Подсказки для поиска
Точное соответствие
Найдено еще 122 результата

Словари

Прилагательное
1.
Относящийся к деятельности ума, сознания, к работе мысли, связанный с ними; интеллектуальный.
2.
народно-разговорное Умный, толковый (о человеке).
Свойственный такому человеку. ироническое Излишне мудрёный, глубокомысленный, замысловатый.
Всё об этом слове
Существительное, мужской род, 2-е склонение
1.
Пространство, которое можно окинуть взором.
2.
(какой) Объём познаний, интересов, представлений кого-либо.
Всё об этом слове
Прилагательное, относительное
1.
Совершающийся, совершаемый по кругу.
Всё об этом слове
Метасловарь

Ответы справочной службы

Подскажите, пожалуйста, правильно ли расставлены запятые: "Поэтому насмотренность, кругозор и понимание, что происходит с индустрией, очень важны"

Пунктуация верна. Однако построено предложение небезупречно.

1 апреля 2020
Страница ответа
Какой из двух вариантов правильнее? Он безответственно относится к (своему, своим) образованию и кругозору.
Лучше: своему.
29 ноября 2006
Страница ответа
Здравствуйте, правильно ли расставлены знаки препинания: «Ну а снижение стресса в свою очередь положительно влияет на умственные способности».

В этом предложении сочетание в свою очередь является вводным: Ну а снижение стресса, в свою очередь, положительно влияет на умственные способности.

27 ноября 2024
Страница ответа
Добрый вечер, Скажите, пожалуйста, имеет ли право на существование выражение "международный кругозор", или это не очень удачное сочетание. Заранее спасибо, Елена

Трудно представить подходящий контекст для такого сочетания.

16 ноября 2012
Страница ответа
Здравствуйте. после слова литературе нужная запятая или нет? Участие в таких мероприятиях приобщает обучающихся к театральной и художественной культуре, литературе расширяет кругозор и воспитывает чувство любви к искусству

Запятая нужна. 

29 декабря 2022
Страница ответа
Что здесь не правильно? "Находясь в Германии,у нас состоялась встреча с немецкими коллегами." "Читая книги,посещая музеи и театры,расширяется наш кругозор." "Работа студента заключается в том,чтобы слушать,конспектировать и анализировать лекции."
Справочная служба не выполняет домашних заданий.
30 ноября 2006
Страница ответа
Здравствуйте! Ответьте, пожалуйста, на такой вопрос: как правильно написать "умственно неразвитый ребенок"? Заранее благодарю.

Если нет противопоставления, Вы написали верно (то есть не пишется слитно).

2 октября 2012
Страница ответа
Подскажите, пожалуйста, почему нужно переносить именно оте-/чественный, но нельзя от-/ечественный. На какое правило переноса слов нужно ссылаться?

Правило, на которое можно сослаться, звучит так: при переносе не разрешается отделять гласную букву от предшествующей согласной буквы, если эта согласная — не последняя буква приставки. См. § 215 полного академического справочника «Правила русской орфографии и пунктуации» под ред. В. В. Лопатина.

2 декабря 2024
Страница ответа
Скажите,пожалуйста, что означает слово "овидь"
Согласно словарю В. Даля, овидь -- огляд (поле зрения), закрой, кругозор, озор (обзор), окраина земли или волн, горизонт.
25 октября 2007
Страница ответа
здравствуйте, подскажите, пожалуйста, что такое "овидь"?
Согласно словарю В. Даля, овидь -- огляд (поле зрения), закрой, кругозор, озор (обзор), окраина земли или волн, горизонт.
16 ноября 2007
Страница ответа

Справочники

Смотреть со своей колокольни

Смотреть со своей колокольни (неодобр.) – судить о ком-, чем-либо лишь со своих личных позиций, с точки зрения местных нужд, односторонне (об ограниченности, узости взглядов, кругозора). Выражение собственно русское, но появилось, по одной из версий, под влиянием фр. patriotisme du clocher - «локальный патриотизм» (буквально «патриотизм колокольни»). Слово clocher - «колокольня» во французском языке в целом ...

...Смотреть со своей колокольни (неодобр.) &...

Двойное н и одно н в суффиксах прилагательных и существительных

§ 97. С двойным н пишутся суффиксы -енн (ый), -ственн(ый), -енн(ий) и -онн(ый) имен прилагательных, образованных от существительных, напр.: соломенный (от солома), обеденный (обед), жизненный (жизнь), свойственный (свойство), оспенный (оспа), ведренный (вёдро); умственный (ум), дарственный (дар); утренний (утро); позиционный (позиция), эмиграционный (эмиграция), экскурсионный (экскурсия); то же внутренний (от наречия: внутри, внутрь). Примечание В словах ветреный и ...

...§ 97. С двойным н пишутся суффиксы -енн (ый...

Семи пядей во лбу

Семи пядей во лбу – об очень умном человеке. Выражение возникло на основе френологических представлений о том, что по высоте лба можно судить об умственных способностях человека. Cтаринная мера длины пядь равнялась расстоянию между концами растянутых большого и указательного пальцев (меньшая пядь) или большого и среднего пальцев (большая пядь). Выражение основано на гиперболе, поскольку человек семи пядей во лбу должен был бы иметь лоб высотой около полутора метров.

...Семи пядей во лбу – об очень умном...

Вследствие (чего)

ВСЛЕДСТВИЕ (чего), предлог Обороты, присоединяемые предлогом «вследствие», могут обособляться. О факторах, влияющих на расстановку знаков препинания, см. в Прил. 1. И вследствие таких рассуждений он оставался вечно в одном и том же молчаливом состоянии, произнося только изредка какие-то односложные звуки, и приобрел таким образом титул скучнейшего человека. Н. Гоголь, Шинель. Я в юности не только не любил отношений с людьми, которые считали себя выше ...

...ВСЛЕДСТВИЕ (чего), предлог Обороты, присоединяемые...

Особенности написания отдельных суффиксов

§ 45. -енн-, -ян-. В именах прилагательных, образованных от существительных, следует различать суффиксы -енн- и -ян-. Суффикс -енн-, всегда безударный (заударный), обычно занимает в слове позицию после сочетаний согласных, напр.: буквенный, лиственный, лекарственный, молитвенный, мысленный, огненный, болезненный, казарменный, маневренный, оспенный, почвенный, бессмысленный, безветренный; но: соломенный, обеденный. Суффикс -ян- (после шипящих — -ан-) — чаще под ударением или в ...

...§ 45. -енн-, -ян-. В именах прилагательных,...

Ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий

Ямб – от iambos, хорей – от греч. choros "круговой танец", дактиль – от греч. daktylos, анапест – от греч. anapaistos "отраженный" (анапест рассматривался в древней поэтике как зеркальное отражение дактиля), амфибрахий – от греч. amphi "с обеих сторон" + brachus "краткий". Дополнение Н. Березниковой: Слово dactylos означает "палец". Взгляните на указатаельный палец – одна ...

...Ямб – от iambos, хорей –...

По подсчётам (кого, чего, чьим)

ПО ПОДСЧЕТАМ (кого, чего, чьим), в составе вводного сочетания Вводные сочетания «по подсчетам (кого-либо, чего-либо, чьим-либо)», а также вводные сочетания «по предварительным / самым скромным... подсчетам» обособляются. Подробно о пунктуации при вводных словах и сочетаниях см. в Прил. 2. Если верить продажной французской прессе (разумеется, я ей не верю), то, по подсчетам специалистов, в Париже на сегодняшний день находятся четыре с половиной тысячи ...

...ПО ПОДСЧЕТАМ (кого, чего, чьим), в составе вводного...

Безударные гласные в суффиксах

§ 42. В соответствии с общим правилом (см. § 33) написание букв на месте безударных гласных в суффиксах устанавливается путем проверки словами и формами с тем же суффиксом, в которых проверяемый гласный находится под ударением. Примеры суффиксов с проверяемыми гласными (в скобках даются проверочные слова). Суффиксы с буквой и: -ик: виновник, умник, ежегодник (стари´к, озорни´к, дождеви´к); -ник: путник, дворник, коровник, ценник (грибни´к, цветни´

...§ 42. В соответствии с общим правилом (см....

Учебник

Буквы н и нн в отымённых прилагательных и образованных от них наречиях и существительных

Будем откровенными: выбор между н и нн в прилагательных даётся нам особенно сложно. Но если верно определить состав слова, можно избежать странных и многочисленных ошибок. Например, не перепутать зелёную скамейку с зеленно́й лавкой.

...Будем откровенными: выбор между н и нн в прилагательных...

...Буквы н и нн в отымённых прилагательных и образованных...

....В полных отымённых прилагательных пишутся две буквы...

Журнал

Чтобы добыть драгоценное слово…

Живучесть словесных игр, переходящих из поколения в поколение, свидетельствует об их необходимости для умственного развития детей. Играя, они тренируют умение быстро вспоминать и точно употреблять нужные слова по заданным признакам, то есть активно владеть своим словарным багажом.

...Живучесть словесных игр, переходящих из поколения в...

...В пятом классе одной из московских школ на каждом уроке...

Как научиться говорить грамотно и выразительно во взрослом возрасте

Речь — визитная карточка человека. Умение четко и красиво выражать мысли — важный элемент общей культуры. Работать над развитием речи можно и во взрослом возрасте: повышая уровень речевой культуры, мы одновременно тренируем интеллект и память, расширяем кругозор, улучшаем навыки коммуникации.

...Речь — визитная карточка человека. Умение...

...Зачем говорить культурно Как известно, упорные занятия...

Brain rot — слово 2024 года по версии «Оксфордского словаря»

Термин brain rot буквально переводится как ‘разложение мозга’ или ‘умственная гниль’. Это выражение символизирует тревоги общества по поводу влияния чрезмерного потребления цифрового контента на ментальное здоровье, когнитивные функции и способность сосредотачиваться. Любопытно, что первое использование этого термина зафиксировано в книге Генри Торо «Уолден, или Жизнь в лесу», написанной в 1854 году. Оно встречается в этом ...

...Термин brain rot буквально переводится как &lsquo...

Метапредметный подход в обучении русскому языку: один за всех, все за одного

Русский язык как школьный предмет в основном сводится к правилам орфографии и пунктуации, разбору по составу, диктантам и пересказам. Но на самом деле речь — метапредметный навык, а русский язык — это еще и инструмент освоения всех остальных предметов. Как богатый словарный запас, умение анализировать текст и формулировать мысли помогают на математике, географии, обществознании? И можно ли развивать языковые компетенции на других уроках, а не только на русском? 

...Русский язык как школьный предмет в основном сводится...

...Расширять кругозор и словарный запас В бидоне...

Ирина Лукьянова: «Дать детям понимание, что язык — это инструмент»

Учитель, писатель и журналист Ирина Лукьянова в статье для издания «Мел» предлагает на уроках русского языка и литературы растить коммуникативно грамотных взрослых.

...Учитель, писатель и журналист Ирина Лукьянова в статье...

...Почему на уроках русского языка не происходит живой...

Тест и культура речи

О том, как бесконечные тесты в школе влияют на культуру речи и мысли, рассказывает статья в журнале «Наука и жизнь». 

...О том, как бесконечные тесты в школе влияют на культуру...

...Еще в 1980-х годах лингвист Михаил Викторович Панов...

Майя Владимировна Зарва — о пользе словарей для работников радио и телевидения

Нередко в практике телевидения и радиовещания возникает ситуация, которую наблюдал каждый из нас. Выступает крупный в своей области знания ученый, касается весьма важной темы — мало нам знакомых, но существенных научных проблем, только еще складывающейся теории и вытекающих из нее поразительных по значимости возможностей. Выступление необыкновенно интересно. Но стоит нам уловить в его речи произношение «беспрецеНдентный», где первый звук «н» явно лишний; или «изобрЕтенный недавно прибор» (вместо «изобретённый»); или «это играет большое значение» (вместо «имеет большое значение»), как мы отчетливо чувствуем, что наше увлечение передачей рассеивается, угасает, что мы уже отвлеклись от главной мысли, а то и просто потеряли ее. Причина заключается в том, что выступающий не в полной мере владеет литературным языком. Тогда как в публичной речи это абсолютно необходимо.

...Нередко в практике телевидения и радиовещания возникает...

...Основная черта литературного языка — общепринятость...

Вышла книга фонетиста Ольги Антоновой об истории и характерных чертах старомосковского произношения

Что такое старомосковская произносительная система, как она сложилась и чем она отличается от современной литературной нормы? Об этом пишет в своей монографии старший научный сотрудник отдела фонетики Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, кандидат филологических наук Ольга Антонова. 

...Что такое старомосковская произносительная система,...

...В книге подробно описаны особенности старомосковского...

Для чего нужен язык в первую очередь

Мы пользуемся языком, чтобы делиться информацией и обмениваться идеями. Гораздо сложнее понять, насколько язык необходим, чтобы мыслить. Сегодня есть данные, которые позволяют ученым утверждать, что язык и мышление существуют достаточно обособленно друг от друга. О новом исследовании рассказывает новостной портал Массачусетского технологического института. 

...Мы пользуемся языком, чтобы делиться информацией и&...

...Интуитивные представления и научные факты Американский...

Вслух о языке: лингвистическое просвещение в аудиоформате

О русском языке можно не только читать, но и слушать. Мы собрали очень разные подкасты и радиопрограммы: архивные и самые новые, часовые и минутные, с приглашенными экспертами и авторские. Из них можно узнать много нового и неожиданного про русский язык: его историю и современное состояние, значение слов и фразеологических оборотов, про неологизмы и жаргонизмы, про речевой этикет и историю алфавита. 

...О русском языке можно не только читать, но и слушать...

...Рекомендуем выбрать подходящую длительность, ведущих...

1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2025 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше