трудностями, когда им нужно написать редкое, длинное, заимствованное или просто незнакомое слово. Да, в современные устройства встроена автоматическая проверка орфографии, но она не всегда работает корректно и не помогает, когда мы (такое тоже бывает!) пишем важный текст от руки. В случае сомнений всегда лучше свериться со словарем — желательно с самым новым.

...Даже грамотные носители русского языка сталкиваются...

...nbsp;обучению письму, а фонетическим принципом злоупотреблять...

Русский язык как государственный: что означает этот статус

Термин «государственный язык» используется в законодательстве, но не имеет однозначного толкования. Что это такое и в чем его функция, каждый понимает по-своему. Ясно одно: «государственный» в этом случае — категория не лингвистическая, а правовая.

...Термин «государственный язык» используется...

...использовать просторечие, жаргонизмы, канцеляризмы; не злоупотреблять...

Tone of Voice: правила обращения с читателями

Английский термин Tone of Voice (сокращенно ToV) обозначает ту интонацию, которую улавливает в тексте читатель. Этот термин пришел из маркетинга и сначала касался только бизнес-коммуникаций, голоса бренда. Затем он стал применяться к любым видам коммуникаций с аудиторией, в том числе и к тому, как государство говорит с гражданами. И, наконец, сблизился с тем, что понимается на школьных уроках литературы под «образом автора». Как устроен этот образ и что может сделать пишущий, чтобы тональность текста попала в цель?

...Английский термин Tone of Voice (сокращенно ToV) обозначает...

...сегодняшнему дню, не выглядеть архаично, но и не злоупотреблять...

Что такое достаточно хорошая речь сегодня: главные критерии

Мы каждый день пользуемся речью, чтобы общаться устно или письменно, и для нас это естественно. Но речь — это еще и мощный инструмент, который позволяет нам формулировать и доносить свои мысли, рассуждать, спорить, убеждать и вдохновлять людей. От умения владеть словом может зависеть, примут ли нашу идею на совещании, подпишутся ли на наш канал, будут ли покупать наш продукт. Какие качества отличают хорошую речь и как можно развивать эти качества?

...Мы каждый день пользуемся речью, чтобы общаться устно...

...истерии, имея в виду истерику, и вообще злоупотреблять...

Право и профессиональную этику — на службу интересам потребителей рекламы!

За последние несколько недель прошла волна мероприятий и публикаций по поводу русского языка, словно давняя озабоченность наконец-то оформилась в конкретные мысли и отчетливые намерения. Это прежде всего акция «Народный диктант», инициаторы которой — журналисты «Российской газеты» — поставили эксперимент на себе и тем самым заслужили право предложить проверить свои знания по русскому языку отечественным чиновникам и политикам всех уровней и ветвей власти. За диктантом «по Льву Толстому» последовали выступления известных языковедов и деятелей культуры о русском языке как родном, как языке межнационального общения и как одном из мировых языков.

...За последние несколько недель прошла волна мероприятий...

...государственной и международной символикой, нельзя злоупотреблять...

Этапы освоения иноязычного слова

Какие этапы прохо­дит иноязычное слово, прежде чем стать своим, окончательно закрепиться в русском языке? Об этом – в интереснейшей статье Леонида Петровича Крысина «Этапы освоения иноязычного слова», опубликованной в журнале «Русский язык в школе» (№ 2, 1991).

...Какие этапы прохо­дит иноязычное слово, прежде...

...эти вопросы очевиден: не надо иноязычными словами злоупотреблять...

«Дивный новый мир» российской рекламы: социокультурные, стилистические и культурно-речевые аспекты

Раскройте любое издание, включите любой телеканал — и перед вами развернутся целые миры, о существовании которых вы могли и не подозревать. «Глобальные» претензии современной рекламы (зачастую абсурдные) отображает московский рекламный еженедельник «Экстра М»: «Мир кожи в Сокольниках» и «Электромир», «Мир потолка», «Мир окон» и «Мир ванн» (это названия московских магазинов). Группа компаний «Инрост», продавая обогреватели, зовет в «Мир идеального климата», «Весь мир Canon в магазинах „Конверс“!», «Мир мобильной связи» и «Волшебный мир компьютеров» (это слоганы — рекламные девизы).

...Раскройте любое издание, включите любой телеканал ...

...рекламисты всегда должны помнить об этом и не злоупотреблять...

Больше точных совпадений не найдено, показать близкие результаты?

Показать

Нашли нужный ответ на свой запрос?

Помогите нам улучшить поиск по Грамоте
1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2024 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!
На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия